«Никто не застрахован от шизофрении»

Создатель фильма «Жизнь с F20» Константин Рунец

«Например, они признаются, что боятся идти в магазин за продуктами. Им страшно, что они не так дадут деньги на кассе, не так посмотрят, не сообразят, что ответить. В общем, сделают что-то такое, что выдаст их диагноз. Они боятся не своего расстройства: им страшно жить в социуме, который их избегает и порою даже презирает. Но они не виноваты — проблема в самом обществе».

Константин Рунец говорит, что многие психически здоровые люди порой боятся показаться неадекватными или дефективными, а люди с шизофренией живут с этим ощущением постоянно.

«Причем, — добавил создатель фильма, — вокруг каждого больного шизофренией много вовлеченных людей. Это родители, дети, соседи, которых болезнь из близкого также затрагивает».

Заместитель генерального секретаря БОКК Романия Скоморошко отметила, что человек с психическими заболеваниями «получает клеймо, которое меняет его жизнь: порою отворачиваются даже близкие родственники. А ведь это такое же заболевание, как и любое другое. И в Беларуси только начинают это понимать».


Клубный дом для людей с психическими заболеваниями борется за выживание

Все шесть героев фильма посещают «Открытый дом» при БОКК в Минске, где с ними работают педагоги и психологи, которые поддерживают людей с шизофренией, помогая вернуться к полноценной жизни. Там они много общаются, вместе готовят еду, устраивают концерты…

«Открытый дом» работает по будним дням с 10 до 19 часов в Минске на улице Красной, 3. Центр открыт для всех, кто нуждается в психологической и социальной поддержке, а посещать его можно бесплатно.

В Минске есть еще один подобный центр — клубный дом «Открытая душа». Это одни из немногих мест, где с людьми, имеющими психиатрические диагнозы, работают не как с пациентами.

 

«Уберечь сына от него самого»

У Владимира, которому сейчас 25 лет, была обычная жизнь — учился, работал, а когда узнал, что заболел, «просто стал напиваться». Его отец, врач по специальности, изначально исходил из того, что надо «уберечь сына от него самого»: «Мы с женой были напуганы, но страх — плохой советчик».

Постепенно с адекватным лечением, реабилитацией, благодаря общению в «Открытом доме» в семье перестали задумываться о варианте переезда Владимира в интернат, и уже три года молодой человек обходится без стационарного лечения в РНПЦ психического здоровья. Теперь он знает: «Если ты заболел шизофренией, это не значит, что жизнь закончилась».

Андрей же вообще никогда не лежал в больнице по поводу своего заболевания. У него вторая группа инвалидности с пенсией 246 рублей: «Экономлю, веду строгую домашнюю бухгалтерию. Пишу стихи».

Герои фильма

Очень многие люди с шизофренией занимаются творчеством, некоторые работают, говорит директор РНПЦ психического здоровья, главный внештатный психиатр Минздрава Александр Старцев. Этим заболеванием в нашей стране, как и по всему миру, страдает около 1% населения.

 

 

Заболеть может любой

Александр Старцев отметил, что заболеть психическим заболеванием может любой человек, но это не значит, что, например, невротические расстройства или депрессия являются предвестниками более серьезного диагноза. Шизофрения развивается по другому сценарию, по сути, это измененная химия мозга.

Александр Старцев

«Стресс не приводит к шизофрении, — сказал врач. — Мы все сегодня в стрессе, и вне зависимости от стресса шизофренией кто-то заболевает, а кто-то нет. Если она возникает на фоне стресса, это стечение обстоятельств. Значим генетический вклад — считается, что болеют в три раза чаще те, у кого в роду было это заболевание. Тем не менее, никто не застрахован от шизофрении так же, как и от сахарного диабета».

Людям, у которых «нехорошая наследственность в части психических заболеваний», стоит вести более размеренный образ жизни, беречь душевые силы, отметил специалист. По аналогии — если человеку передалась по наследству слабость кости, ему не стоит заниматься контактными видами спорта.

 

Не бойтесь обращаться к специалистам!

Директор РНПЦ психического здоровья призвал обращаться к специалистам в случае, если есть подозрение на наличие психических заболеваний: «Если у нас не работает телевизор, мы сами его чиним? Нет, мы ищем мастера. Так и с любой проблемой со здоровьем надо идти к специалистам».

«Психическим здоровьем занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Психолог поможет сориентироваться в жизненных проблемах, а если заподозрит, что имеются более глубокие проблемы, направит к психотерапевту. Как правило, этот специалист занимается вопросами психического здоровья, вызванными стрессами. Если же он посчитает нужным, направит к психиатру», — пояснил Старцев.

Он подчеркнул — «не надо бояться психиатров, ведь можно упустить время. Сейчас есть качественные лекарственные средства, которые позволят помочь человеку. Практикуется комплексный подход при реабилитации».

По опыту Старцева, порой страх обращаться к медиками и лечиться основывается на желании родственников больного, чтобы «он был такой, как все, что невозможно, ведь он другой».

«Прежде всего надо принять заболевание, не перекладывать ответственность на окружающих. Врач направит, назначит лечение. Однако, к сожалению, вернуть человека с истинно психически заболеванием к тем позициям, с которых он ушел, не удастся. Это надо принять. И все же есть люди, которые с диагнозом “шизофрения” снимаются с психиатрического учета. У каждого человека “F20” протекает по-разному, неправильно говорить, что всех лечить надо одинаково».

Директор РНПЦ психического здоровья считает неправильным, когда психическими больными занимаются только психиатры:

«Мы лечим, но должна развиваться и система социальной поддержки. В стране в системе Минтруда и соцзащиты необходимо создать отделения дневного пребывания для психических больных. Это дополнение к существующей системе домов-интернатов. В Германии в такие отделения соцслужба отвозит даже лежачих пациентов.

Надо развивать сопровождаемое проживание, когда пациент проживает под контролем социальной службы. Такая система позволит родным людей с психическими заболеваниями работать».

 Новости Беларуси Сегодня