Без «писем счастья»: чем обернется для бизнеса новый этап борьбы с контрабандой и какие схемы оставляет в наследство каждому Гройсмана

Чего только не предпринимало правительство Гройсмана, чтобы продемонстрировать усиленную борьбу с контрабандой, каждый раз анонсируя схемы, которые предстоит ликвидировать! Большинство из них в итоге остались.

И бороться с ними теперь придется силовикам, перед которыми президент поставил непростую задачу, подписав указ о противодействии контрабанде и коррупции на таможне. Она усложняется тем, что сделать это нужно, не прибегая к давно испытанным методам, и так, чтобы бизнес поверил обновленной власти.

СИЛОВИКОВ ОГРАНИЧАТ В ЖЕЛАНИЯХ

В числе запущенных правительством Гройсмана проектов, призванных победить контрабандистов и коррупционеров, так называемая «черная сотня» и «Украина без коррупции». Стартовали масштабно, экономический эффект – минимальный. Первый, напомним, выглядел так. Из таможенников, сотрудников налоговой милиции, Госпогранслужбы и Нацполиции были сформированы мобильные группы, работу которых координировал Межведомственный целевой центр при ГФС. Но в итоге их не обеспечили ни обещанной современной техникой, ни высокими зарплатами. Поэтому откомандировывали туда лучших из худших. Службу несли по принципу ротаций. Стало ли после этого меньше коррупционеров в таможенных рядах? Нет. Как и контрабандистов. Оценить их работу смог разве что бизнес, поскольку грузы постоянно досматривали и передосматривали, пытаясь начислить дополнительные платежи.

Комментируя происходящее, эксперты называли это не чем иным, как противостоянием между кланами, которые пытались перетягивать «таможенное одеяло». Сыграв определенную роль, «черная сотня» была распущена, а на смену ей пришла программа «Украина без контрабанды», которая стала еще более шоковой, поскольку в этом случае основные ожидания возложили на подразделение по защите экономики Нацполиции. И хотя они в принципе тоже расследуют преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью, логику действий премьера понятий было сложно. Особенно с точки зрения Таможенного кодекса. Но глава правительства заверил, что весь силовой блок показала «полную готовность и решимость в борьбе с контрабандой», устыдил тех, кто работает в тени, и посоветовал им быстро начинать платит деньги в бюджет.

Представляя программу «Украина без контрабанды», он рассказал о наиболее распространенных схемах, которые предстоит побороть. Среди них — оформление везущих дорогостоящие товары грузовых транспортных средств как пустых. Набившие оскомину «пиджаки» — схема, с которой кормятся многие жители приграничных территорий. Подмена товара между границей и внутренней таможней, когда ввозится дорогой товар через границу, а к оформлению на внутренней таможне подается дешевый. Внесение ложных ведомостей в таможенные документы и другие.

Предприниматели прекрасно знают, что Гройсман далеко не первый премьер-министр, декларирующий необходимость наведения порядка на границе. Его предшественник Арсений Яценюк тоже пытался реформировать таможню. В предыдущем Кабинете министров даже хотели привлечь международных консультантов и передать некоторые таможни в иностранное управление. Тем не менее, экс-премьер был вынужден констатировать провал своей инициативы – коррупционные схемы с таможен так никуда и не делись. Не исчезли они и при Гройсмане. Провальным оказался и эксперимент с созданием Межрегиональной таможни, которая должна была побороть коррупцию.

«Нынешний Кабмин, к сожалению, не справился с задачей ликвидации контрабандных цепочек на границе, которую ставил перед собой. В том числе и потому, что в этом вопросе не было партнерства силовых структур», — считает экс-глава Гостаможслужбы Анатолий Макаренко.

Комментируя указ Зеленского в противодействии контрабанде и коррупции, он подчеркнул, что результата добиться можно. Но лишь при условии, что будет солидарная позиция правительства, Минфина и таможенной службы, а также силового блока страны, который подчиняется президенту. «Но представители силового блока не должны пересчитывать товар в контейнерах и фактически участвовать в таможенно контроле – это подмена функций. Это неправильно, — говорит Анатолий Макаренко — Очень важно добиться того, чтобы каждый занимался своим делом, а г-н Нефедов при поддержке правительства и президента улучшил статус таможни, который уничтожен. Начиная с того, что таможенник сегодня официально получает после 25 лет работы 7,5 тыс. грн. зарплаты. Это не нормально, он остается в зоне коррупционного риска. Поэтому проблема комплексная и решать ее тоже нужно комплексно».

Против массовых досмотров грузов и давления на бизнес силовиков выступают и в Офисе президента. По словам замглавы Алексея Гончарука, много лет функционирует схема выбивания средств из бизнеса – так называемые «письма счастья», когда правоохранительные органы своими обращениями тре буют вот ГФС полного физического осмотра всех грузов того или иного предприятия, блокируя тем самым прохождение таможенной границы. Чтобы ее пресечь, указ президента предусматривается соответствующее поручение Генеральной прокуратуре, Службе Национальной безопасности и полиции. Согласно документу, ГФС должна ежемесячно отчитываться о количестве поручений от каждого из правоохранительных органов и их результативности (речь не только о размере наложенных штрафов или стоимости изъятого имущества, но и о суммах фактических поступлений в государственный бюджет).

По мнению Анатолия Макаренко, пункт указа о минимизации участия силовых правоохранительных органов в таможенно оформлении и таможенно контроле очень важен. «Именно их присутствие оказывает самый негативный эффект на создание коррупционных контрабандных цепочек, — комментирует он. — Таможенники должны заниматься таможенным оформлением, а правоохранители должны не «кошмарит» бизнес, а изобличать коррупционеров-таможенников, И ловит контрабанду, не пересчитывая дамские трусики в зонах таможенного контроля, а получая объективную информацию от своих коллег из сопредельных стран, имея здесь определенные ресурсы и т.д».

Положительным сигналом такую инициативу называют и представители бизнеса. Но акцентируют внимание на том, что многое будет: зависеть и от работы новой таможенной службы, которая формируется. «Максим Нефедов настроен реформировать Государственную таможенную службу Украины до основания. Он заявил, что будет очень взвешенно подходит к подбору кадров в новую структуру таможни. Поэтому посмотрим, кто будет в новой команде и какие будут первые результаты реформы», — заявила в комментарии «Цензор.НЕТ» координатор таможенного и налогового комитета Европейской бизнес ассоциации Наталья Артемчук.

По словам еще одного экс-руководителя украинской таможни, Виталия Науменко, предыдущие эксперименты, проводимые правительством в части задействования силовых структур в процедуре таможенного контроля и таможенного оформления, если и останавливали на какое-то время незаконные потоки, то ненадолго. Дальше все зависело от того, как быстро сумели «теневики» договорится » с теми, кто поставлен их побороть. Он со сдержанным оптимизмом отнесся к пункту указа, который касается «писем счастья» и силовиков, напомнив, что по этому поводу уже было поручение Кабмина в 2016 году, которое на практике было проигнорировано силовыми структурами. «Замечу, что в обсуждаемом указе это сформулировано как «рекомендация». Изменится ли ситуация с досмотрами к лучшему? Сложно что-либо прогнозировать, нужно учитывать еще и тот фактор, что почти все организованные перемещения товаров через границу с нарушениями законодательства происходят именно под покровительством контролирующих таможню правоохранительных структур», — объясняет Виталий Науменко.

Комментируя пункт указа, который обязывает Кабмин обнародовать ежемесячно отчеты о результатах реализации эксперимента по созданию условий для предотвращения уклонения от уплаты таможенных платежей (ПКМУ от 20 июня 2018 № 479), он предположил, что его можно расценивать как продолжение уже как полгода завершившейся эксперимента, когда в пункте пропуска будут находиться сторонние службы, не уполномоченные проводит таможенный контроль, и тем самым создающие препятствия для бизнеса. «Если говорить о прошлогоднем эксперимента Гройсмана, который пустил «поработать» в зоны таможенного контроля представителей Нацполиции, то обещания об ожидаемых стомиллиардных поступлениях в Госбюджет закончились пустыми лозунгами, но свою задачу премьер частично выполнил, несколько снизив влияние СБУ на таможни. В то же время, этими действиями он усилил влияние на таможню со стороны МВД», — подчеркнул он.

ДЛЯ ЖАЛОБ ЗАПУСТЯТ «ГОРЯЧУЮ ЛИНИЮ»

Своим указом президент поручил Кабмину обеспечить на Едином веб-портале органов исполнительной власти создание информационного ресурса для обеспечения возможности добровольного и публичного декларирования товаров значительного количества наименований, которые ввозятся на таможенную территорию Украины одной партией, и синхронизацию информационных систем Украины с аналогичными информационными системами иностранных государств. Такой обмен информацией уже существует с несколькими странами, в частности, с Молдовой и Республикой Беларусь. С какими странами он еще будет происходить в будущем, пока неясно. Но чем больше их будет, тем меньше у контрабандистов шансов. Наличие такого обмена позволило бы обеспечивать эффективный таможенный контроль, как с точки зрения номенклатуры перемещаемых товаров, так и их стоимости для целей налогообложения.

Еще одно задание Кабмину – проработать вопрос относительно обнародования в формате открытых данных обезличенной информации о таможенной стоимости товаров. «А если я скажу, что предоставление обезличенной информации о средней таможенной стоимости уже несколько лет как реализовано и такая информация размещена на сайте ГФС Украины? Эта база открыта на уровне шести знаков кода товаров и ежемесячно выкладывается на этом сайте, — рассказывает Виталий Науменко. — Отмечу, что доступ к данным о таможенной стоимости товаров – многолетнее требование бизнеса. Компании можно понятий – если они увидят среди оформленных товаров резкое занижение стоимости у конкурентов, у них появляются резонные основания говорит об элементе коррупции со стороны таможни и конкурентов. Второго смысла в этой информации нет, но чтобы анализировать, бизнеса нужно иметь информацию в рамках торговых марок, основной и дополнительной единиц измерения, стран отправления товаров и торгующих стран, прямых и непрямых контрактов и пр.

Одновременно с этим, если уж говорит об открытии для доступа расширенных данных таможенных деклараций, то нужно осознавать, что информация о товарах и предприятиях относится к информации с ограниченным доступом и за ее разглашение должностные лица таможни несут ответственность».

Как именно будет реализован этот пункт, мы узнаем уже после того, как правительство разработает соответствующие механизмы. В Европейской бизнес ассоциации в свою очередь заявляют, что с нетерпением ожидают нормативно-правовые акты Кабинета министров Украины, связанные с реализацией данного указа, чтобы увидеть детализированный план практических мер, с указанием сроков и способов исполнения каждого пункта.

«На недавней встрече новый глава Государственной таможенной службы Максим Нефедов отметил, что положения указа направлено на повышение прозрачности ведения бизнеса и прогнозируемости внешнеторговых операций, — говорит Наталья Артемчук. — Одним из давно обсуждаемых путей реализации выше изложенного есть раскрытие информации таможенных деклараций в разрезе кодов товаров и их стоимости.

Также давно назрела необходимость внесения изменений в единый таможенный тариф, для избежания манипулирования сотрудниками таможни по изменению кодов товаров в сторону кодов с большей ставкой таможенной пошлины.

До настоящего времени остается проблемой непризнание таможенной стоимости заявленной компанией-импортером при таможенно оформлении груза. Импортеров вынуждают корректировать таможенную стоимость до индикативных показателей, рассчитанных таможней».

К борьбе с контрабандой президент также решил привлечь СНБО. В частности, Секретарю СНБО поручено внести на рассмотрение вопрос о создании Межведомственной комиссии по вопросам борьбы с контрабандой и коррупцией на таможне для разработки проекта программы борьбы с контрабандой и коррупцией при таможенно оформлении товаров. Еще одно из поручений, выписанных в указе, — создать в Аппарате СНБО телефон доверия для сообщений о случаях контрабанды, коррупции, уклонения от уплаты таможенных платежей. Почему именно при этом органе и кто станет обрабатывать эти звонки, чтобы оценить объективность информации, тоже пока непонятно.

«Президент понимает проблему контрабанды, видит ее и пытается объективно оценить степень угрозы контрабанды для экономики и репутации страны. Этот указ я считаю первой попыткой реакции команды президента на ситуацию на границе, — говорит Анатолий Макаренко. — Контрабанды на таможне нет, я об этом неоднократно говорил. Есть контрабанда в стране, есть контрабанда на границе. И контрабандная индустрия – это целый комплекс, куда входят как криминальные элементы, так и таможенники, пограничники, контролирующие структуры, правоохранители и политические «крыши».

Победить контрабанду, сняв одного начальника таможни и назначил второго, невозможно. Проблема носит и экономический характер. Потому что если контрабанда будет выгодна в стране, ее будут везти. Я говорю о товарной контрабанде. Пока выгодно будет реализовать нелегально везенный товар в Украине, покупателю он будет дешевле, чем товар, завезенный по «белой» схеме, контрабанда будет существовать. Нужно выбить кресло из-под тех, кто этим пользуется, внутренними контрольными мерами, в том числе, расчетными кассовыми аппаратами. Чтобы контроль торговой цепочки и уплаты налога с товара мы могли провести от границы до конкретного потребителя. Одними заградительными мерами на границе проблему не решить».

Побороть контрабанду полностью еще не удалось ни в одной стране мира. Но минимизировать ее, ликвидировав теневые схемы, и убрал от кормушки тех, кто стимулирует и покрывает преступную деятельность, вполне реально. Но в этом должны быть заинтересованы все участники процесса.

Татьяна Бодня, Татьяна Галковская, «Цензор. НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3140153 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ