Гавань затопленных кораблей – как идут на выборы Гройсман и министры

— А вас звали в список Гройсмана? — А зачем мне братская могила? — так ответил в беседе оф-рекордз один из министров за неделю до съезда «Украинская стратегия Гройсмана».

Если раньше министры почти гарантированно оказывались в списках политических сил, то теперь их присутствие там не в тренде.

Премьер-министр сразу после поражения президента Порошенко дал понять, что начинает сольную карьеру. Но кто будет его командой, кроме министра Кабмина Александра Саенко и руководителя его штаба , экс в.а. министра АПК Максима Мартынюка, было неясно.

«У каждого министра есть своя история. И каждый ведет переговоры с различными субъектами… Кто с Порошенко, кто с Гройсманом, кто с другими политическими силами. Поэтому общей картины нет», — описал один из министров общее состояние дел в Кабмине.

«Он говорит со всеми. Почти. А какой будет результат этих переговоров, увидим позже», — добавил он.

Как винницкая стратегия стала украинской

Так же как Янукович привел некогда за собой в Киев донецких, Гройсман тянул за собой на ключевые должности винницких. Сам же город и область он рассматривал как свой электоральный форпост.

Свою партию Гройсман начал строить еще с 2015 года.

Тогда на местных выборах «Винницкая европейская стратегия» провела до Винницкого горсовета наибольшее количество депутатов, включая отца Гройсмана.

По этому поводу в команде Порошенко вспоминают диалог президента и Гройсмана.

— Вова, а что происходит в Виннице, кто там побеждает? — спросил раздраженно Порошенко на совещании.

— Не волнуйтесь, Петр Алексеевич, мы, — ответил Гройсман.

— Вова, а мы это кто? – не понял Порошенко.

Гройсман обещал Порошенко помочь с агитацией в области за БПП, а вместо этого запустил свой проект.

Потом на 3 года про эту партию забыли, а летом 2018 — после скандала с возбужденным делом против председателя ДФС Мирослава Продана — Гройсман стал активно развивать свою партию по областям.

Под это наняли юристов, под это создавали кадровый резерв, проводили встречи с активистами, журналистами, а потом все спустили на тормозах.

Порошенко удалось «крепко обнять» премьера и уговорить не идти на выборы президента.

Цене было прекращение расследования по Продану, а также увольнения главы ДАБИ Алексея Кудрявцева, что позволило некоторым окружению Гройсмана заработать на откатах в этой сфере.

С ноября прошлого года Гройсман проговаривал вариант возможного объединения с Арсением Яценюком и «Народным фронтом».

В первой пятерке этого объединения уже тогда видели министра образования Лилию Гриневич, министра юстиции Павла Петренко и нардепа Андрея Тетерева.

После проигрыша Порошенко Гройсман на первой же фракции БПП анонсировал, что пойдет на выборы со своей политсилой.

Тогда же Арсений Яценюк поинтересовался у своих однопартийцев, что они думают об объединении с Гройсманом.

Но депутаты и технологи оценили шансы такого проекта не более чем в 5%. Социология же дала еще худший результат.

Партии Гройсмана обещают сейчас в лучшем случае 1,5% с Яценюком он спускается ниже 1%.

При этом формирование списка выглядело бы как сбор расстрельного батальона.

Поэтому Яценюк объявил своим, что партия не пойдет на выборы – часть депутатов пойдут в мажоритарку, а часть министров в список к Гройсману, чтобы «завершить начатые реформы».

Тогда же стало известно, что ни Турчинов, ни Яценюк, ни Аваков на выборы не пойдут.

Искусство стратегии и ее отсутствии

Свой съезд УСГ проводила в Мыстецком Арсенале. Обычно его берут под большие собрания, но приглашенных на первый съезд партии Гройсмана было от силы 250-300.

Первым пришел министр юстиции Павел Петренко, второй заместитель министра информполитики Эмине Джапарова.

Из того, на какие места они сели, стало понятно, что они будут в первой десятке списка. Впрочем члены Кабмина, быстро исчезли подальше от глаз журналистов.

Зато пришли еще несколько депутатов от «Народного фронта» — Елена Калганова, Вадим Кривенко, Александр Сочка.

— Вы тоже в списке? – спросили журналисты.

— Да нет, мы так – в гости зашли взглянуть, — ответил Сочка.

Смотреть было, честно говоря, ничего.

Саенко как ведущий предоставил слово первому Гройсману. Но кроме фразы о том, что он устал играть за чужую сборную с нее нечего было вынести.

«Я сказал себе о том, что больше не хочу и не буду игроком чужой сборной. Сборной, в которой я тратил очень много времени, чтобы преодолевать препятствия, много преград, которые отдаляли или приближали нас быстро к тем изменениям, которые хотели чувствовать люди. Я принял решение сформировать настоящую команду украинской стратегии, приоритетом которой будет реальность изменений, которые хотят почувствовать украинцы», — заявил Гройсман.

Затем он презентовал первую десятку своего списка – министр образования Лилия Гриневич, заместитель министра информполитики Эмине Джапарова, министр Кабмина Александр Саенко, министр культуры Евгений Нищук, министр юстиции Павел Петренко, экс-заместитель министра финансов Сергей Марченко, нардеп НФ Андрей Тетерук, депутат винницкого горсовета от партии Гройсмана Павел Яблонский, нардеп от НФ, религиовед Виктор Еленский, а потом дал им слово.

Эмине Джапарова выглядела наиболее душевно, потому что вспоминала про свою крымскую историю и говорила о необходимости возврата півосторова.

Лилия Гриневич говорила о необходимости продолжения реформы образования.

«Образовательная реформа — это марафон на десятилетия. Одна слабинка на этом пути — и вся труд десятков людей будет нивелирована. Поэтому нужны часовые изменений. Мы не имеем права отступить назад. И поэтому я сегодня здесь, с этой командой», — заявила министр, к которой мало в чем можно придраться.

Александр Саенко сообщил, что все документы на съезде в электронном виде.

Но беда в том, что журналисты сначала не могли зайти на сайт «стратегии», потому что система давала сбой, а потом поняли, что там информации еще меньше, чем они получили на с»езде.

Где и когда можно найти продолжение списка никто не мог сказать. Как и в чем заключается стратегия Гройсмана. По сути, вся коммуникационная часть была провалена.

А председатель штаба Максим Мартынюк быстро исчез по завершению съезда.

Сам премьер также не стал разговаривать с прессой, ограничившись фразой, что «идет побеждать ради продолжения реформ».

Отбиваться пришлось Андрею Тетеруку, Евгению Нищуку и Павлу Петренко.

Те, как могли, убеждали журналистов, что их политсила попадает в тренды на молодые лица, и к тому же является командой профессионалов.

И Нищук, и Петренко говорили, что лучшей агитацией за них будет то, что они сделали за эти годы.

«В наше время, когда все пошло в эксперимент, важно услышать о реальных делах, которые делались и делаются. Я надеюсь, что те люди, которые видят позитив от работы моей и министерства, станут сторонниками и нашей политической силы», — ответил журналистам Нищук.

Политтехнолог Евгений Золотарев, который присутствовал на съезде, надеется, что партия начнет набирать проценты уже от того, что там будет фамилия Гройсмана.

А вот те, кто работал с партией Гройсмана раньше, говорят, что ему следует идти списком, потому что так шансов нет.

«Но Гройсман перестал слушать часть своей старой команды, многих даже бросил, а те, кто вокруг него сейчас, кажется, втянули его в эту кампанию, чтобы освоить избирательные фонды», — говорит не под запись один из консультантов Кабмина.

Большая часть министров также не верит в то, что Гройсман преодолеет избирательный барьер.

А в мажоритарку УСГ не пойдет.

А что же с министрами?

Самой большой неожиданностью съезда стало то, что в списке не оказалось министра финансов Оксаны Маркаровой, которую до того анонсировали прессе как одно из главных лиц.

«Маркарова – один из немногих специалистов, который может тянуть историю с МВФ и ОВГЗ. Думаю, что очень неслучайно Зеленский включил ее в СНБО и не исключаю, что ей давали сигналы, что обеспечат рабочее место и в будущем», — рассказал не под запись один экспертов, сотрудничает с Кабмином.

По сути Маркарову заменила на бывшего заместителя Данилюка Марченко, который в 2018 вместе с ним уволился из Кабмина.

«На самом деле Гройсман очень хотел, чтобы он остался. Да и Марченко сам хотел, но чисто из корпоративной солидарности он ушел. И Гройсман просил Порошенко забрать его в АП (вместо Дмитрия Шимкива)», — рассказал один из министров.

Еще одна неожиданность – на съезде не было вице-премьера Владимира Кистиона и минсоцполитики Андрея Ревы – говорят, сейчас Гройсман удалился от них и они не являются членами партии.

Что же касается других министров, то они определяются со своей судьбой.

Министр экологии Остап Семерак думает, идти в мажоритарку.

Министр инфрастурктуры Владимир Омелян на выборы не пойдет и собирается отдохнуть от политики.

Вице-премьер Павел Розенко остается заложником своей ударівської партийности, а его лидер пока никак не определится, с кем и как идти на выборы.

Вице-премьер Геннадий Зубко хотел быть в списке обновленной партии Порошенко, но не взяли. «Левому берегу» вице-премьер сказал, что на выборы не пойдет, хотя еще неделю назад ходили слухи, что он будет баллотироваться по мажоритатрному округа.

Степан Кубов и Вячеслав Кириленко тоже не попали в список Порошенко.

Не будет там и министра обороны Степана Полторака – не захотел.

А министр иностранных дел Павел Климкин пойдет, скорее всего, по мажоритарному округу в Киеве.

Также неоднозначные шансы попасть в список ЕС и профильного вице-премьера Иванны Климпуш-Цинцадзе (через давние связи с Виктором Пинчуком).

Пойдет на округ Игорь Насалик и что будет делать дальше Игорь Жданов неизвестно.

Татьяна Николаенко, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3131324 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ