«Нищий» бюджет Тюмени — долги и неэффективные расходы



«Нищий» бюджет Тюмени — долги и неэффективные расходы

Тюмень считается богатым и процветающим городом. Однако, если посмотреть на расходную часть бюджета, станет ясно, что перед нами пример неэффективных расходов и коррупционных схем. А когда задаёшь неудобные вопросы городским чиновникам Тюмени, они показывают на портрет Владимира Якушева.

В ноябре 2017 года депутаты Думы Тюмени приняли бюджет города на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 г.г. Во время обсуждения доходов и расходов бюджета депутаты назвали его параметры «рекордными». В том смысле, что доходы увеличились по сравнению с прошлым годом на 6 миллиардов рублей. Но он по-прежнему остается дефицитным. Дефицит Тюменского бюджета по планам составляет более 800 миллионов рублей. Это при том, что почти 60% бюджета составляют субсидии, и прочие безвозмездные перечисления из федерального, и областного бюджетов. Кстати, дефицит областного бюджета на 2018 год тоже является своего рода рекордом и составляет 27 миллиардов рублей и сопоставим с общей цифрой расходов бюджета областного центра – МО «Город Тюмень». О не простых взаимосвязях между властями региона и МО — в материале Устав. нет.

«И каждому – дай, дай, дай»

Конечно, по сравнению со скудными доходами бюджетов самых крупных МО Тюменской области типа Тобольска или Ишима, совокупные бюджеты которых далеко не дотягивают до доходов Тюмени, сумма в 26 миллиардов «тюменских» рублей выглядит впечатляюще. Но ведь и численность населения Тюмени составляет половину населения Юга всей Тюменской области. Соответственно, и расходы на содержание 700 тысячного города должны быть выше. И весь вопрос о «нищете» бюджета «визитной карточки» региона — МО «Город Тюмень», таким образом, упирается только в одно – эффективность расходования средств бюджета, и соблюдение известных приличий при рассмотрении схем воровства городскими чиновниками. Однако, общественность уже неоднократно убеждалась в том, что «приличия» в этой сфере тюменские чиновники потеряли давно. Последнее, и самое громкое тому свидетельство – недавний громкий скандал с распилами бюджетов в корпорации ТАЛК, о которых писал Устав. нет. Это наглядное свидетельство того, что губернатор Якушев и его команда является инициаторами создания коррупционной среды и соответствующих традиций в чиновничьей среде управленцев Тюменской области, которая охватывает все муниципальные образования региона. И более того – является основообразующей системой взаимоотношений не только между чиновниками и бизнесом, но и между чиновниками подчиненного уровня и их начальниками на уровне областного центра.

Схема по большому счету примитивна «как пятка» и опробована неоднократно. В этом можно убедиться на примере коррупционных схем в ГИБДД, которые «работают» в том числе и в Тюменской области:

«К примеру, бывший командир полка ДПС Сергей Беседин, осужденный к заключению в ИТК строгого режима на 5 лет, организовал систему поборов с рядовых сотрудников, которые были обязаны приносить ему дань наличными. Тем самым система коррупции на дорогах вовлекала в себя еще и водителей, возможно и их работодателей, то есть становилась всеобъемлющей в этой отрасли», — уже сообщал Устав. нет, опираясь на данные из открытых источников.

«Закрытые» источники, то есть те, кто сообщает нам информацию на основе анонимности в аппарате Думы Тюменского МО, или Законодательного Собрания региона, в частности, сообщают о том, что подобные схемы работают в и Тюменской области в целом. Только распределяются поборы уже между вице-губернаторами, то есть по зонам ответственности каждого из них. Среди упомянутых значатся лица, отвечающие за ключевые направления в жизни региона: Сергей Сарычев («этот вообще отвечает за все, особенно, когда губернатор в отъезде»), Наталья Шевчик – социальная сфера и образование, Вячеслав Вахрин – ЖКХ, строительство, экология и МЧС, Андрей Киселев – имущественные отношения и земельные вопросы в Тюменской области. Ну и так далее – там только в ранге заместителей губернатора значится десять человек.

«И каждому дай, дай, дай» — сетует собеседник из числа депутатов Тюменской Думы, и одновременно представителей местного бизнеса.  

А отсюда и проблема «нищих» бюджетов МО, и проблема коррупции на местах. И Тюменская область в этом смысле (может, за исключением ЯНАО, является показательной). Однако, как говаривал бывший директор ресторана гостиницы «Свердловск» во времена, когда первым секретарём Свердловского обкома партии был Б. Н. Ельцин: «Воровать надо не с оборота, а с прибылей – тогда никто ничего и не заметит». И ему можно верить.

«Большой скачок», но почти по Мао-Цзе-Дуну, или почему бюджет Тюмени «нищий»

Резкий скачек доходов в бюджет МО «Город Тюмень» образовался из-за решения региональных властей, увеличивших долю собираемых налогов НДФЛ в местный бюджет до 15%. Налог на доходы физических лиц является главной статьей доходов Тюменского бюджета и составляет почти 16 миллиардов рублей. Несмотря на дефицит в 814 миллионов рублей депутаты увеличили сумму расходных обязательств бюджета. По некоторым статьям по сравнению с прошлым годом расходы увеличены в несколько раз. Например, на здравоохранение запланировано увеличение расходов до 809 миллионов рублей. В 2017 году они составили только 49, 5 миллиона рублей.

Расходы на образование увеличились на полтора миллиарда рублей и составили 10,8 миллиардов. На развитие экономики запланировано направить 8,6 миллиарда, на жилищно-коммунальное хозяйство города – 2,7 миллиарда, и т.д., и т.п. Однако, во все эти бюджетные «бочки меда» можно добавить не по одному черпаку дегтя. Например – вопрос о том, из каких средств будет покрыт дефицит бюджета и обеспечено финансирование расходных обязательств города в рамках принятого бюджета. Ответ на этот вопрос есть – это средства, оставшиеся не израсходованными в 2017 году в сумме почти полтора миллиарда рублей. Тогда возникает сразу два дополнительных вопроса – каким образом эти остатки образовались, и почему они не работают на экономику или социальную сферу города?

Именно их и задал депутат Думы Тюмени Николай Руссу директору городского департамента финансов и налоговой политики Андрею Пилипчуку после его отчета о расходовании этих самых остатков бюджетных средств за 2016 год в 2017 году 22 марта этого года. Причем, исходя из информации Андрея Пилипчука, остатки эти образуются из года в год регулярно, и примерно в одном и том же объеме. Такой подход депутат Руссу назвал «неэффективным планированием», и обвинил чиновников администрации в некомпетентности. По мнению депутата, эти средства можно было бы потратить на развитие социальной инфраструктуры города, например, на благоустройство дворов МКД, или строительство детских садов, поликлиник, школ, которых в Тюмени не хватает. По подсчетам депутата-строителя «остатков» хватило бы на строительство одной-двух школ в год. А это, как минимум порядка 700 дополнительных рабочих мест, и соответственно – опять же налоги на НДФЛ в бюджет муниципального образования.

По подсчетам Николая Руссу только по этой статье, и другим потенциальным налоговым отчислениям в бюджет города, Тюмень ежегодно теряет порядка 400 миллионов рублей. Кроме того, следует учитывать, что средства хранятся на счетах городского казначейства, а это значит потерю еще порядка 140 миллионов рублей с учетом инфляции, поскольку они хранятся на счетах казначейства под нулевой процент, и не участвуют в коммерческом, или хозяйственно-экономическом обороте:

«То есть за год мы потеряли 140 миллионов рублей. Любой экономист вам расскажет, сколько вы потеряли за год рабочих мест, квадратных метров – чего угодно из-за неэффективного планирования. Давайте посчитаем, сколько дворов можно было сделать, сколько теплотрасс отремонтировать. Это огромное количество», — цитирует депутата Тюменская интернет-газета «Вслух. Ру».

И в этой ситуации следует учесть один важный момент, который приводит нас к следующей главе нашего материала – об эффективности использования бюджетных средств. Все дело в том, что распределение остатков бюджета, происходит на согласительных комиссиях, и позволяет чиновникам обрести относительную «свободу» при их использовании, минуя предыдущие решения Думы. А это не исключает, мягко говоря, факторы аффилированности городских чиновников с различными бизнесами – транспортным, дорожно-строительным, продовольственными закупками, а значит и откатными схемами, которые у нас по-прежнему являются основой безбедного существования чиновничьей касты на всех уровнях власти.

 «Каким дерьмом вы кормите наших детей!?»

В продолжение темы хочется отметить, что само понятие «неэффективное расходование средств бюджета» содержит в себе множество смыслов, которые в наших реалиях можно «разбросать» по таким темам как элементарная безграмотность чиновника-исполнителя, халатность, умышленное воровство бюджетов с целью наживы, или откровенная коррупция. Степень ответственности тоже самая разная, но в Тюмени она ни разу ни по одному из вышеперечисленных примеров не привела чиновников на скамью подсудимых. Зато долги по не возвращенным в результате «неэффективно использованных средств» растут как снежный ком, а потом списываются. С такими фактами ежегодно сталкивается аудиторы Счетной палаты города Тюмени, которые в течение одного года проводят до сотни проверок. Среди системных нарушений, с которыми ежегодно приходится сталкиваться специалистам Счетной палаты – расходование средств на капремонты, ремонт дорожной сети города, ремонт муниципальной собственности, сдача ее в аренду, а также содержание муниципальной собственности при неэффективном ее использовании.

Как правило, аудиторы отмечают что при проведении ремонтных или строительных работ, исполнители и подрядчики допускают низкое качество работ и использование негодных строительных материалов, но одновременно с этим наблюдается и завышение расценок на выполнение работ, а также часты случаи, когда муниципальная собственность, сданная в аренду, остается не оплаченной, или в договорах вообще отсутствует статья о возмездной аренде в пользу муниципалитета. По словам Председателя Счетной палаты города Владимира Казанцева, практически всегда, наказания за выявленные нарушения были не адекватны содеянному. Часто за выявленные многомиллионные нарушения чиновники отделывались выговорами, или их просто увольняли со службы. Так, например, случилось после выявления аудиторами нарушений со стороны дирекции департамента дорожной инфраструктуры и транспорта на 10 миллионов рублей, когда за то, что должностное лицо, допустившее завышение стоимости дорожно-строительных работ, чиновник этот получил всего лишь выговор. Это происходит из года в год. Например, по данным проверок Счетной палатой 40 бюджетных учреждений города Тюмени в первом квартале 2017 года (пока данные есть только за этот период), выявлено нарушений на сумму 6 миллионов 767 тысяч рублей. Среди них традиционные – завышение стоимости проведения ремонтно-строительных работ на объектах муниципальной собственности, или при проведении капитальных ремонтов МКД, завышение объемов выполненных работ, искажение отчетности, нарушение норм ценообразования и т.п. Помимо ремонтов самыми характерными нарушениями были нарушения в сфере образования — на организацию детского питания. Что характерно большая часть нарушений касалась сферы бухгалтерского учета. Это когда искажаются реальные цифры стоимости закупок в сторону увеличения. А из общей суммы нарушений в 3 миллиона 901 тысяча рублей, так называемые «приписки» составили 3 миллиона 326 тысяч рублей. Можно себе представить каким же дерьмом кормят тюменских школьников!

И по каждому примеру приводятся конкретные адреса с указанием ответственного лица, и организации-исполнителя. Но когда дело доходит до суда, то выясняется, что возврат денег в бюджет не возможен, например, потому, что подрядчик уже обанкрочен, и взять с него нечего. К тому же возврат долгов, или возбуждение уголовных дел часто сопряжены с прямой заинтересованностью либо судебных исполнителей, либо представителей правоохранительных органов, которые в этом случае стараются воспрепятствовать реализации законных интересов города, действуя по согласованию с коррумпированными чиновниками. При этом, некоторые депутаты Тюменской Думы, в частности, одиозная Альбина Селезнева упрекает Счетную палату в неэффективности работы, поскольку на ее содержание из городского бюджету уходит около 50 миллионов рублей, а сумма ежегодно возвращаемых в бюджет средств от «неэффективных» трат бюджетных денег значительно меньше. Однако, и саму Альбину Селезнову, как и руководство Думы, тоже есть в чем упрекнуть, если говорить о бюджетных тратах.

Как говорят во власти гражданам в ответ на упреки в коррупции – «начните с себя»

Как уже писал Устав. нет, речь, в частности, идет о деятельности комиссии городской Думы по так называемом поощрениям. Само существование этого органа, кстати, как и зарплата ее председателя Альбины Селезневой, тоже вызывает массу вопросов у депутатов и общественников. Дело в том, что комиссия, не указанная в качестве легитимного органа управления ни в одном официальном документе, тем не менее существует, занимается распределение не таких уж и маленьких средств. Поощрения в данном случае предполагается распределять среди граждан, коллективов общественных организаций, или производственных предприятий за особые достижения или заслуги в развитии города. Согласно процедуре лица или коллективы награжденные грамотой или благодарственным письмом от лица Городской Думы подлежат также премированию в виде реальных денежных выплат в сумме от одной тысячи до 5 тысяч рублей. Общий фонд в среднем за последние три года составил порядка двух миллионов рублей. И вот эти средства стали причиной громких скандалов в 2013 и 2014 годах. Как выяснилось, скажем, в 2014 году, вместо выдачи полагающихся финансовых бонусов премированным, руководство Думы на этом существенно экономило.

Происходило это на протяжении трех лет подряд, так в 2014 году вместо выплаты заслужившим поощрение горожанам 834 тысяч рублей до них дошло только чуть больше 500. Остальную часть суммы, оставшуюся от накопленных за три года двух миллионов, Председатель Думы Дмитрий Еремеев распределил в виде премий себе и своим заместителям. При этом Альбина Селезнева, которая руководит «мифической» комиссией, объясняла это тем, что многие из подлежащих поощрению не написали соответствующего заявления с просьбой предоставить им его в денежном выражении. Получается абсурдная ситуация – человек, признанный депутатами «достойным» награды от городской Думы должен сам попросить в письменной форме выдать себе премию. Все это напоминает элементарное «крысятничество», при этом размеры премий Еремеева и его заместителей так и не были озвучены. Альбина Селезнева, между тем, единоличным распоряжением Дмитрия Еремеева включена в состав освобожденных депутатов Думы, которые имеют право получать зарплату, хотя, согласно Уставу таковых должно быть всего трое.

Кстати, и сама Альбина Селезнева была замечена общественниками из «Народного контроля» Тюмени в нечистой игре при распределении муниципальных грантов для общественных организаций. Так, на протяжении ряда лет одни и те же общественные организации получают солидную бюджетную поддержку, в то время как другие – скромные суммы от 50 до 100 тысяч рублей. Так, в 2014 году некоммерческое партнерство «Палата представителей органов ТОС г. Тюмени», и еще три организации получили из бюджета 6 миллионов рублей из 10-ти, предназначенных для распределения грантов. «Палату представителей органов ТОС» в Тюмени как раз и возглавляет депутат Альбина Селезнева. Но, судя по результатам телефонного опроса рядовых жителей города, никто из тюменцев о существовании такой общественной организации, не говоря уже о реальных ее делах, даже не слышал. Так на что же пошли бюджетные гранты?

Отдельная статья расходов – «распил» бюджетов

В продолжение темы о неэффективности расходования бюджетов, и участия в них тех, кто должен надзирать за эффективностью денежных расходов, можно вспомнить проект депутата Юрия Баранчука. В прошлом году Юрий Баранчук вошел в пятерку самых богатых депутатов Думы Тюмени. Он показал официальные доходы за 2016 год в объеме 31 миллион 859 тысяч 107 рублей. Кроме того Баранчук среди депутатов Тюменской Думы является одним из самых крупных землевладельцев – ему принадлежит 779 соток земли, жилой дом площадью 543 квадратных метра, 2 квартиры в Тюмени, 8 нежилых строений и собственная воздушно-кабельная линия. Он, являясь руководителем Федерации велоспорта Тюменской области, усиленно продвигает проект создания в городе зон велосипедного движения, на который уже потрачено в течение трех лет от 5 до 10 миллионов бюджетных рублей. Точной цифры в открытых источниках нет. Зато есть богатая информация о том, что велодорожки, якобы создаваемые для велосипедистов – чистая профанация. Поскольку на протяжении уже «построенных» для велосипедистов 18 километрах, в городе есть только несколько худо оборудованных велопарковок (причем в самых неудобных и неактуальных местах), а сами велодорожки выделены разметкой на обычных городских пешеходных тротуарах (некоторые из них были построены еще при Сталине-Хрущеве-Брежневе). Что создает реальную опасность для жизни и здоровья как самих велосипедистов, так и для пешеходов, для которых, собственно эти тротуары и были построены. Что это, как не «распил» бюджета?

В предыдущих публикациях Устав.нет уже указывалось на то, что отдельной, и самой крупной статьей расходов Думы Тюмени, которая тоже подлежит «распилу» являются расходы на освещение деятельности представительного органа власти муниципалитета. Так, в 2016 – 2017-м г.г. было запланировано потратить на освещение деятельности Думы, и, отдельной строкой на интервью с председателем Думы и его заместителями, порядка шести миллионов рублей в год. Лоты о торгах ежегодно появляются на сайте госзакупок. При этом, согласно техническим условиям, заявленным заказчиком, реально в торгах по каждому лоту сможет принять участие только одно «избранное» СМИ. Это заметили журналисты и местные общественники, которые уже неоднократно говорили о целесообразности подобных расходов. Причем, в условиях, скажем для печатных СМИ, специально оговаривалось, чтобы имели место размещение не только текстовых материалов, но и фотографий, что удорожает проект принципиально.

С учетом того, что представительный орган власти является, по большей части, только ретранслятором федеральных и областных законов, говорить особо не о чем, зато можно увеличить объем печатных площадей за счет размещения фотографий, а соответственно, расходы на бумагу, что и удорожает стоимость госконтракта. Но, как мы уже говорили, реальная работа депутатов-миллионеров находится совсем в других местах, там, где они осваивают бюджетные средства, что делает освещение их «представительской» деятельности вообще бессмысленным и ненужным.

 И, тем не менее, известно, что всего за последние несколько лет Тюменская городская Дума заключила 234 государственных контракта на общую сумму 120 миллионов 105 тысяч 267 рублей.

В ТОП-10 исполнителей вошли почти все местные СМИ и некоторые СМИ из соседних регионов. В «любимчики» традиционно попадают АО «Редакция газеты Тюменский курьер», местный филиал ВГТРК, ЗАО «Студия ТРТР» (именуемая жителями как «Тыр-Тыр»), АНО «Тюменская область Сегодня» и АНО «Тюменские Известия». Оппозиционных, или хотя бы допускающих рассмотрение альтернативных взглядов на события там нет. Затесалась только странным образом фирма ООО «Порт», специализирующаяся на поставках моторного топлива. Но сумма их контрактов тоже не маленькая – 3 миллиона 124 тысячи 253 рубля. Но это уж «дело вкуса» руководителя – может он пьет это моторное топливо, или заправляет свой «Тойота Лэнд Крузер 200»?  

ustav.net

Скандальные новости