Преступление было совершено в ночь с 3 на 4 февраля 2009 года в Могилевской области .
Убийству 38-летней могилевчанки, которой нанесли множественные ножевые ранения, а также украли ее имущество уже 9 лет, и все эти годы отец убитой женщины обивал пороги всех инстанций, не соглашаясь с оправдательным приговором вынесенным судом главному обвиняемому Юрию Иванову.
Первоначально обвиняемый признался в убийстве и краже, написав даже явку с повинной, но впоследствии отказался от признания, апеллируя тем, что якобы дал показания под «физическим и психологическим давлением» со стороны сотрудников милиции. В итоге 22 февраля 2010 года Могилевским областным судом был вынесен оправдательный приговор в связи с нарушениями законодательства, допущенными в ходе следствия, а сам Иванов после приговора уехал в Россию, поскольку опасался повторного уголовного преследования за содеянное.
И вот спустя несколько лет следствие по делу об убийстве женщины возобновили. Как стало известно из средств массовой информации, во многом возможным это стало благодаря, прежде всего, настойчивости отца убитой женщины, которому удалось лично встретиться с президентом Александром Лукашенко.
Президент взялся изучить все материалы дела, которые ему прислал отец убитой женщины, после чего «дал команду прокурору и председателю КГБ чего бы ни стоило расследовать это уголовное дело». Судебное следствие (как и досудебное) предполагает некоторую закрытость информации, ведь тайну следствия еще никто не отменял. Печально, когда отдельные «комментаторы» в сети Интернет, в иронической и даже издевательской форме делают упор на «таланты» власти раскрывшей преступление за сутки, намекая не некое «кумовство и землячество» с потерпевшим, совершенно забывая при этом о трагедии уже старого человека потерявшего единственную дочь.
К тому же подменяются понятия. Вырванные из контекста слова Главы государства: «изучил за сутки», с легкой руки некоторых «доброжелателей» трансформировались в «раскрыл за сутки».
Но вернемся к фактам. Безусловно, работа была проделана трудная и большая. Как уже говорилось выше, летом прошлого года Глава государства дал поручение и дополнительно устно поставил задачу перед Генеральным прокурором и председателем КГБ. Поручение было дано в августе, а расследование по данному поручению было завершено в конце января 2018 года. Как видим не о каких сутках речь не идет. Окончательное обвинение в совершении данного преступления, после выяснения всех обстоятельств дела было вновь предъявлено Юрию Иванову.
Изначально раскрыть преступление казалось невозможным. Но КГБ и Генеральная прокуратура создали специальную группу из наиболее опытных сотрудников и стали искать тех, кто мог быть причастен к преступлению. В частности следствием отрабатывались версии о возможной причастности к гибели Светланы Поддубской родственников, бывших мужей, интимных связей погибшей, граждан, с которыми она находилась в конфликтных отношениях, строителей, осуществляющих ремонтные работы в ее доме, членов секты «свидетели Иеговы», к числу которых она принадлежала. Все они имели алиби на момент убийства, и их причастность к смерти Светланы не подтвердилась, в том числе при проверке их показаний с использованием полиграфа. Из 9 подозреваемых алиби не оказалось только у одного – Юрия Иванова.
Кроме того, в августе 2017 года в результате дополнительного изучения обстоятельств убийства Генеральной прокуратурой и КГБ было установлено совершенное Ивановым сопутствующее преступление – покушение на умышленное уничтожение либо повреждение имущества путем взрыва бытового газа в доме убитой. Обвиняемый открыл газовые конфорки и запер входные двери на ключ, имитируя несчастный случай. После выяснения этих обстоятельств, Иванов был объявлен в розыск и 8 августа при следовании из России был задержан на приграничной территории Витебской области.
Безусловно, были необходимы нестандартные пути ведения следствия. А потому было принято решение обратиться к выдающемуся белорусскому ученому, завкафедрой БГУ, профессору Лебединскому, автору более 150 работ по психолингвистическому анализу. Именно путем этой уникальной, не имеющей аналогов в Республике Беларусь судебной экспертизы, допросов сотрудников милиции, прокуратуры и экспертов, участвовавших в первоначальных следственных действиях, была подтверждена правдивость сведений, изложенных в явке с повинной Иванова датированной 10 февраля 2009 года. Также была подтверждена правдивость других материалов следствия.
Заключение судебной психолингвистической экспертизы от 22.08.2017 гласит: «Содержание представленных на исследование материалов (аудио- и видеозаписей и их текстовых распечаток, копии явки с повинной и объяснения)…позволяет прийти к выводу, что Ю.Иванов рассказывает о связанных с преступлением событиях, в которых он принимал непосредственное участие».
Также следствием была опровергнута защитная версия обвиняемого в том, что он якобы подвергался сотрудниками уголовного розыска воздействию при написании явки с повинной. Все работники милиции, контактировавшие с Ивановым в тот период времени, после очных ставок с обвиняемым были также опрошены с использованием полиграфа, который подтвердил правдивость их показаний о неприменении насилия к Юрию Иванову.
К слову, если все участники тех трагических событий полиграф прошли, то сам Иванов, неоднократно заявлявший о готовности пройти полиграф в ходе очных ставок, при предоставлении такой возможности отказался от этого без какой-либо аргументации…
Кстати, немалую роль в помощи следствию сыграли новые технологии и методики, которых на момент первоначальных следственных действий в 2009 году не существовало. Так, согласно заключению судебно-генетической экспертизы было установлено, что биологический материал в смыве с мойки в доме жертвы, был образован смесью крови, клеток убитой и крови, клеток нынешнего подозреваемого (нынешнего обвиняемого) Юрия Иванова.
Таким образом, выводы экспертизы свидетельствуют о том, что обвиняемый смывал со своих рук и ножа кровь Светланы Поддубской после совершенного убийства. Кроме того, согласно генетической экспертизы (еще в 2009 году) под ногтями убитой был обнаружен биологический материал (клетки, кровь) нынешнего обвиняемого. Это, безусловно, свидетельствует о борьбе убитой с Ивановым. Не стоит также забывать о том, что именно Юрий Иванов указал следствию место нахождения выброшенного им ножа…
Все эти улики позволили завершить трудоемкое следствие и передать материалы в суд. 27 марта 2018 года первый день суда по уголовному делу в отношении Юрия Иванова. Рассматривает уголовное дело Верховный суд. Хочется верить, что в этот раз, истинный виновный будет наказан, а отец убитой женщины, для которого это дело стало «последней целью в жизни», спустя 9 лет, наконец таки этой цели достигнет. Ведь как сказал Глава государства: «Заступиться и обеспечить справедливость в интересах этого простого человека, кроме нас, фактически некому».
Происшествия Беларусь — Новости Сегодня