Власти ищут способ распутать клубок плохих долгов

На этой неделе в стенах Нацбанка состоится совещание по инвестиционному банкингу . Одна из главных тем, которая будет там наверняка подниматься, — проблема плохих долгов, накопившихся в экономике. Власти предлагают ее решить нестандартным образом.

 

Какая цена у плохого долга?

С апреля по август пути решения долговой проблемы, возникшей в экономике, искала межведомственная рабочая группа, состоящая из семи подгрупп. Более ста человек (в основном представители госорганов и банков) изучали мировой опыт и готовили предложения по созданию национального рынка проблемных долгов.

К настоящему времени подготовлен проект концепции создания долгового рынка, однако перспективы реализации этого документа остаются туманными. Дело в том, что «товар», которым планируется торговать на этом рынке, весьма специфический — необслуживаемые кредиты, причем зачастую это долги госпредприятий.

В странах с рыночной экономикой банки продают проблемные долги с дисконтом организациям, которые специализируются на взыскании проблемной задолженности. В Беларуси только в этом году банки получили право продавать плохие долги с дисконтом, но остался нерешенным вопрос, какой дисконт можно устанавливать.

Поэтому упомянутая рабочая группа ломала голову последние месяцы над вопросом определения справедливой стоимости проблемных долгов.

Тема оказалась деликатной. Ведь в основном речь идет о долгах госпредприятий. Соответственно, если банк продает их с большим дисконтом, то такими сделками могут заинтересоваться правоохранительные органы, способные усмотреть корыстную заинтересованность в деятельности продавца. А если дисконт при продаже проблемного долга будет небольшим, то коллекторская организация может его не купить, и он будет продолжать висеть на балансе банка и портить его финансовые показатели.

Поэтому властям совместно с банками пришлось последние месяцы вырабатывать механизм определения справедливой стоимости проблемных долгов.

«По этой теме есть разные предложения. Рыночный подход заключается в том, что нужно определять справедливую стоимость проблемного долга с учетом чистых активов, которые есть у заемщика. Альтернативный подход выражается в том, что госпредприятия — это собственность всего народа, и задешево их долги продавать нельзя», — рассказал БелаПАН собеседник в финансовых кругах.

В общем, пока окончательного решения, по какой цене продавать проблемные долги, на официальном уровне не выработано.

 

Банки будут поднимать с колен проблемных должников?

Белорусские власти считают, что в стране нужно создавать не только механизм взыскания проблемной задолженности, но и систему оздоровления проблемных предприятий, которые оказались в долгах как в шелках. Поднимать с колен проблемных должников предлагается… банкам.

В мае был принят президентский указ № 200, который разрешил банкам взамен на необслуживаемые долги получать акции (доли в уставном фонде) проблемного заемщика. А уже в сентябре, две недели назад, Нацбанк запросил у коммерческих банков информацию о таких сделках.

Однако банки не спешат становиться акционерами проблемных предприятий.

«Зачем банкам это? Компетенций, чтобы управлять непрофильным бизнесом, у банков нет. Кроме этого, поскольку госпредприятия выполняют поручения министерств и ведомств, то и реальных рычагов управления такими предприятиями у банков не будет», — отмечает топ-менеджер одного из коммерческих банков.

В свою очередь, власти считают, что банки просто не хотят заниматься проблемным участком работы.

«Банки могли бы нанять профессиональных менеджеров, привести в порядок бизнес и через несколько лет вернуть долг, который сегодня является проблемным. Но банки не хотят напрягаться, брать ответственность за судьбу проблемных предприятий. Гораздо удобнее ничего не делать и говорить, что мы не можем», — отмечает собеседник БелаПАН в органах госуправления.

Тема вхождения банков в акционерный капитал проблемных заемщиков наверняка будет обсуждаться на этой неделе — Нацбанк запланировал на 20 сентября совещание с участием коммерческих банков, на котором будет обсуждаться инвестиционный банкинг.

 

Как распутать клубок плохих долгов? 

В бюллетене о результатах деятельности госсектора за второй квартал 2018 года говорится, что на предприятия с госкапиталом приходится 85% совокупной просроченной задолженности по кредитам и займам. Мало этого, в бюллетене о финансовой стабильности Нацбанк оценивает в 14% ВВП долги, которые госпредприятия «с высокой степенью вероятности» не смогут самостоятельно вернуть.

Как же распутать клубок плохих долгов, чтобы они не угрожали финансовой устойчивости банков?

«Единственный пример в Беларуси, когда предприятия оказались в долгах и банк стал ими управлять, повышать их эффективность, связан с деревообработкой. В 2016 году, как известно, проблемные предприятия деревообрабатывающей отрасли Беларуси были переданы в управление Банка развития», — вспоминает управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ Даниэль Крутцинна.

За два года Банку развития удалось вывести предприятия деревообрабатывающей отрасли из тупика. Если в 2016 году рентабельность их производственной деятельности составляла минус 18%, то в этом году была положительной и составила 6%. Правда, чтобы выйти на такой результат, Банку развития пришлось создать отдельную управляющую компанию («БР-Консалт»).

«Создавать отдельное подразделение или компанию, которая будет заниматься оперативным управлением проблемными предприятиями — это весьма затратное занятие. Теоретически, в Беларуси создание таких управляющих компаний может быть целесообразно только на базе крупнейших банков, у которых много проблемных активов», — считает Даниэль Крутцинна.

Реструктуризация проблемной задолженности путем вхождения банка в акционерный капитал проблемного заемщика — это сложный путь для кредитной организации, считает директор инвестиционной компании «Волат Капитал» Сергей Муханов.

«Оперативное управление нефинансовыми организациями — это не профильная для банков деятельность. В мировой практике проблемными активами банков занимаются специализированные организации, они выкупают у коммерческих банков плохие долги с дисконтом, а затем решают, как взыскать проблемную задолженность», — говорит Сергей Муханов.

Практика, когда банки самостоятельно пытаются управлять проблемными предприятиями, вряд ли у нас получит массовое распространение, считает эксперт.

«Во-первых, для этого нужно создавать профессиональную команду управляющих, а это долгий и весьма затратный путь, и вряд ли многие кредитные организации захотят такие расходы нести. Во-вторых, банкам непрофильные активы не нужны, а продать даже прибыльные предприятия — весьма сложное занятие», — отмечает Муханов.

Поэтому, считает эксперт, рынок проблемных долгов в Беларуси имеет перспективу только при наличии специализированной организации, которая сможет выкупать с дисконтом необслуживаемые кредиты у банков.

«Если распутывание клубка проблемных долгов видится как стратегическая задача на уровне государства, то, скорее всего, ему придется фондировать деятельность такого специализированного института. Вполне допускаю вероятность появления такого института на базе Банка развития, который уже имеет опыт «оживления» проблемных предприятий, в том числе в деревообрабатывающей отрасли», — предполагает Сергей Муханов.

А вот коммерческие структуры вряд ли захотят выкупать проблемные долги госпредприятий у банков, считают эксперты.

«Если приватизация в Беларуси исключена и банкротство госпредприятий не обсуждается, то, честно говоря, сложно представить покупателей, которые даже с дисконтом захотели бы купить долг проблемного госпредприятия. Ни одна коммерческая структура не захочет купить долг, а потом заниматься его взысканием десятки лет», — резюмировал Даниэль Крутцинна.

 Новости Беларуси Сегодня