«Давно не было таких теплых маршей»: тысячи бойцов прошли по центру столицы

Люди, что пришли поблагодарить военным и ветеранам, дарили им цветы, приносили воду и скандировали: «Герои!»

Сбор в парке Шевченко некоторые подразделения объявляют еще на девять утра: нужно успеть найти собратьев, пока не начнутся перебои связи через огромное количество людей, чтобы иметь время со всеми поздороваться, обняться и наговориться. Формироваться же колонны начинают только около 11 часов.

По замыслу организаторов, большая группа матерей и других родственников погибших на Донбассе воинов с портретами защитников в руках должно идти в самом начале колонны. Однако нередко матери погибших присоединяются непосредственно к «коробочек» подразделений, в которых служили герои, решают идти вместе с побратимами своих близких. Но и без учета гражданской одежды родственников погибших военные колонны получаются довольно разномастными. Можно здесь увидеть и парадную форму ВСУ, и полевой пиксель, и популярный среди добровольцев мультикам, и черные или белые футболки с названиями подразделений. Кто пришел на шествие с наградами, кто — без. Кто в берете, кто в бейсболке, а кто в бандане. Но делая колонны менее «прилизанными», совсем не похожими на колонны военнослужащих во время официальных парадов, это одновременно делает их и намного живее, реальнее. Кажется, вот-вот из-за угла вынырнет избит фронтовой «течик» или наспех размалеванный краской из баллончиков джип — одним словом, какая-то простая «техника», так же, как и эти немного разноцветные ряды, действительно будет соответствовать реалиям украинского фронта…

Минимум час строй «выстраивается», выравнивается, выстраивается. «В ряд по четыре!», — раздается то тут, то там. «…По шесть!», — немного погодя. «…По двенадцать!» — в конце концов, выясняется ближе к началу шествия. Впрочем, ни это, ни ежеминутные просьбы отступить на три шага назад, два шага вперед или на десять шагов влево — не то, чем возможно хоть немного удивить человека с опытом военной службы. Хотя это, конечно, не самый приятный способ провести время. «Если появится желание вернуться на контракт — надо будет просто снова сходить на любой марш…», — смеется ветеран 54-й ОМБр, в очередной раз считая собственные шаги.

После длительных уравнений все наконец трогаются в сторону Майдана. По всем пути Марша защитников вдоль дороги стоят люди — в вышиванках, с детьми, флагами и цветами. У некоторых женщин на глазах слезы. «Спасибо! Спасибо! Ге-ро-ї! Спасибо!» — непрерывно скандирует толпа. «Но это на самом деле очень приятно…», — растроганно говорит боец, который 15 минут назад иронизировал относительно перспективы нового контракта.

Участников марша, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч.

На улице солнечно и довольно жарко. Особенно это чувствуется, когда идешь в форме. Ли не каждые 50 метров кто-то из киевлян, пришедших поблагодарить бойцам, подбегает к военным, чтобы раздать им холодную воду в бутылках. Не отказывается никто. И тут уже наступает черед бойцов улыбаться и благодарить.

На Крещатике, ближе к Майдану Независимости, при приближении той или иной колонны громко объявляется, кто именно шагает улицей. «93-я… 14-и… 54-и… 44-и…», — и номера и снова номера подразделений. «Идет объединенная колонна наших медиков, среди которых — и «Госпитальеры», и ПДМШ…», — впоследствии звучит над Крещатиком. Медиков люди встречают еще более громкими аплодисментами. В начале колонны едет на коляске Яна Зинкевич, неизменный комбат «Госпитальеров». В нескольких метрах от нее — еще одна девушка-медик на коляске.

На много метров вдоль Крещатика разложены большие листы бумаги — на них рисуют дети — украинские флаги, калину, трезубцы и просто все, что заблагорассудится.

Обходится без длинных пафосных речей. С Майдана Независимости, который можно смело считать конечной точкой маршрута, бойцы направляются в основном на Михайловский майдан — к Стене памяти, к своим, которые не смогли быть рядом. По дороге с бойцами, которые уже рассыпались на маленькие группки, часто просят разрешения сфотографироваться люди. Не теряет такой возможности и какой-то веселый иностранец. Он подходит к ребятам из «Правого сектора», вместе с ними разворачивает их покрытый автографами и рисунками боевой красно-черный флаг, радостно улыбается в объектив камеры своей подруги. Когда фото сделано — жмет всем руки, еще раз благодарит и радостно и искренне выкрикивает единственное, пожалуй, известное ему поздравление: «С Новым годом!».

Но — так и действительно начинается 29 год украинской независимости. А еще — шестой год войны.


Фото: facebook.com/andrei.rumaryk

«Давно не было таких теплых маршей», — улыбается девушка с 93-й. И имеет она в виду совсем не летнюю погоду. Кто-то, наоборот, грустит. «…Пойду я, пожалуй, теперь в 72-гу, — отвечает бородатый мужчина с ярко-зелеными глазами. Он воюет с лета 2014 года, но теперь — несколько недель как уволился из армии. Еще несколько дней назад планировал оставаться дома, привыкнуть к «гражданке», мечтал создать семью, однако после марша эмоции берут свое. — Пойду…». Но пока что — идет не в военкомат, а куда с собратьями, которые, наперебой что-то весело рассказывая, тянут его в метро.

Валерия Бурлакова, «Цензор.НЕТ»

Фото и видео — Олег Богачук

Источник: https://censor.net.ua/r3144578 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ