Евгений Нищук: «Именно я вложил в уста первых лиц изречение Черчилля: «Если в бюджете нет денег на культуру, то для чего тогда мы воюем?»

Общественный деятель, актер, «голос Майдана», министр культуры Евгений Нищук, который с высокой вероятностью через несколько недель покинет свой пост, рассказал о своих достижениях на посту и о том, чего не успел сделать за эти годы.

Сразу скажу, что я не успела спросить Евгения Нищука все, о чем хотела. У министра было мало времени. Он и так, увлекшись беседой, заставил помощников нервничать и показывать на часы. Но несмотря на это, уже почти прощаясь, в дверях, успел рассказать о некоторых деталях интерьера своего кабинета. Вещи, картины и книги, которые стоят на комоде позади его кресла, очевидно ценные для министра. «Многие из них напоминают мне о период Майдана, — показал Евгений. — А есть и такие, которые защищают меня от нечистой силы. Например, этот гуцульский крест из Прикарпатья, с родины, является определенным оберегом. Все эти вещи, которые вы здесь видите, не случайны. Эта картина наивного искусства, что висит на видном месте, написана моим собратом из Коломыи. А вот работа Юрка Журавля — о событиях Майдана. А экран телевизора закрывает флаг с подписями ребят, его мне подарили наши бойцы, когда я был у них на востоке. Он для меня очень ценен, а телевидение не смотрю уже давно. Нет когда»…

«ЧЕМ Я ГОРЖУСЬ? СВИЧАЙНО, ВОЗРОЖДЕНИЕМ УКРАИНСКОГО КИНО«

-У меня было две каденции на посту министра, — говорит министр культуры Украины Евгений Нищук. – Я работал с перерывом. За первые девять месяцев успел начать хорошие направления работы, а дальше начались политические перемены, которыми я, признаюсь, был несколько шокирован, ибо произошло много несправедливого. Но я тогда сосредоточился на общественной активности, и еще больше занялся теми изменениями и процессами, которые надо было ввести в систему управления, чтобы художественное культурное поле мало инструменты для реализации, поскольку оно полное креатива и действительно талантливое. Это, собственно, были и мои ориентиры и во время второй каденции на посту министра, три года которой как раз сбегают.

Чем я горжусь? Таких вещей много, не буду преуменьшать. Прежде всего это, конечно, возрождение украинского кино. В 2014 году, когда я пришел в министерство, на съемки фильмов было выделено 24 миллиона гривен на год. Этого хватило бы на одну-две ленты, не более. Но самое страшное, что досталось в этой сфере, — это практически разрушено целостное украинское кинопроизводство, которое когда-то имело добрую славу украинского поэтического кино. Оно было уничтожено российскими продакшенами. И когда после Революции Достоинства они вышли с нашего рынка, он оголился. Нужно было быстро зімпульсувати и инвестицию с государственной стороны, и в целом понять, как мы можем запустить киноиндустрию. И я счастлив — это действительно мой задел – что сохранил государственное агентство по вопросам кино. Она полностью координируется Министерством культуры. Сейчас это міліард гривен в год только из украинского бюджета, не говоря уже о гранты и программы, которые могут быть реализованы через фонд «Креативная Европа». Вскоре, если Верховная Рада ратифицирует, мы сможем получать средства и через европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката «Єврімаж». Но уже сейчас это 50 фильмов в год!

В прошлом году мы также начали инвестировать в создание украинских телесериалов. Полный метр не все видят, не все ходят в кинотеатр. А телевизор люди смотрят. Мне неоднократно упрекали: посмотрите, что делается на телевидении, что показывают. Но у нас все каналы — коммерческие. Когда я к ним обратился, мне сказали: «Евгений, пока государство не инвестирует хотя бы 50 процентов, мы не сможем полноценно запустить этот рынок». И мы пошли на это, но кино от этого не пострадало. Как только мы начали это делать, киношники занервничали: чего вы инвестируете в коммерческие телеканалы? Именно для того, чтобы изменить телепространство аудиовизуальных произведений, чтобы были документальные фильмы, короткий метр, телевизионные сериалы полного цикла украинского производства с украинскими актерами в главных ролях. Потому что, когда телеканалы делали свой продукт самостоятельно, кое-кто хитрил. Снимали так, чтобы потом продать сериал на российский телепростор. Это надо было изменить, вот почему я пошел на это.

Хочу доказать, как когда-то доказал украинским дубляжом, у истоков которого я был, что это будет иметь и экономическую выгоду, и интерес со стороны Украины. Так, мы ищем новые рынки. Не так давно я вернулся из Канады, где мы подписали соглашение о совместном производстве и использование пространства — украинского и канадского — для нашего продукта. То есть наши сериалы совместного производства теперь могут показывать и там. Так же и с европейскими странами. Со многими уже подписали договоры. Нашу продукцию увидят Израиль, Бельгия, Франция и другие. Мы выходим на новые теле — и кинорынки.

Но еще ни один украинский фильм не собрал кассу, не окупился

-Нет, есть фильмы, которые собрали мощную кассу. Например, комедия «Безумная свадьба», анимационный фильм «Похищенная принцесса». Но мы не можем заставлять общество ходить на все фильмы, потому что оно очень чувствительно к тем, которые долгое время были под грифом запрещено. Впрочем, их все равно необходимо освещать, хотя, разумеется, они не буду иметь такого кассового выгоды, как те же комедии, или более легкие ленты. Но и тяжелые исторические темы крайне необходимо поднимать на киноэкранах. Я знаю о определенную критику ряда фильмов. И отвечаю на это следующим образом: три года назад вообще не было что критиковать! Через количество мы обязательно придем к качеству. Обязательно! Повторюсь: производство было уничтожено! Сценарной школы как таковой, у нас практически не существовало, хотя операторская школа всегда была на высоком уровне. Нам нужно активнее вкладывать деньги еще и в кинообразование. Поэтому мы ведем переговоры, в том числе с Голливудом, французскими партнерами, чтобы они предоставляли нам специалистов по сценарному и режиссерскому делу, чтобы обучать наших молодых художников.

— Интересуется ли западный зритель укрпродуктом?

— В октябре на экраны выйдет историческая классика «Захар Беркут» с голливудскими актерами в главных ролях. Это позволит фильму попасть на западный рынок, уверен, наша история будет интересна зарубежному зрителю. И это уже голливудский стандарт. Я частично видел материал. Мы с премьер-министром Владимиром Гройсманом были на съемочной площадке. Все это было очень увлекательно и интересно. На Берлинском кинофестивале уже состоялась премьера, а в ноябре в украинский прокат выйдет мощный фильм «Цена правды» о валлийского журналиста Гарета Джонса, который открыл миру правду о Голодоморе. Это фильм режиссера с мировым именем – Агнешки Холанд, снятый в копродукции Польша-Украина-Великобритания. Много фильмов сейчас в съемочном процессе. Они будут выходить в конце года и начале следующего. И я верю в их успешность.

Благодаря всему упомянутому мы уже являются основными участниками конкурсной программы мировых фестивалей класса А. Это Канны, Берлин, Карловы Вары, Венеция, Локарно. И это очень важно.

«УКРАИНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОНД — ЭТО НОВАЯ, НО ПРОСТО РЕВОЛЮЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ«

Но не только этим я горжусь. Я очень горд, что произошло то, о чем очень долго говорила художественное сообщество. Надо было уровнять всех игроков на культурном поле, чтобы художественные проекты могли реализовывать как представители негосударственного сектора, так и государственного, а также просто физические лица, художники, которые вынашивали креативные вещи, а к министерству им было трудно подступиться. Моя идея была создать Украинский культурный фонд. Это совершенно новая, но просто революционная организация. Здесь уже не министру приносят проекты, не чиновнику в министерстве, и проекты выбираются, учитывая собственные предпочтения. Теперь это профессиональные группы экспертов, которые по конкретным направлениям имеют ряд критериев и, смотря на них, определяют проекты, которые будут поддержаны. Сейчас на это мы выделяем 708 миллионов гривен, а не 19, как было до того. Более тысячи проектов по всей Украине будет поддержано в следующем году. Требования к заявкам аналогичные, как во время отборов других грантовых программ, например, «Креативной Европы». Кое-кто говорит, что мы предлагаем слишком жесткие условия. Но это та школа, которая поможет нашим художникам в перспективе претендовать и на международные средства. Яркий пример — Музей Гончара в Киеве. Их специалисты были одними из самых активных, кто взялся за освоение грантовой системы, и уже скоро на свой проект «Полифония» от программы «Креативная Европа» они получили около трехсот тысяч евро. А это уже другие средства и возможности. Украинский культурный фонд во главе с Юлией Федив — это государственный фонд, который координируется Министерством культуры, через которую министерство реализует поддержку художественных проектов по всей Украине. Эту нашу инициативу уже оценили люди. Дай бог, чтобы фонд и дальше продолжал свою работу.

Когда мы говорим о системности наших действий и их качество, я не могу не сказать про еще одну институцию, которая была нами создана. Это Украинский институт книги, где руководителем является Александра Коваль. Уже второй год подряд происходят прозрачные закупки книг с участием десятков экспертов: писателей, журналистов, арткритиків и многих других. Там нет чиновников. Эксперты определяют те новинки, которые пополняют наши библиотечные фонды. В институте запущены и работают и программы чтения, переводов. Активно развивается направление продвижения книг, которые получается в наших издательствах, которые продаются и внутри страны, и в переводах за рубежом. Мы наладили системную работу и, наконец, теперь каждый год Украина будет представлена Национальным стендом на крупнейших литературных форумах мира – Франкфуртской и Лондонской книжных ярмарках. Впервые нас пригласили еще и в Париж, Прагу, Абу-Даби и другие города. И это стильные, креативные, современные павильоны, где ярко представлены украинские издательства, писатели проводят свои презентации, а украинская книга уверенно становится игроком мирового рынка.

И чтобы все это заработало, нам нужно было провести большую работу, постановления, подзаконные акты, найти помещение, найти деньги на все это. Но я могу и умею это делать. И все это надо продолжать. В планах – аналогичные институты, связанные с музейным делом и современным украинским театром.

В прошлом году мы ввели понятие «креативность» в закон Украины о культуре. Что это дает? Возможность классификаций новых видов искусства и новых профессий. Из современного – это видеоигры, геймеры, дизайн – появился целый ряд новых понятий и в основе всего этого – культура! Кроме того, с другой стороны, это и возрождение народных ремесел, что также касается креативной индустрии: керамика, гутное стекло, лозоплетение, изделия из дерева, ткачество, вышивка. Например, сейчас мы возобновляем работу знаменитого комбината ткачества и вышивки в Решетиловке – это будет целый мощный центр. Мы запустили электронный реестр культурного наследия. Пока это пилотный проект, но очень важно, что он мобильный. Мы можем отследить состояние каждого объекта в онлайн режиме, фиксировать, что с ним происходит, поданы документы на реставрационные работы, проводятся они, сохраняется рекреационная зона, проходят археологические исследования, они остановились. То есть это совсем другое измерение. Совместно с общественностью мы смогли отстоять несколько важных объектов культурного наследия. В том числе благодаря нашим усилиям Почтовая площадь в Киеве – место уникальных исторических раскопок, историческое место, связанное с Крещением Руси, место, где фактически начинался Киев – получила статус памятника Национального значения. Это место, где должен появиться новый музей.

Если еще говорить о музее, то в течение этих лет была проведена большая работа, благодаря которой нам удалось возродить, к примеру, Национальный историко-мемориальный заповедник «Бабий Яр». В течение многих лет, фактически без должного внимания государства, это место превращалось в заброшенный парк. Сейчас мы провели там комплексные работы, отреставрированные памятники – Менора, Памятник детям, Ромский кібітка, налажено освещение, видеонаблюдение, по территории размещены информационные стенды, рассказывающие историю. Из частной собственности в государственную нами также было возвращено бывшее помещение конторы еврейского кладбища по улице Ильенко, 44, в котором теперь происходит работа по созданию Музея Бабьего Яра, утверждена концепция комплексной меморіалізації Бабьего Яра. Теперь это действительно место памяти.

Разморожено также работу над второй очередью Музея Голодомора, что по политическим мотивам была остановлена на долгие десять лет. Работа идет полным ходом, ради того, чтобы навсегда увековечить в памяти Геноцид, это преступление советской системы против человечности, против миллионов украинцев, которые умерли тогда в страшные 1932-1933 годы.

Наконец мы избавились согласований, известных как историко-градостроительные обоснования. А каждый город обязали утвердить историко-архитектурные опорные планы, говорим и об усилении ответственности нарушителей. Это все очень важные процессы.

Впервые Министерство культуры и государство повернулись лицом к современному искусству. В частности, я говорю о запуске работы самостоятельного Национального павильона на мощнейшем форуме современного искусства в мире – Венецианской Биеннале. Два года назад мы уже имели Национальное представление в отдельном павильоне работами выдающегося фотохудожника, художника с мировым именем Бориса Михайлова. Тогда наша экспозиция вызвала невероятный интерес мирового сообщества, мы прозвучали громко и мощно. В этом году мы уже дальше пошли и имеем место на основной локации Венецианского Биеннале – в павильоне Арсенале. Я общался лично с президентом Биеннале Паоло Боратта, и он высоко оценил работу Украины. Мы договорились на десять лет вперед, чтобы иметь постоянную площадку, чтобы те проекты, которые будут в дальнейшем подаваться на отбор экспертных советов, были там мощно представлены. Чтобы иметь конкуренцию и помочь реализоваться молодым художникам, мы создали Биеннале молодого искусства. В 2017 году он состоялся в киевском Мыстецьком Арсенале, а этой осенью состоится в Харькове. К участию в нем могут приобщиться художники до 35 лет. Благодаря этому мы получили настоящий взрыв современных художников, которые чрезвычайно интересны для Европы и мира.

«ИНОГДА ПРЕДСТАВИТЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВОСПРИНИМАЮТ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ТЯЖКУЮ НОШУ»

Что не удалось или трудно дается для воплощения?

-Столкнулись с определенными проблемами, связанными с децентрализацией. Это, конечно, достижение, но как раз в части культуры мы увидели определенные риски в том, что иногда не все на местах понимают важность сохранения культурных очагов или через дома творчества, или через клубы, через библиотеки. Иногда представители местного самоуправления, объединенных территориальных общин воспринимают культурное наследие, как тяжелую ношу, хотя мы предлагаем различные модели сотрудничества, выездные группы.

Так, чтобы показать перспективность этого направления, мы запустили проект «Малые города – большие впечатления». Именно благодаря ему мы можем поддержать культурные инициативы именно на местах, в малых общинах, городках и селах. В прошлом году пилотная версия конкурса проектов нашла чрезвычайно положительный отклик в общинах, которые подали к участию в конкурсе более 160 заявок, восемь из которых из разных регионов Украины, каждый стоимостью около 500 тысяч гривен, было поддержано. Мы получили положительные отзывы от общин, от представителей местного самоуправления, бизнеса, общественных объединений, которые имели интересные идеи, но не знали как их воплотить в малых городках. Важной составляющей проекта является сохранение культурного наследия регионов, которые чрезвычайно богаты своими историческими и архитектурными памятниками, длительное время находились в упадке. На эти объекты не всегда сразу удается найти средства, но можно привлечь внимание за креативную идею, которая даст возможность за несколько лет аккумулировать средства и на решение вопросов инфраструктуры, и на проведение реставрационных работ и в целом вернуть и дать новую жизнь нашему культурному наследию. В 2019 году – по инициативе премьер-министра Украины на конкурс в государственном бюджете выделено гораздо более серьезные средства – 50 миллионов гривен, благодаря чему поддержку в воплощении идей в этом году получат 74 проекта, в целом же на конкурс было представлено 182 проекта. Я убежден, что малые города еще раз продемонстрируют то, что мы имеем большой талантливый народ, невероятное культурное наследие во всех регионах Украины, а также откроют имена незаурядных личностей – например, на Сумщине — Чайковского, Леонтовича в Тульчине Винницкой области. На период Оперного фестиваля, что там происходит, ожила местная достопримечательность — дворец Потоцких. И благодаря этому интересу удалось собрали деньги на его реставрацию.

Или в Остроге, где крепость на грани разрушения, активисты организовали фестиваль, сосредоточили внимание на этом вопросе, и государство проинвестировала мероприятие, на которое собрались тысячи людей отовсюду. Теперь начали искать различные возможности для реставрации этого объекта, думать, как там сделать постоянно действующую локацию. Это путь развития исторических мест, развитие туристических маршрутов, сохранение культурного наследия.

Остается открытым вопрос культурного субвенции, его надо лоббировать в следующей каденции Верховной Рады. В образовании и медицине это понятие есть, а в культуре для регионов Украины нет.

Кстати, я не сказал о том, что и само министерство реформировалось. Мы — единственное министерство, которое ушло на то, чтобы создать восемь директоратов по разным направлениям. Это и директорат стратегического планирования и европейской интеграции, директорат искусств, директорат языковой политики, художественного образования, культурного наследия, креативных индустрий. Это означает, что мы не только занимаемся текущей работой центрального органа исполнительной власти, а выстраиваем стратегические модели в культуре. Мы даже занялись воспитанием культурного менеджера — создали Академию культурного лидера, в которой для обучения нет ограничения в возрасте. В этом году у нас было 92 выпускники. Начали повышение квалификации музейных работников, чтобы они могли перенимать опыт лучших кураторов как из Украины, так и Европы, чтобы научиться подходить к выставочной деятельности не традиционно, как это было в советских краеведческих музеях — выставили и десятки лет экспонаты стоят неподвижно. Нет, мы хотим, чтобы был кураторский креативный подход к музеев и экспозиций. Новая модель заинтересует и поможет найти новую аудиторию до нашего наследия, того, что есть в каждом крае, в идей, как это можно представить.

«НАШЕ МИНИСТЕРСТВО ТЕПЕРЬ НЕ «ИВЕНТ-АГЕНТСТВО», КАК БЫЛО РАНЬШЕ«

Вы больше чиновник или артист?

— Я ответственный человек. И в 2014 году даже не думал о министерство, но, в то же время, я никогда не был просто актером в театре, а всегда выступал активным общественным деятелем. Потому что с 90-х годов, еще со студенчества, всегда выступал против социальной несправедливости, не только культурной. И два Майдана, где я был в самом эпицентре событий, активным участником, подвигли людей к тому, что они начали предлагать именно меня в министерство, в политику. Когда я в первый раз об этом услышал, меня аж в пот бросило: а как же быть с творчеством? Мне объяснили, что творческая деятельность министру разрешается, впрочем, конечно, за большую завантажність, становится несколько ограниченной. Уже придя в министерство, я понял, что это конкретное ограничение. И новых работ — театральных или киношных – за последние годы у меня фактически нет. Крошечные эпизоды в «Кіборгах» или «Крутах» я не считаю. Это, как я называю, «автограф», когда в выходной день поработал перед камерой несколько часов бесплатно. Я сознательно пошел именно на эти работы, потому что именно эти темы были для меня важны, когда я еще не был министром. Но от других предложений я отказываюсь.

Раз в месяц играю в театральных спектаклях в Национальном театре имени Ивана Франко — «Три товарища» и «Момент любви». Эти спектакли были созданы между моими каденциями в министерстве. Это совсем не вредит государственной работе. Более того. Темы, которые в них раскрываются, очень созвучны с тем, что сейчас проходит наша страна. Это мои культурные месседжи. Но и там, если говорить честно, моя работа как министра продолжается. Потому перед спектаклем, или после нее ко мне обращаются люди, которым не удобно прийти в министерство с идеями или просьбами. Но действительно, моя творческая работа стала крайне ограниченной, потому что я все время отдаю собственное государственной миссии. При этом я не являюсь чиновником, потому что министр и его заместители сейчас выведены за пределы госслужащих, это политические лица. Я постоянно в движении, чуть ли не каждую неделю я в той или иной области, в том или ином городе. Для меня важно лично говорить с людьми, своими глазами видеть то, что происходит в отрасли, чтобы оперативно реагировать на все вызовы и решать проблемы.

— Колы общественный деятель заходит в министерский кабинет, он моментально становится плохим, в него сразу находятся претензии…

-Это правда. Хорошим для всех ты никогда не будешь, потому что ты при власти. Но вместе с тем мы сегодня кратко перечисляли то, что уже удалось сделать, причем за небольшой срок. Но мы уже называли целый ряд вещей, до которых руки не доходили аж 25 лет. Произошла системная изменение отношения к культуре, к возможностям культуры. Не секрет, что именно я вложил в уста всех первых лиц государства высказывание Черчилля: «Если в бюджете нет денег на культуру, то для чего тогда мы воюем?»

Наше министерство теперь не «ивент-агентство», как было раньше, мы не занимаемся концертами на праздники, мы не обслуживаем какие-то междусобойчики.

Но у нас все эти годы с 2014 года – начала российской агрессии в Украину — запущена очень важная отдельная государственная программа, связанная с реінтеграцією Востока. Сначала это была программа «Взаимопонимание», сейчас — «Украинский Восток». Они касаются мобильных выездов художников разного направления на восток работать с деокупованими районами и на передовой для поднятия духа наших бойцов, местного населения. Это большая системная работа, которая заслуживает отдельного разговора! Очевидно, и на Херсонщине, и на Одесщине нужны такие проекты, как тот, что был поддержан нами в Вилково, где проживают аж 53 этнических меньшинства. Во время фестиваля каждая из них представила свою историю, культуру, кухню, костюм, танец. Все были счастливы, находясь в одном месте, общаясь, горжусь своими достижениями. Такие мероприятия хорошо показывают, что на этнической почве у нас нет никаких проблем. Наша мультикультурность – это наше достижение. Уважение друг к другу — к этому мы стремимся.

Вас не раздражает, что сейчас в политике столько представителей шоубизнеса, актерства?

-Не скажу, что я был один из первых актеров, кто занялся политикой. Но в начале мне об этом говорили: ты актер, вот чего ты лезешь… Но я пришел в министерство из горячих дней и ночей штурмов Майдана, руководил там процессом, когда никого из руководителей митингующих не было. Приводил пример Вацлава Гавела, который говорил: твой долг и твоя миссия, если имеешь влияние на большое количество людей, если можешь вести за собой, в переходный период общественных изменений в стране — иди в политику. Другое дело, что сейчас это иногда может доходить до определенного абсурда. Я с большим уважением отношусь к своим коллегам во всех направлениях. Но хочу спросить: если нужны новые лица, то разве я не новый, какой же я старый? (смеется.)

Я не был ни в одной политической партии, никогда не работал в парламенте. Сразу пришел в ту область, где вырос, в которой хорошо ориентируюсь и разбираюсь. К слову, у нас уже есть готовых девять законов, к которым у депутатов предыдущего созыва просто не дошли руки. Они касаются и ратификации программы «Єврімаж», изменений налогового кодекса, благодаря чему такие команды как НПО, которая снимала сериал «Чернобыль», базировались бы именно в Украине, а не в Литве. Это законы, которые касаются сохранения культурного наследия. Все это не просто идеи, а готовые законы, над которыми мы работали все это время. И еще пятнадцать законопроектов сейчас разрабатываются. В том числе закон о меценатстве, о государственную субвенцию, до которой должен дойти политическая воля. То чем я не новый? Но самое главное, что я уже имею определенный практический опыт и зарекомендовал себя хорошим менеджером. Я точно знаю, что буду полезным для общества и культуры. А уж про мое мировоззрение патриотически настроенного человека и говорить не приходится. Меня волнуют изменения, которые ждут страну при смене правительства. И здесь вопрос не в моем трудоустройстве. Я и после первой каденции не пошел на другие должности, а вернулся в театр актером. Так, я продолжал активно работать в общественной плоскости, но за полгода быстро сделал три драматические работы: «Эрик XIV», «Три товарища» и «Свадьба Фигаро». Я точно буду знать, что делать, но вопрос в сохранении и динамике продолжение тех процессов, о которых мы говорили выше.

— В нашей стране живут и работают гении: художник Иван Марчук и актриса Ада Роговцева. Кто только им не обещал музей и театр, но до сих пор нет ни того, ни другого. Выставки Ивана Марчука время от времени происходят на разных площадках, а театр с участием Ады Роговцевой путешествует страной, благодаря энергии режиссера Екатерины Степанковой… Это огромная ошибка и несправедливость по отношению к людям, которые поднимают страну…

-Это два вопроса, о которых я не просто знаю, а лично проникаюсь ими. Самая большая проблема в том, что министерство культуры никоим образом не примыкает к помещениям и к земле. А в данном случае речь идет конкретно о помещения и землю. Мы обращались в фонд госимущества, я говорил с мэром столицы Виталием Кличко относительно помещения для музея Ивана Марчука. В судебных процессах сейчас находится предыдущее, которое выделялось. Кроме того, когда создавался мост, который идет с холмов Владимирской горки, на другом его боку как раз и должен был размещаться музей… Но. На это еще должна быть воля и города. Конечно, если Президент возьмет это дело под свой патронат, она пойдет активнее, а за нами точно не будет никаких проволочек. То же самое касается и театра Ады Роговцевой. Я лоббировал, чтобы этот театр, возможно, был на Лукьяновке, в помещении Малой оперы. Сейчас, например, предлагаю, что это могло бы быть в кинотеатре «Звездный». Во время расширения Арсенала сцена могла бы расположиться там. Вопрос в помещении. Оно все в коммунальной собственности. Но такая фигура, как Ада Роговцева, с семьей которого меня очень тесно связывает как близкая дружба, так и много лет творчества, должно почитаться на государственном уровне… Мне повезло студентом сниматься с Костем Петровичем Степанковым, подружиться с ним, бывать у них в семье. Екатерина Степанкова, Оля Семьошкина, Алексей Скляренко — художники, с которыми я много сотрудничаю. Вся эта семья мощная и талантливая. Кроме того, я не устаю говорить о том, что мы нуждаемся и отдельного «открытой площадки» — свободной сцены, где бы, возможно, даже не было бы постоянной труппы, а какая бы проектно собирала на спектакли актеров из разных театров. Возможно, это мог бы быть именно такой театр. Я обязательно буду продолжать лоббировать эти вопросы.

Виолетта Киртока, «Цензор.НЕТ»

Фото: Наталья Шаромова, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3143071 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ