Кейс Богачевой. Насколько грозят Беларуси российские «фабрики троллей»?

Иллюстрация sobaka.ru

Сначала представители белорусских силовых структур сообщили, что Богачеву задерживали по запросу США, но вскоре отпустили на свободу. Теперь твердят уже, что и вовсе не задерживали.

В частности, заместитель генерального прокурора Алексей Стук сегодня сообщил журналистам: меры процессуального принуждения к Богачевой не применялись. Он обмолвился, что (цитата по БелТА) «может быть, наши пресс-секретари не совсем доходчиво донесли эту информацию».

С другой стороны, российский МИД опровергает сообщения некоторых телеграм-каналов и СМИ, что глава ведомства Сергей Лавров якобы звонил белорусскому коллеге Владимиру Макею и предупреждал о последствиях этого задержания. Мол, ни-ни, это злые силы клевещут и хотят испортить наши светлые отношения.

 

Кто все эти люди?


КГБ ищет белорусских наемников из армии «повара Путина». Кто они?

Для тех, кто в танке: Богачева попала под санкции США по делу о вмешательстве в тамошние выборы. В Минске, по сведениям российских СМИ, оказалась по пути на отдых с мужем и маленьким ребенком. Здесь ее якобы и задержали вечером 13 октября в одной из гостиниц. Богачеву называют сотрудницей (возможно, в прошлом) петербургского «Агентства интернет-исследований», в обиходе — «фабрики троллей».

В свою очередь, это агентство ассоциируют с бизнесменом Евгением Пригожиным, который также находится под американскими санкциями. Он получил прозвище «повар Путина», поскольку его компания занималась организацией питания высших лиц российского государства. Пригожина связывают также с «ЧВК Вагнера», которая участвовала в боевых операциях в Донбассе и в Сирии.

 

Почему историю стараются замести под ковер

Вероятная версия приключений Богачевой в Минске выглядит так. Сначала какой-то бдительный службист обнаружил, что дама с такой фамилией — в международном розыске, и начал действовать строго по инструкции. Но на каком-то этапе здешнее начальство спохватилось: ни черта себе, мы же выглядим в глазах союзника подлыми предателями, сдающими его граждан заокеанским супостатам!

Тем более что в российских СМИ уже зазвучали неприятные заявления из уст скорых на выводы деятелей.

«Непонятно ни одному здравомыслящему человеку в России, почему Белоруссия, братская нам республика, с которой мы строим Союзное государство, ведет себя таким образом», — заявил в беседе с РИА Новости член комитета Госдумы по делам СНГ Виктор Водолацкий.

А закулисно могли прозвучать и более грозные голоса больших московских шишек. Минску было крайне невыгодно светиться в таком контексте, особенно на фоне недавних визитов важных американцев, когда из России и так уже доносилось типа: предали, переметнулись на сторону дяди Сэма!

Короче, не исключено, что россиянку быстренько освободили и — цигель-цигель, ай-лю-лю! А теперь и Минск, и Москва вообще стараются замести эту историю под ковер.

Взаимное расшаркивание в истории с Богачевой говорит как минимум о том, что стороны «не заинтересованы в дальнейшем ухудшении отношений», заявил в комментарии для Naviny.by руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников.

Он подчеркнул: поскольку Беларусь несет обязательства в рамках Интерпола, то персону, которая по его линии в розыске, просто обязаны были здесь проверить. А то, что теперь представители белорусских властей усиленно отрицают сам факт задержания, может показывать, что в этой истории Минск занял в итоге «не юридическую, а скорее политическую позицию», говорит эксперт.

То, что Богачева находилась в Минске с семьей, могло быть и прикрытием, отметил собеседник.

 

Если Москва сократит поддержку и врубит свою пропаганду

Впрочем, независимо от конкретной цели нынешнего приезда Богачевой в Минск возникает вопрос более общего плана. Насколько в принципе российские «фабрики троллей» могут представлять угрозу для безопасности Беларуси?

Поротников отмечает, что у нас «убогое информационное поле, слабая внутренняя политическая инфраструктура», что повышает уязвимость к внешним информационным воздействиям (в частности, народ «ищет правду» в сомнительных источниках типа анонимных телеграм-каналов).

Вместе с тем, пока социально-экономическая ситуация не аховая и сохраняется «стагнирующая стабильность», потенциал таких воздействий ограничен, поскольку «белорусы реагируют на холодильник и кошелек, общество в значительной степени деполитизировано».

Другое дело, что сама экономика Беларуси сильно зависит от России. В частности, до сих пор нет соглашений по нефти и газу. Если Москва резко сократит поддержку и на этом фоне включит деструктивную пропаганду, то может получиться кумулятивный эффект.

Кремль не обязательно сделает ставку на президентские выборы 2020 года в Беларуси. Но может использовать их для раскрутки, вывода в публичную сферу новых фигур, говорит аналитик.

«Москва играет вдолгую. Ее цель — получить контрольный пакет акций при транзите власти в Беларуси», — считает Поротников.

 

По шаблонам, протестированным в Украине

Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск) Арсений Сивицкий, говоря о российских «фабриках троллей», заявил в комментарии для Naviny.by: «Угрозы, исходящие от таких групп, нельзя недооценивать».

По словам эксперта, с 2015 года российская сторона развертывает в белорусском сегменте интернета «инфраструктуру для проведения операций по информационному влиянию». Скупаются аккаунты в социальных сетях и формируются бот-сети, активизируются тролли на форумах, создается сеть «локальных ресурсов, которые мимикрируют под местные паблики».

Более того, по сведениям Сивицкого, даже проводятся учения по скрытому технологическому влиянию в условиях возможных масштабных протестных акций в Беларуси (так называемые «Propaganda Games. Belarus»), применяются ограниченные кибератаки на веб-ресурсы государственных структур с последующим размещением дезинформации и т.д.

Таким образом, мы видим, говорит аналитик, что «работа идет, причем по шаблонам, которые были протестированы в Украине, при вмешательстве в американские выборы».

У самих «фабрик троллей» — ограниченные функции, но их деятельность следует воспринимать «в контексте работы других частных и окологосударственных структур, связанных с разведывательным сообществом и Кремлем, который определяет стратегические цели в этой информационной войне», подчеркивает Сивицкий.


Российская пропаганда атакует Беларусь с черного хода

«В России создан эффективный инструментарий для вмешательства в политические процессы и манипуляции общественным мнением в других странах», — считает собеседник Naviny.by.

Он не исключает, что теперь с российской стороны ведется подготовка к возможному ухудшению отношений с Минском, которое может наступить уже в следующем году. Ведь с одной стороны, между союзниками налицо серьезные противоречия в вопросе «углубленной интеграции», с другой — приближаются президентские выборы в Беларуси, когда уязвимость власти повышается, подчеркнул Сивицкий.

 

У белорусской системы много уязвимых мест

Отметим, что Александр Лукашенко публично выражал тревогу по поводу активности внешних сил в байнете. В частности, в апреле, выступая с посланием в парламенте, высказался довольно недипломатично: «Вы посмотрите (…), кто у нас разного рода странички открывает в социальных и прочих сетях. Тут и соседи нам помогают. И те, кто в Беларусь приехал работать, так вот, тем надо сначала мозги вправить. Приехал в страну — работай как надо. Не хочешь работать — раз предупредили, второй раз вышвырнули из страны».


Мезенцев вместо Бабича. Москва сменила в Минске злого следователя на доброго?

Комментаторы связали эти аллюзии с бушевавшим тогда конфликтом между белорусскими властями и послом России Михаилом Бабичем, который привез с собой в страну пребывания специфическую команду. Вскоре Бабича отозвали, что было расценено рядом аналитиков как психологическая победа Минска.

Но это локальная победа. В принципе же Беларусь действительно очень уязвима для воздействий со стороны восточной соседки, с которой не слишком клеится, особенно в последний год. Система власти у нас завязана на одного человека, народ русифицирован, гражданское общество придавлено, политического класса, по сути, нет.

А еще — экономика капитально приклеена к России, как и белорусское медиапространство. Наконец, вопрос транзита власти — в полном тумане из-за специфики персоналистского режима. Умело качни эту во многом декоративную стабильность — и бери страну голыми руками.

В общем, при таком наборе слабых мест белорусской системы в Кремле были бы большими глупцами, если бы не имели гибридных сценариев на случай (или для) ее разбалансировки.

 Новости Беларуси Сегодня