Коррупция в Минздраве. Замминистра Лосицкий тратил взятки на лечение

Игорь Лосицкий

Поговорил с адвокатом, улыбнулся несколько раз, взялся руками за решетку — и сразу получил замечание от конвоира: «Не жестикулировать!». Нашел глазами мужчину, очень похожего на него, — улыбнулся ему. Во время суда ловил взгляд женщины, которая находилась в зале от начала заседания до конца.

До начала судебного заседания с журналистами не общался, как и его знакомые и родственники, которые заняли три скамьи в зале суда. Правда, к моменту, когда Лосицкий начал давать показания (это было уже во второй половине дня), остались всего две женщины.

Отвечая на вопросы прокурора, руки почти всегда держал за спиной, лишь иногда жестикулируя. В целом держался очень уверенно, опыт публичных выступлений в ранге большого чиновника ему явно пригодился.

Лосицкого обвиняют по ч. 3 ст. 430 УК (получение взятки лицом, занимающим ответственное положение). Наказание по этой части статьи предусматривает лишение свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Прокурор Юрий Шерснев зачитал обвинение, отметив, что именно Лосицкий был ответственным за закупки медтехники в Минздраве и являлся председателем соответствующей комиссии. Лосицкий, по версии обвинения, брал взятки за организацию централизованных закупок оборудования, начиная с 2015 года.

Во время допроса на суде Лосицкий пояснил, что как председатель тендерной комиссии «Белмедтехники» мог влиять на принятие решения только в случае равного количества голосов за и против регистрации. Тогда его голос был решающим. Лосицкий подчеркнул, что ни в коей мере не мог решать вопросы единолично.

Игорь Лосицкий стал заместителем министра в марте 2013 года. Осуществлял общее руководство и контроль за строительством, реконструкцией и развитием материально-технической базы отрасли здравоохранения. Курировал вопросы обращения медицинских изделий и лицензирования, являлся председателем профильных комиссий Министерства здравоохранения и «Белмедтехники». Другими словами, именно Лосицкий был ответственным за централизованные закупки оборудования для медучреждений страны.


Коррупция в Минздраве. «Мы наблюдаем то, что построил Лукашенко»

До назначения на высокую должность в Минздраве, Лосицкий с 2007 года был начальником управления здравоохранения Брестского облисполкома, а до того семь лет главным врачом Брестской детской областной больницы. В ту пору его заместителем в течение нескольких лет являлся Василий Жарко, который возглавлял Министерство здравоохранения с мая 2006 по декабрь 2016 года. Затем по август 2018 года он занимал должность заместителя премьер-министра, курировал социальную сферу. В июне 2018 года Жарко сказал журналистам, что не знал о коррупции в Минздраве.

 

«Трамадол ел пачками»

Например, в 2015 году Лосицкий взял 1500 долларов за благоприятное решение вопросов по поставке медтехники для 4-й минской городской больницы.

По этому эпизоду Лосицкий пояснил, что речь идет о спонсорской помощи со стороны предпринимателя Николая Гофмана в виде лабораторного оборудования и о согласовании договоров в Минздраве.

Лосицкий встретился с Гофманом и принял от него конверт. «Я понял, что он будет обращаться в Минздрав с просьбой разрешить оказать спонсорскую помощь. Он вручил мне каталог, в который был вложен конверт. Он сказал, чтобы потом прочитал внимательно. Конверт был передан с целью получить содействие. В конверте находилось 1500 долларов».

По словам Лосицкого, эти деньги были использованы на лечение некроза головки тазобедренного сустава правой ноги. На лечение ушло порядка 14 тысяч долларов.

Бывший замминистра рассказал, что ему изначально поставили неверный диагноз, долго лечили неправильно. Лечился зарубежным препаратом, который обошелся ему в 1500 долларов за курс, всего их было шесть.

«Трамадол ел пачками. Две на завтрак и две на ужин. Просил Жарко отпустить на другую работу, но не получилось. Уже другой министр (Малашко. — ред.) позволил лечь на операцию», — сказал Лосицкий и заплакал.

Он сказал, что основным мотивом брать деньги была необходимость платить за лечение. У Лосицкого есть в собственности только квартира в Минске и автомобиль, на котором он в течение многих лет ездил в Брест к семье, которая там осталась после его назначения в Минск. Также он выплачивает кредит за квартиру, которую, благодаря ходатайству Минздрава, построил в кооперативе Следственного комитета.

 

«Вреда Минздраву не принес»

Затем он за 10 тысяч долларов помог эстонской фирме Ou fairfield global принять участие в процедуре закупки с незарегистрированным медицинским изделием.

Тогда Лосицкий жил в общежитии Медуниверситета, а болевой синдром, по его словам, нарастал.

«Мне протянули конверт и сказали, что за будущее сотрудничество. При пересчете — 10 тысяч долларов».

Операцию Лосицкому сделали в 2017 году в 6-й клинической больнице. После операции в октябре 2017 года он встретился с представителем эстонской фирмы Зеленко, получил от него еще 10 тысяч евро. Деньги потратил на обучение сына в Медуниверситете.

Лосицкий настаивает, что деньги брал фактически ни за что, потому что вопросы решились бы в любом случае. Он признает факт взяток, но настаивает, что вреда Минздраву он не принес.

 

Я думал, что в пакете спиртное»

В 2016 году Лосицкий получил вознаграждение в размере 2 тысяч долларов от бывшего врача 12-й стоматологической поликлиники Владимира Кравчёнка. Тот рассказал, что хотел помочь своей дочери, которая работает стоматологом и одновременно сотрудником предприятия, продающего стоматологические материалы. Речь шла о регистрации стоматологических имплантатов.

Владимир Кравчёнок

«Моя дочь была расстроена тем, что один из препаратов никак не может пройти регистрацию. Я позвонил Игорю Лосицкому, потому что знал, что он курирует работу Центра испытаний и экспертиз. Он обещал помочь», — рассказал на суде Кравчёнок.

Вскоре после звонка Лосицкому в 12-ю поликлинику из Центра экспертиз и испытаний пришло направление на проведение испытаний как раз того имплантата, о котором шла речь в разговоре с замминистра.

Позже Кравчёнок встретился с Лосицким и передал ему деньги в конверте. Бывший главврач подчеркнул, что Лосицкий не выдвигал никаких требований по оплате услуги, не было никаких договоренностей по поводу благодарности. Дочь Кравчёнка, по его словам, ничего не знала о происходящем.

Лосицкий также подтвердил, что речь о деньгах не шла: «Я думал, что в пакете спиртное, как обычно. Я не мог представить, что он додумается положить деньги. Я не знал, что за вопросом стоит дочь. Он не озвучивал деньги, их увидел дома и использовал на лечение. Я был на него зол за то, что он положил деньги. Решил, что раз уже дал, использую».

 

«Не удержался»

Владимира Кравчёнка обвиняют по двум статьям — получение взятки повторно, в особо крупном размере (ч.ч. 2, 3 ст. 430) и злоупотребление служебными полномочиями (ч. 2 ст. 424).

Наказание по ч. 2 ст.430 — лишение свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наказание, согласно ч. 2 ст. 424 — лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Кравчёнок заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Лосицкий такое соглашение не подписывал, но в суде признал свою вину. Кроме того, он полностью возместил средства, добытые преступным путем.

Представитель прокуратуры Юрий Шерснев

Прокурор Юрий Шерснев на предварительном судебном заседании 4 января сказал, что «Кравчёнок оказал содействие в расследовании преступления, изобличил при этом других участников преступления, выдал имущество, приобретенное преступным путем, уплатил доход, полученный преступным путем. Условия досудебного соглашения о сотрудничестве выполнил в полном объеме».

При вынесении приговора всё это будет засчитано Кравчёнку в качестве смягчающих вину обстоятельств.

Как отмечается в зачитанном 11 января в суде обвинении Кравчёнку, с 10 августа 2010 года под август 2018 года тот был главным врачом и мог заключать договора и контракты, действуя от лица поликлиники. Занимался закупками для поликлиники. Входил в состав комиссии комитета по здравоохранению Мингорисполкома по разработке технических характеристик медтехники в стоматологии. Был уполномочен оформлять справки для закупок из одного источника.

Изучив материалы дела, обвинение сделало вывод, что он был наделен обязанностями по осуществлению юридически ответственных действий и грубо нарушил антикоррупционное законодательство — брал вознаграждения за решение вопросов, входящих в его компетенцию и являющиеся частью его полномочий.

Согласно обвинению, начиная с 2013 года, Кравчёнок брал взятки за организацию поставок оборудования и изделий медназначения в 12-ю стоматологическую поликлинику. Их размер варьировался от 300 рублей до 15 тысяч евро. Общий размер взяток — более 25 тысяч в долларовом эквиваленте.

Сразу несколько эпизодов были связаны с сотрудничеством с Владимиром Ладутько, учредителем «Геол-М», который также давал взятки за успешный исход в тендере по закупкам. Его имя как взяткодателя фигурирует и в деле Андрея Стрижака, бывшего руководителя управления здравоохранения Гродненского облисполкома, процесс над которым идет в настоящее время в суде Центрального района Минска.

Так, в 2012 году Кравчёнок заранее сообщил Ладутько условия покупки компьютерного томографа для нужд поликлиники. Сумма взятки составила 10 тысяч долларов. На суде Кравчёнок пояснил, что тогда был закуплен лучший на тот момент аппарат Planmeca, единственным поставщиком в Беларусь которого является компания «Геол-М». «Стояла задача купить высококлассное оборудование», – сказал Кравчёнок.

По его словам, Ладутько передал деньги по собственной инициативе, а Кравчёнок взял, «потому что не устоял».

В 2017 году он достиг договоренности с «Геол-М» об организации поставок четырех стоматологических установок — сообщил сведения о сроках, объемах и технических требованиях к закупкам, затем дал распоряжение своим подчиненных сформировать условия закупки согласно переданным сведениям. Получил вознаграждение от Ладутько в размере 15 тысяч евро.


«Я честный человек». Начинаются суды по делу о коррупции в Минздраве

До проведения тендера Кравчёнок встретился с Ладутько, которой пообещал ему в случае победы на тендере вознаграждение, сумму которого написал на бумажке. При этом Кравчёнок подчеркнул, что гарантировать победу Ладутько он не мог.

И все же оборудование поставила именно компания Ладутько, а бывший главный врач, согласно показаниям в суде, получил 15 тысяч евро и потратил их на отдых с супругой в санатории «Сосны», путешествие во Францию, а также обучение младшей дочери в Медуниверситете.

Кравчёнок отметил, что он хотел сделать 12-ю поликлинику лучшей в стране, и оборудование закупалось для улучшения качества обслуживания. По его словам, он никогда — по всем эпизодам дела — не договаривался о вознаграждении как условии сделки, оборудование выбиралось по цене, казачеству и другим показателям.

«Я клянусь хоть на Библии, хоть как угодно, что технические характеристики оборудования с Ладутько не обсуждались», — сказал Кравчёнок.

Два эпизода обвинения связаны с закупкой медаппаратов у компании «ВМК-дент». Кравчёнок получил от представителя компании вознаграждения в размере 300 и 600 рублей. Эти деньги он потратил на бытовые расходы.

 

Фото Сергея Балая

Сюжет: Коррупция в Минздраве Новости Беларуси Сегодня