«Золотой телёнок»: охотники за золотом на украинский манер. Спектакль в трёх действиях

Украинские золотые запасы – это не только о слитках, хранящихся в сейфах Национального банка. Украинское золото – это о нескольких реальных месторождениях. Большинство из них – ранее разведанные, особенно в дореволюционный период, в настоящее же время заброшены и давно не разрабатываются, а зря. На самом деле их потенциал далеко не исчерпан. Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская и Закарпатская области – эти регионы в разных степенях богаты на добычу драгоценных металлов.

Наиболее развитым, в плане добычи золота в современной Украине, стал западный регион страны, а именно Мужиевское золоторудное месторождение в украинских Карпатах. На него-то и позарились золотоискатели, правда, не бедные авантюристы из романа Ильфа и Петрова, а действующие богачи украинской «элиты», которым просто, как всегда, «мало». Охотиться действительно есть на что – борьба за закарпатское золото длится уже более 10 лет. Сейчас присвоить месторождение благородного металла пытается американский инвестор с кипрской «пропиской» – компания Avellana Gold. И это далеко не первая попытка «отжать» рудник.

Действие I. «Экипаж Сауляк».

Общество с ограниченной ответственностью «Закарпатполиметаллы» было основано на базе госпредприятий «Мужиевский золотополиметаллический рудник» и «Шахтострой» и начало добычу золота на Мужиевском месторождении в 1996 году. В 2000 году предприятие произвело 135 кг золота, а в 2006 добыча драгоценного металла была остановлена по причине отсутствия финансирования со стороны ЗАО ГАК «Украинские полиметаллы» (владело 93,67% компании) и Zakar Resources Limited (Порт-Луи, Республика Маврикий, 6,33%).

В последующие два года, а именно в 2007-2008 году не на шутку развернулись активные действия по захвату активов предприятия со стороны ООО «Сауляк» – название этой компании в деле «Мужиевского золота» всплывет еще не один раз. Тогда, более 10 лет назад «Сауляк» действовало в интересах киевских бизнесменов Бориса Покраса и Владимира Паланта. «Слаженная» работа осуществлялась через нескольких юридических лиц, контролируемых непосредственно Покрасом и Палантом.

Можно оперировать многими юридическими терминами, называть фамилии и фирмы дабы запутать рядового обывателя. Однако, простыми словами, именно данные действия в 2007-2008 гг. положили начало первому этапу рейдерского захвата ООО «Закарпатполиметаллы».

Так, для начала, на ООО «Закарпатполиметаллы» и ЗАО «ГАК «Украинские полиметаллы» (последнему, как говорилось выше принадлежало более 90% акций первого) были заменены руководители. Естественно, на подконтрольных лиц, прямо подчиненных ООО «Сауляк», после чего начался процесс «отжатия» активов. Не «отбора», а именно «отжатия».

Говоря о коррупции во власти, люди, как правило, подразумевают коррупцию в Министерствах, в Верховном Совете, коррупцию в полиции и т.д. Однако, наиболее коррумпированными остаются местные органы самоуправления в небольших городах, поселках и селах. Особенно, если населенный пункт монополист по добыче золота, как в нашем случае. Так, влияние вышеуказанных лиц на местные власти Мужиево и Берегово позволило беспрепятственно захватить земельные участки «Закарпатполиметаллов» и передать их в пользование ООО «Сауляк» и ООО «Береговополиметаллы».

Снова-таки местные суды Берегово приняли ряд решений, которыми вся недвижимость «Закарпатполиметаллов» была признана незаконно построенной и, впоследствии, также передана ООО «Сауляк», уже как «владельцу» (вору) земельного участка. Впрочем, интересно другое – решения выносились в местном районном суде, в то время, как дела должен был рассматривать Хозяйственный суд Закарпатской области. С одной стороны, такое беззаконие не удивительно для Украины, с другой же – это очередное подтверждение того, что «Закарпатполиметаллы» элементарно и нагло «рейдернули», прикрываясь по сути фиктивными решениями местных судов.

Схема хода дела в суде тоже интересная – она пролила свет на заказчиков захвата предприятия. Так, иск был подан от физлица, директора ООО «Сауляк» – Николая Гожика. Суд при этом вынес два решения: первое — о признании всей недвижимости «Закарпатполиметаллов» незаконной постройкой, второе – о признании права собственности на данное имущество ООО «Сауляк». В решении также указано, что именно предприятие Гожика якобы построило все объекты недвижимости. К слову, Гожиков — то двое. Директором еще одного новообразованного предприятия «Береговополиметаллы», зарегистрированного в здании Мужиевского сельсовета (лучше адреса и не придумаешь) стал тоже Гожик. Владимир Николаевич Гожик.

Впрочем, дело семейства Гожиков частично претерпело провал. Полностью захватить «Закарпатполиметаллы» им тогда не удалось. Благодаря заявлению Пенсионного фонда было открыто дело о банкротстве, был назначен независимый арбитражный управляющий. Несмотря на попытки рейдеров с помощью судов-марионеток обжаловать назначение последнего, Высший хозсуд подтвердил законность вступления в должность арбитражного.

Новосозданный комитет кредиторов и арбитражный управляющий обжаловали судебные решения, благодаря которым предприятиям Гожиков удалось отобрать имущество и землю «Закарпатполиметаллов». Однако в феврале 2010 года было принято решение о введении процедуры ликвидации в деле о банкротстве дабы избежать дальнейших махинаций со стороны Гожиков – выяснилось, что директор «Закарпатполиметаллов» работает не на предприятие, а в интересах рейдеров. К слову, сказать за время «деятельности» ООО «Сауляк» золотой рудник практически уничтожили – имущество разграблено, мощности были приведены почти в негодность, а работникам в течение года не платили зарплату.

Действие II. «Два комбинатора».

«Руины», оставшиеся от рейдеров, «Закарпатполиметаллы» «разгребали» почти два года – именно столько заняли работы по возвращению активов и приведении в законную плоскость документов предприятия. Судебные заседания, обжалования решений, восстановление учета на предприятии и прочее – все это дело не одного месяца. Правда, не успели в «Закарпатполиметаллах» выдохнуть, как в борьбу за украинские золотые прииски вступили представители новой бело-голубой власти под руками руководства «Карпатской рудной компании». В новой-старой схеме комбинаторов было даже больше, чем два – над очередным эпизодом захвата корпели, наверное, все, кто был под крылом «регионалов».

В конце 2011 года Закарпатский облсовет вынес решение о предоставлении ГАК «Надра Украины» разрешения на добычу и разведку полезных ископаемых на Мужиевском месторождении. Разрешение было выдано Государственной службой геологии и недр. Однако, в кратчайшие сроки разрешение переоформили на ООО «Карпатская рудная компания», что некоторое время тщательно скрывалось и выяснилось лишь в процессе расследования уголовных дел в 2014 году после бегства прошлой власти.

В частности, речь идет о том, что «Надра Украины» осуществили взнос в уставный капитал «Карпатской рудной компании» внеся туда и специальное разрешение, как нематериальный актив. При этом в соответствии с действующим законодательством это разрешение могло быть переоформлено только в случае внесения в уставный капитал вновь созданного предприятия целостного имущественного комплекса по добыче недр, наличия активов, шахт, инфраструктуры. И это все было, но только в собственности «Закарпатполиметаллов». Через пару месяцев после получения спецразрешения, владельцами «Карпатской рудной» стали два других предприятия – ООО «ГГП «БРИКОМ» и ОАО «Горно-металлургический комплекс» – директором обоих был Валерий Бредихин.

К слову, персонаж тоже не слишком самостоятельный и, очевидно, действовал в интересах вышестоящих чинов – о них немного позже. Таким образом спецразрешение на добычу золота из государственных очень быстро перебазировалось в частные руки. Как следствие — совет кредиторов «Закарпатполиметаллов» и арбитражный Татьяна Петик снова обжаловали данное решение, но захватчики с таким ходом дел мириться не собирались. Более того, комитетом кредиторов была проведена оценка предприятия на сумму порядка 50 млн грн., а также принято решение о выставлении на продажу целостного имущественного комплекса с поиском инвестора, бизнес-планом развития предприятия, трудоустройством людей и с согласованием проекта с местными властями.

Государственной службой геологии и недр, а потом и Минэкологии руководил еще один значимый персонаж – Эдуард Ставицкий, он и курировал все оформления-переофрмления спецразрешений. А потом у Ставицкого нашли 42 кг золота при обыске.

Ответ рейдеров не заставил себя долго ждать – по старой схеме, «нажав» на судейские кнопки, вновь произошла замена арбитражного управляющего и развернулись активные действия для нового этапа присвоения имущества.

«Кнопки» псевдофемиды сработали. Так, суд своим решением передал, по большому счету Валерию Бредихину, хвостохранилища, а это почти 330 тыс. тонн добытой руды, в которой в пересчете содержалось от 2 тонн золота. Также фирмы Бредихина получили разрешение на безвозмездную передачу 6 отвалов добытого рудного и нерудного сырья. Кроме того, был проведен аукцион по продаже всех активов «Закарпатполиметаллов», согласно которому все движимое и недвижимое имущество было продано упомянутым компаниям за 5 млн грн. Видимо, опасаясь ответных действий «Закарпатполиметаллов», Бредихин с помощью Хозсуда отменил определенные кредиторские требования с одной лишь целью – убрать комитет кредиторов из дела о банкротстве. Соответственно все активы «Закарпатполиметаллов» были проданы. Кому? Удивительно, но «ГГП «БРИКОМ» и «Карпатской рудной компании».

Стоит отметить, что представляли последнюю в те года (2012-2013 гг.) члены «Экипажа Сауляк» — Николай и Владимир Гожики, которые быстро смекнули, что чтобы добраться до украинского золота, стоит дружить с новой властью, коей тогда являлась команда беглого президента Виктора Януковича.

Все это время крупнейший кредитор «Закарпатполиметаллов» компания Cengart Financial продолжало бороться за обжалование и незаконных судебных решений, и передачи руды на «Карпатскую рудную», и незаконной продажи активов ООО «Закарпатполиметаллы» по заниженной стоимости. К слову, позже аукцион по данной сделке был признан незаконным.

Ну, и в лучших традициях прошлой, да любой власти в Украине, на экс-арбитражного Татьяну Петик рейдеры-золотоискатели завели уголовное дело. В МВД. Чтобы не мешала.

Действие III. «Частное лицо»

Гожики, Бредихин, местные органы самоуправления, прикормленные суды, подставные арбитражные управляющие – все они оказались звеньями одной цепи, которая вела не просто к представителям прошлой власти, а к конкретному государственному чиновнику. Действовал он, правда, как частное лицо в интересах своих покровителей, но, конечно, не без «отката» для себя.

Бывший и тоже беглый министр МВД Виталий Захарченко положил глаз на закарпатское золото сразу же после победы своего шефа Януковича на президентских выборах в 2010 году. Захарченко умело поставил во главе «Карпатской рудной компании» своего бизнес-партнера Валерия Бредихина, Николай и Владимир Гожики за преданную работу представителями фирм Бредихина, также заработали себе баллы в глазах Захарченко.

Виталий Захарченко

После бегства экс-главного МВДшника Украины в 2014 году, дела «Закарпатполиметаллов» начали постепенно налаживаться – активы понемногу возвращались, производство восстановилось, аукцион признали недействительным, незаконность продажи активов предприятия «Карпатской рудной» также была доказана. Так, в 2015 году Татьяну Петик восстановили в должности арбитражного управляющего. Реальные действия по возврату имущества «Закарпатполиметаллов», взысканию убытков и отмене незаконных решений вызвали протест у «Карпатской рудной». Это означало только одно – вернулся Виталий Захарченко. К сожалению, не физически.

«День сурка» в «Закарпатполиметаллах» продолжился – подконтрольное Захарченко «ГАК Украинские полиметаллы» рекомендовало нового арбитражного, который по старой доброй схеме надавил на комитет кредиторов, суды и так далее. Предпринимаемые ранее меры по возврату активов пришлось остановить на два с половиной года.

Как же это так произошло? Захарченко нет, а компания его работает, Закарпатская обл.администрация выделяет ей землю, арбитражный управляющий Гусар (рекомендованный Минекономики) специально бездействует, исключительно в интересах Карпатской рудной компании.

Все просто, «новая» власть либо же договорилась с Захарченко о сотрудничестве, либо содействует ему по другим «особым причинам».

Ну и как без «Великого комбинатора»? Одна комбинация с землей уже заслуживает отдельной темы. Прокуратура инициирует расторжение договора аренды земли под «Закарпатполиметаллами» — цель благая, задолженность, и не страшно, что задолженность образовалась за период, когда земля была у «Сауляка». А по факту это сильно усложняет возврат имущества банкроту, и открывает путь к чему? Правильно, к выделению земли фирме Захарченко. Что в 2018 году Обладминистрация радостно делает. Местные источники говорят, что Геннадия Москаля лично просил известный нардеп Николай Мартыненко, а «Украинские полиметаллы» до 2018 года полностью контролировались Сергеем Березенко, об этом много писали, т.к. в «Украполиметаллы» входит «Укрбурштын». Так чьи интересы отстаивали вышеуказанные особы?

В «Закарпатполиметаллах» не успели опомниться, как в 2016 году в публичную плоскость вышел якобы американский инвестор Avellana Gold, зарегистрированный по факту на Кипре. Представители Avellana заявили, что еще в 2014 году имели планы на приобретение «Карпатской рудной». Примечательно, что «американцы» создали данную фирму лишь в 2016 году. Поэтому объяснить, кто именно хотел купить «Карпатскую рудную компанию» в 2014-м не представляется возможным.

Естественно, завести совершенно нового инвестора и получить на него разрешение от ГАК «Украинские полиметаллы» на добычу полезных ископаемых на Мужиевском месторождении было бы слишком резонансно, а потому сразу провернуть махинацию не удалось. Единственным путем «доения» золотых рудников в пользу Виталия Захарченко осталось удержание спецразрешения на использование недр «Карпатской рудной», акции которого и приобрел «американский» инвестор.

Кто он, «спасатель» Мужиевского месторождения? Основным представителем Avellana Gold в Украине стал Николай Гожик. Тот самый, который уже не единожды участвовал в присвоении Мужиевского месторождения – в ООО «Сауляк» в интересах бизнесменов Покраса и Паланта, следом в «Карпатской рудной» в интересах Бредихина, читай Захарченко, и вот снова.

Кстати, в расследуемом ГПУ деле об ущербе, нанесенном «Закарпатполиметаллам» «Брикомом» и «Карапатской рудной компанией» обвинения Гожик не фигурирует, по странному стечению обстоятельств, хотя на тот момент он был директором «Брикома». Почему? Вопрос риторический… Хотя в материалах судебных решений есть информация, что при обыске в 2014 году в офисе Гожика и «Карпатской рудной компании» правоохранители нашли интересный документ – «Таблиця із заходами щодо заволодіння майном ТОВ «Закарпатполіметали» на 5 аркушах, яка була вилучена 17 вересня 2014 року під час проведення обшуку у м. Берегово провулок Мукачівський буд.9, Закарпатської області»

В апреле 2019 года британская компания Gofer Mining PLC заявила о том, что готова инвестировать в «Закарпатполиметаллы». Это активизировало молчащих Avellana Gold – в начале мая на сайте кипрского офшора Захарченко появилось сообщение о том, что все активы принадлежат Avellana Gold Ltd. При этом компания работает на месторождении уже три года, и вообще, единственная, кто владеет специальными разрешениями на разведку закарпатского золота. Интересно то, что на территории месторождения не происходит ничего, от слова «совсем» – одно лишь восстановление разрушенных «Карпатской рудной» шахт обойдется инвесторам по меньшей мере в 10 млн долларов. Убытки, нанесенные «Закарпатполиметаллам», отчуждения имущества и незаконное получение разрешения на добычу стали основой уголовных дел, заведенных в Генпрокуратуре против Захарченко, Бредихина и еще ряда лиц. В рамках этих производств был наложен ряд арестов на активы ООО «Карпатская рудная компания», арестована часть активов Avellana Gold.

Вывод напрашивается сам собой. Похоже, всем нам следует ожидать того, что
лишённый богатства великий комбинатор вернется на украинский берег, который, видимо, ни минуты своего «заточения» в Беларуси и России не забывал о «родном» украинском золоте. Тем более, что возвращаться экс-министру МВД есть куда. В начале 2019 года суд снял арест с части недвижимости бывшего чиновника. Так что, последний может спокойно заезжать в свою квартиру в элитных «Новопечерских Липках», или в особняк под Киевом. А с учетом «поддержки» от людей во власти и подавно.

Ну и еще один интересный момент, это суды и люди. Ликвидаторов на «Закарпатполиметаллы», для реализации целей Захарченко (Гороховского и Громчакова), как было принято, «предоставляла» компания Виктора Татькова и Артура Емельянова, они же и давили на суды в то время. Но последние дни оба опять вспыли в информационном поле – «собираются возвращаться».

Cергей Федоров, для ”ОРД”

Скандальные новости