Офшоры без водки — деньги на ветер



Офшоры без водки — деньги на ветер

Кредиторы Рустама Тарико устали искать свои деньги в офшорах и в отчаянии просят общественность помочь вернуть средства.

Как передаёт корреспондент The Moscow Post, в России продолжает рушиться бизнес-империя «водочного короля», владельца ГК «Русский Стандарт» Рустама Тарико. Накануне экс-гендиректор ИД «Коммерсант» Андрей Васильев обратился с просьбой помочь взыскать долги с банка к председателю общественного совета при МВД России Анатолию Кучерене. До какого состояния Тарико довел кредиторов, что те просят помощи у общественности?

Еще в 2014 году Васильев прикупил еврооблигаций «Русского Стандарта» — Тарико тогда как раз нужны были деньги на оживление водочного бизнеса. Но уже через год владелец банка предложил долг реструктуризировать, в процессе чего еврооблигации заменили на облигации близкого Тарико офшора Russian Standard Ltd.

Всего через два года после этих событий Russian Standard Ltd допустила дефолт по бумагам на $545 млн. В их числе, похоже, оказались и деньги Васильева, а также многих других доверчивых людей, задумавших вкладываться в проекты скандального бизнесмена. В итоге вернуть средства не помогла ни глава ЦБ Эльвира Набиуллина, ни даже нанятые в 2019 году структуры из А1 Михаила Фридмана.

Как пишут «Ведомости»,  сегодня Тарико и вовсе не хочет идти на переговоры. Возможно, для того, чтобы либо истёк срок давности, либо инвесторы устали ждать и принесли ему бонды по цене 25%. Перефразируя — скорее всего, Тарико специально «тянет резину», чтобы «обуть» партнеров. Не очень порядочно для одного из крупнейших бизнесменов РФ?

Читайте также: «Ингавирин» травит россиян! Рейхарты прикрывают свое АО «Валента Фармацевтика»

Если это правда, то не поможет и Кучерена, ведь деньги могли банально вывести. На рынке ходят упорные слухи, что бизнесмен большую часть времени проводит за рубежом. Готовит себе «соломки»?

Самое время, потому что буквально пару месяцев назад ему «прилетело» и с другой стороны. В июне фонд Pala Assets бывшего совладельца «Мечела» Владимира Йориха обратился в суд с требованием увеличить почти на 900 млн рублей требования по иску к Рустаму Тарико и его ГК «Русский Стандарт».

И причина, по сути, та же самая, которая толкнула бывшего гендиректора Коммерсанта искать помощи то у Набиуллиной, то у Фридмана, то у Бог знает кого еще. Открылись новые обстоятельства сделки принадлежащего Тарико банка «Русский Стандарт», которую представители Pala Assets, как держатели 25% дефолтных бондов учреждения считают заведомо невыгодной. В итоге общие претензии выросли до 4,5 млрд рублей.

Невыгодной в фонде посчитали сделку по передаче «Русским Стандартом» 6% акций компании Roust в пользу Flli Gancia & Spa. Сделано это было в аккурат перед дефолтом, допущенным банком в 2017 году. При этом никаких сведений об оплате сделки инвесторы найти не смогли, что позволило предположить, что деньги, опять же, банально вывели. Похоже на историю Васильева?

При этом балансовая стоимость утраченных 6% Roust — ни много, ни мало 4,7 млрд рублей, то есть сильно больше того, на что изначально претендовали в Pala Assets, а общая сумма претензий структуры к Тарико может достигнуть 7 млн рублей. Сюда добавляют убытки, в 4,2 млрд рублей, понесённые банком после продажи акций Roust.

В 2018 году — новые претензии к Тарико, уже со стороны другой группы кредиторов во главе с «Мириад Рус».  Через год после допущенного Русским Стандартом дефолта они потребовали изъять вложенный залог — 49% банка «Русский Стандарт». Об этом также писали «Ведомости». Надо ли говорить, что Тарико расставаться с почти что половиной банка не спешит, несмотря на все свои обязательства?

«Стандарт» посыпался?

Это не удивительно. Ведь передача структуры под контроль внешних игроков может вскрыть возможные масштабные махинации в банке? Если они имели место, разговор с Тарико будет уже совсем другим. А пока структура буквально сыпется на глазах.

Сейчас кредитный рейтинг банка негативный – «ruBB-«. Это означает низкий уровень кредитоспособности, финансовой надежности и устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в РФ. Уже одно это делает крайне сомнительным перспективу кредиторов вернуть свои вложения.

Показатели за год — просто удручающие. Такое впечатление, что все, что есть в банке, пускают с молотка или переводят на какие-то другие активы. Как еще можно объяснить годовое падение чистой прибыли почти на 50%? Внезапно от Тарико отвернулись все клиенты?

При этом активы нетто сократились более, чем на 4%, капитал — почти на 15%, кредитный портфель на 3,96%. Вложения в ценные бумаги упали на 11%. Это, на секундочку, более 13 млрд рублей. Если банк перестаёт вкладывать деньги в ценные бумаги, значит он вообще не планирует зарабатывать. И это очень плохие новости для вкладчиков. Можно было бы предположить, что их деньги перестали работать, если бы не было подозрений, что денег в банке давно уже нет.

В силу этого наблюдается отток вкладов физических лиц из «Русского Стандарта» в размере 3%. Но это ерунда, потому что о возможном скором крахе банка подозревает бизнес. Вот он то и ломанулся из детища Тарико, да как! Отток средств предприятий и организаций за год — минус 92%. Это почти 28 млрд рублей из 32 млрд бывших в наличии. Воистину, репутация Тарико бежит впереди него самого.

Дальше хуже. Рентабельность активов нетто скатилась в подвал, похудев сразу на 46% за год. За ней же покатилась рентабельность капитала — почти на 40%. То есть банком структуру Тарико можно назвать уже с большой натяжкой — разве что лицензию не отобрали. Но этот день должен быть не за горами.

Из плюсов лишь растущая просроченность по кредитной задолженности. И правда — если банк и Тарико сами не спешат отдавать свои долги, к чему торопиться их оставшимся немногочисленным клиентам?

Куда пропадают деньги из банка и других структур Тарико — вопрос открытый. Но и его активы, особенно водочные, выглядят очень подозрительно. Как писала «Лента.ру»,  за последние годы в алкобизнес Тарико из структур «Русского Стандарта» могли уйти более 19 млрд рублей. Это почти две трети всех вложений фирм и организаций в банке. Может, это их деньги и были?

В то время, как прибыли банка и его вкладчиков улетели в подвал, они резко выросли в других структурах бизнесмена. В первую очередь, в АО «Руст Россия» — головной водочной структуре. С 2017 (дефолтного для банка «Русский Стандарт») по 2018 год выручка той компании скакнула сразу на 15 млрд рублей — с 36 до 51 млрд. При этом компания почему-то понесла убытки в размере 1,5 млрд рублей, а стоимость её активов снизилась на миллиард.

По итогам 2019 года ситуация тоже интересная — выручка упала до 37 млрд рублей. То есть этот всплеск в 15 млрд был разовым. За год в РФ резко полюбили и резко же охладели к водке? Спрос на неё стабильно высокий, откуда скачки? В любом случае, сократились и убытки «Руста» — до почти миллиарда. И, опять же, на миллиард снизилась стоимость активов.

Все это говорит о том, что из компании действительно могли выводиться средства. Куда, догадаться не сложно. Полностью структура собственности не раскрывается, однако часть долей принадлежит виргинскому офшору «Сайрей Холдинг Инк», а другая часть — уже ликвидированной компании «Минтехпром». Ликвидирован и её правопреемник, ООО «Артгрупп». Причем ликвидирован в 2014 году — том самом, когда Тарико должен был набрать основную массу своих долгов.

И это, конечно, не единственный офшор, предположительно близкий Тарико. На иностранные компании записано много его бизнеса, включая ЗАО «Компания «Русский Стандарт». Речь о «Руст Трейдинг Лимитед». Сам Тарико остался номинальным владельцем менее 1% акций. Концы в воду?

А ведь еще в 2015 году кредиторы предлагали Тарико решить вопрос цивилизованно — у него и правда была возможность договориться. Похоже, что тогда они поверили ему в последний раз, и согласились и реструктуризировать два выпуска субординированных евробондов на $350 и $200 млн. Видимо, владелец водочного бизнеса, банка и иже с ними посчитал эту уступку за слабость. Зато теперь на прочность могут проверить самого банкира…

 
Сообщают Скандалы