Споить до деградации. Топ получателей выгоды от алкоголизации белорусов

Фото pixabay.com

В реальность планы по борьбе с алкоголизмом воплощаются полумерами . Видимо, алкоголизация населения кому-то очень нужна. При этом с помощью рупоров пропаганды нас хотят убедить, что война с алкоголизмом идет и порой успешно.

Так, в Беларуси за первую половину 2019 года населению продано алкогольных напитков и пива на 1,8 млрд рублей. Это 8,6% розничного товарооборота торговли. Доля водки в общем объеме продаж составила 46,9%, других крепких напитков — 31,9%, доля пива — 21,2%.

Проблемы из-за чрезмерного употребления алкоголя коснулись едва ли не каждой семьи в Беларуси. Чьи интересы мешают решить проблему алкоголизма? Посмотрим на факты, числа, сделаем выводы.

Данные соцопроса Исследовательского центра ИПМ, 2019 год

 

Белорусы и алкоголь. Пять актуальных фактов

  • За первую половину 2019 года в Беларуси выросли продажи алкоголя до 3 млн 598,2 тыс. дал (абсолютного алкоголя). Рост составил 3,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это значит, что белорусы стали на 3,2% больше пить1.
  • Исходя из этих новых данных, мы имеем прогноз2 по потреблению алкоголя на весь текущий год. Если тенденция сохранится, то к концу 2019 года на каждого белоруса старше 15 лет будет выпито по 9,14 литра абсолютного алкоголя.
  • Потребление 9,14 литра на душу в год — это на 14% выше опасной черты в 8 литров. Преодолевшие этот рубеж общества встречаются с необратимыми последствиями: деградация социума, падение трудовой продуктивности, смертность, вред здоровью. Расхлебывать будущим поколениям3.
  • Примерно 20 млн долларов4 выделено из бюджета Беларуси на государственную подпрограмму по борьбе с алкоголизмом на 2016-2020 годы.
  • Минздрав в рамках этой подпрограммы осторожно запланировал снижение потребления алкоголя населением до уровня 7,95 литра на душу в 2019-м году, и до 7,9 литра в 2020-м. То есть к концу программы ожидается, что мы станем меньше пить всего на 100 мл ниже опасного уровня. Но при текущей тенденции (см. пункт 2), достижение этой цели почти неосуществимо (разве что при жонглировании цифрами в отчетности).
  • Как показывает статистика, с угрозой для жизни и нации мы пьем давно

     

    Как медики хотели спасти белорусов от алкоголизма? Крутые идеи, разбившиеся о стену сопротивления

    В государственном плане по борьбе с вредным потреблением алкоголя, помимо чисто формальных мероприятий, есть вполне здравые идеи, по чьей-то воле не нашедшие воплощения в реальности.

    Вот топ-5 проектов:

  • Не продавать алкоголь вблизи школ, садов, спортивных и медучреждений, за исключением кафе, ресторанов и т.п. На 2017 год была запланирована проработка вопроса. Как мы понимаем, предложение с треском провалилось в чьих-то кабинетах.
  • Ввести норматив (квоту) на продажу алкоголя магазинами. Не менее одного магазина на 5000 населения. То есть речь шла о том, чтобы количество торговых точек со спиртным регулировалась количеством потенциальных потребителей. В Беларуси на одну торгующую алкоголем точку приходится около 600 человек. В Швеции — 20 тысяч человек на одну точку, в Норвегии — 30 тысяч. Эти страны ведут целенаправленную антиалкогольную политику более ста лет и имеют успехи. В 2017 году прорабатывали целесообразность, и на этом всё.
  • Для больших магазинов (более 1500 кв. метров) предлагалось ввести законодательный запрет на торговлю алкоголем вне изолированных отделов. То есть в гипермаркетах убрать спиртное с глаз долой в специально отведенный угол, как это сделали с табачной продукцией. В 2017 году обсудили, и всё на этом.
  • Ежегодно сокращать объемы отгрузки на внутренний рынок алкогольной продукции (с одновременной переориентацией производства алкогольной продукции на экспорт). То есть предлагалось меньше накачивать внутренний рынок своим спиртным. Внимание, список «заказчиков» этого пункта проекта: концерн «Белгоспищепром», Минсельхозпрод, Белкоопсоюз, облисполкомы, Мингорисполком.
  • Ввести в местах продажи обязательную социальную рекламу о вреде алкоголя. Начало реализации этой идеи было назначено на 2016 год. Сколько такой рекламы мы видели?
  •  

    Кто получает выгоды от алкоголизма белорусов?

    1. Самый крупный бенефициар от алкоголизма белорусов —  предприятия концерна «Белгоспищепром».

    С 2019 года концерн стал самым крупным игроком на алкогольном рынке страны с легкой руки правительства. 12 марта 2019 года премьер-министр Сергей Румас подписал документ, по которому пБелгоспищепрома». Теперь власть гарантировала концерну квоту (разрешенный объем производства) на выпуск водки и ликеро-водочных изделий в размере не менее 60% от всего объема производимой в стране продукции. При этом для предприятий концерна на действуют ограничивающие условия (7 пунктов), обязательные к выполнению другими претендентами на квоты.

    Оценим остроту сарказма. Концерн «Белгоспищепром» выступает «заказчиком» в госпроекте Минздрава по борьбе с алкоголизмом белорусов и в тоже время выпускает свои изделия в объеме от 0,05 литра (пресловутые 50 грамм), наливает покупателям прямо у прилавка (это дегустации, по словам концерна, «не противоречащие закону»), не говоря уже о фактически монопольном положении на рынке у предприятий концерна.

    Алкогольная отрасль концерна «Белгоспищепром» представлена 12 предприятиями, осуществляющими производство алкогольной продукции. В холдинг входят: ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ», ОАО «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», ОАО «Витебский ликеро-водочный завод “Придвинье”», ОАО «Гомельский ликеро-водочный завод “Радамир”», ОАО «Гродненский ликеро-водочный завод», ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод», ОАО «Мозырский спиртоводочный завод», ОАО «Пищевой комбинат “Веселово”».

    2. Власть получает выгоду от алкоголизма белорусов. Пьющий электорат — зависимый, а значит, управляемый. Как это работает? Алкоголизм в обществе порицается. Так что алкоголиков можно считать социально уязвимой, дискриминируемой группой.

    И мы видим проявления: на алкоголика сразу покажут пальцем, что бы ни произошло с его участием, по делу и без. Подрались — потому что пьяные (а не потому что конфликт, не разрешаемый годами, или стереотипы, поддерживающие домашнее насилие), дети в социальной опасности — потому что мать пьет (а не потому, что мать задергалась, не находя поддержки и выхода из тяжелой ситуации).

    Как итог, пьющие граждане в реальности обладают меньшими правами, чем другие: ограничивается право на медпомощь (а, это пьяный лежит, не надо ему скорую вызывать), право на личное достоинство, право на достойную оплату труда, право избирать и быть выбранным.

    Этим пользуется государство, закрывая низкооплачиваемые трудовые места гражданами пьющими, при необходимости принудительно. К примеру, многие колхозы стали социальными гетто, где люди получают копейки и пьют. Когда денег не хватает, магазины дают спиртное на вексель, продавец записывает долги в тетрадь.

    В общем, зависимая, угнетаемая, с низкой самооценкой, ни на что не претендующая часть общества помогает власти сохранить свое положение.

    3. Руководителям проблемных предприятий выгоден алкоголизм работников. На пьянство можно переложить ответственность за устаревшее оборудование, низкое качество, нерентабельность, что часто и делается. Показателен случай в колхозе Лоевского района, когда слесарь умер в яме с навозом, когда попытался починить сломавшийся механизм и поскользнулся. Уголовное дело не возбудили, потому что слесарь, по выводам судмедэксперта, был пьян, хотя коллеги умершего утверждают, что был трезв.

    «Если ты пьяный или под шафе, ничего потом никому не докажешь. Это несомненно выгодно работодателю при несчастном случае на производстве!» — сказал в комментарии для Naviny.by правовой инспектор труда профсоюза РЭП Леонид Судаленко.

    «Работник в результате теряет все предстоящие выплаты (единовременное пособие, ежемесячное пособие в связи с утратой здоровья и прочее). В случае признания инвалидом он теряет и пенсию по инвалидности! Ну и конечно, он теряет право на возмещение морального вреда в конце концов. Алкогольное опьянение — это противоправное поведение работника на работе. И данное обстоятельство влечет отказ в признании травм производственными», — пояснил правовой инспектор Судаленко.

    4. Фонду социальной защиты населения алкоголизм выгоден, хоть и косвенно. Смертность от причин, связанных с алкоголем, понижает пенсионную нагрузку. Как известно, фонд соцзащиты испытывает трудности с финансами для выплаты пенсий: меньше пенсионеров — меньше проблем.

     

    Никакой коррупции

    От полноценной реализации программы Минздрава, которую мы рассматривали выше, наше общество, несомненно, выиграло бы. У медиков, милиции, соцслужб, МЧС, ГАИ, судов, тюремщиков стало бы меньше работы. Как минимум семьи и родные алкоголиков получили бы хоть какое-то облегчение. Общество со временем и при наличии условий пересмотрело бы свои привычки «культурного отдыха».

    Как культурно отдыхают белорусы. Соцопрос, 2019 год

    Остановилась бы деградация белорусов, высвободилась бы творческая энергия…

    В этой картине гипотетического будущего есть одна потерпевшая сторона. Все реально дающие результат реформы больнее всего бьют по сфере производства крепких напитков и сфере торговли ими. Их принято называть алкогольным лобби.

    Штрих к картине. Минздрав потратил 50 тысяч долларов налогоплательщиков на то, чтобы обзавестись убойными аргументами при попытках склонить власть к изменению алкогольной политики. Деньги ушли на разработку двух документов.

    25 тысяч долларов потрачено на подсчет финансовой выгоды от изменения правил игры при обороте алкогольной продукции на госуровне. Еще 25 тысяч долларов было выделено на разработку механизма регулирования экономики потребительского алкорынка.

    И что делает власть? Делает вид, считая деньги.

     

    Уточнения

    1С 2018 года Беларусь перешла на общепринятую систему подсчета употребления алкоголя населением: сколько продано в стране, столько, значит, и выпили. К учету плюсуют долю самодельных алкогольных напитков, что в нашем случае к картине болезни добавляет черты незначительного ухудшения.

    2Расчеты прогноза потребления. Дано: население в возрасте 15 лет и старше — 7 871 690 человек. За полгода потреблено 35 982 000 литров. Вопрос, сколько будет выпито к концу года на каждого белоруса в возрасте 15 лет и старше.

    3По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление человеком более 8 литров несет угрозу не только его здоровью, но и ведет к деградации общества, снижению трудовой продуктивности и влияет на последующие поколения.

    4Минимальное финансирование подпрограммы 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма» в рамках госпрограммы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 годы» предусмотрено в размере 392 095 млн рублей (в деньгах 2016 года). По курсу на 31 июля 2019 года это равняется почти 20 миллионам долларов (подсчет без учета инфляции). Предусмотрено выделение дополнительных средств.

     Новости Беларуси Сегодня