Киевские чиновники Минобороны, несмотря на колоссальный перерасход, продолжают продвигать каталожное питание

Минобороны

Новый министр обороны Андрей Загороднюк, по словам оставшихся от прежней власти снабженцев Минобороны, — приверженец идеи скорейшего перевода всех армейских подразделений на питание по каталогу. В воинские части возвращается «еда из котла», приготовленная не по декларируемым Украиной современным стандартам НАТО, а на полевых кухнях прошлого века.

Ярый лоббист введения каталожного питания — начальник Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ Дмитрий Марченко — недавно заявил, что, несмотря на практически полную неготовность материально-технических ресурсов, в 2020 г. во всех воинских частях Украины будет вводиться питание по каталогу. Его поддержал такой «авторитетный» снабженец, как директор Департамента госзакупок и поставки материальных ресурсов Минобороны Владимир Гулевич, уголовное дело против которого, касающееся растраты 58 млн. грн. при закупках топлива для войск, САП не так давно передала в Антикоррупционный суд. Фактически выполняется задание бывшего помощника министра обороны Юрия Бирюкова — его ставленники при поддержке Проектного офиса реформ активно рушат отлаженную за десятилетие систему питания войск. При этом широко используются затертые до дыр лозунги «борьбы с коррупцией», под гром которых снабженцы Минобороны и «реформаторы» стремятся направить все бюджетные потоки в свой карман и избежать любого общественного контроля.

Военные пытались донести свою точку зрения: питание переведенных на каталог воинских частей резко ухудшилось в сравнении со снабжением личного состава готовыми блюдами, которое с 2007 г. вели гражданские аутсорсинговые фирмы. Не обеспечены оборудованием армейские кухни, поскольку заботу об инфраструктуре также брали на себя фирмы-аутсортеры. Необходимы капитальные ремонты складов и столовых, деньги на которые Минобороны все эти годы «экономило». Нет, наконец, поваров, кладовщиков и других необходимых сотрудников. Все эти обязанности лягут на личный состав, и вместо боевой подготовки солдаты строем отправятся отбывать кухонную повинность, которой не знали более десяти лет.

Рядовой состав переведенных на «каталог» частей уже ощутил на себе все его «прелести». И это далеко не вкус фруктов и деликатесов, которые внесены в каталог из более чем 350 наименований продуктов. Вместо сбалансированных полноценных блюд, которые подавали гражданские фирмы-аутсортеры, солдаты столкнулись с убогим рационом из самых дешевых продуктов, которые не по вкусу командному составу. В частях, питающихся по каталогу, не поставлен учет, не доводятся и не соблюдаются нормы и, конечно, процветает воровство – элитные каталожные продукты командиры заказывают для личного потребления и балуют домочадцев. При этом качество продуктов, закупаемых ВСУ по каталогу, Минобороны теперь проверяет исключительно в своих стационарных и мобильных лабораториях, где за положительное заключение нужно заплатить.

Но министерские снабженцы не желают учитывать реальное положение дел в воинских частях. Им совершенно безразлично, что возможен срыв питания, что солдаты останутся голодными или рискуют на службе получить заболевание желудочно-кишечного тракта. Чиновники спокойно соглашаются с тем, что кормление военнослужащих будет проходить в первобытных условиях, пока денежные потоки проходят через их руки. И представитель Офиса реформ на недавнем совещании у заместителя министра Дмитрия Марченко не постеснялся заявить: кормили переведенные на «каталог» части в нынешнем году буквально на полевых кухнях – ну и что? Поедят, мол, украинские солдаты и в руинах столовых, и в палатках, по продуктам пусть крысы шныряют – главное, чтобы по каталогу. Стоит процитировать слова Дмитрия Марченко: «Как часть переходит? Дается приказ, и командиру надо подготовить поваров, столовую, закупить кухонное оборудование. Делают ремонт, устанавливают новое оборудование — и потом переходят. А сейчас министр сказал: пусть сначала переходят на новую систему, чтобы уже поставлялись продукты по каталогу, — а с ремонтом уже потом будут догонять». Неспроста под фотографиями «шведского стола» для солдат, которыми иллюстрирует свои байки Дмитрий Марченко, можно увидеть подпись: «иллюстративное фото». Видимо, реальной части, где можно было отснять такие фото, найти не удалось.

Не волнует снабженцев Минобороны и то, что расходы на питание одного военнослужащего с введением «каталога» возрастут более чем на 50%. Данные аудита Счетной палаты, которая занималась перерасходом бюджетных средств, Минобороны строго засекретило. Чиновники Минобороны стремятся с 2020 г. аккумулировать в своих руках все бюджетные деньги, предусмотренные на питание военных, ремонты и оснащение пищеблоков и складов, и распоряжаться ими исключительно по собственному усмотрению. Ведь цена вопроса – миллиарды гривен.

Несмотря на то, что Окружной административный суд Киева приостановил действие приказа Минобороны о переводе на каталожное питание, и рассмотрение этого дела еще не закончено, начальник Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ Дмитрий Марченко уверяет, что переход всех частей ВС Украины на «каталог» будет в ближайшее время разблокирован с помощью внутренних поручений министра обороны Андрея Загороднюка.

На самом деле суд пытается обязать Министерство обороны действовать в рамках правового поля и защитить права военнослужащих. Каждый из них должен четко знать, кто, когда и как его накормит, как будут соблюдены нормы питания. Военнослужащие не должны полагаться на волю начпрода, командиры не должны вместо боевой подготовки составлять меню и ждать в итоге помощи волонтеров, чтобы солдаты нормально поели. Нужно напомнить, что оспариваемым приказом № 90 Министерство обороны изменило постановление Кабинета Министров Украины, и этот приказ находится вне правового поля. Минобороны должно было сначала обнародовать свои предложения по новой системе питания для общественного обсуждения, тогда профильные институты могли бы предложить свои изменения или альтернативный проект. И только после этого нормы должен был утвердить Кабмин.

Но если новый министр обороны также готов действовать через голову Кабинета Министров и общественности, вне правового поля, лишь бы продавить каталожное питание, то комментарии излишни. Вступая в должность министра обороны, Андрей Загороднюк отметил, что считает своими главными задачами борьбу с коррупцией, внедрение в украинской армии стандартов НАТО и европейских стандартов. Хотелось верить, что гражданский министр обороны обратит серьезное внимание на налаживание военного быта. Но на данный момент руководители обеспечения войск отбрасывают командиров и личный состав назад от каких-либо международных стандартов в этом вопросе. А ответственность за это ляжет прежде всего на министра обороны.

Верховенство права

Скандальные новости