Как «отбеливают» теневой рынок нефтепродуктов

Вступившие в действие с июля новые правила контроля и учета топлива на территории страны должны существенно сократить объемы «черного рынка». И хотя шоковой терапией они не стали, поскольку некоторые из новаций будут вводится постепенно, правоохранители получили дополнительные инструменты для борьбы с нелегалами.

В том, как проходит первый этап реформы топливного рынка, разбирался «Цензор.НЕТ».

ШТРАФОВАТЬ БУДУТ ПОЗЖЕ

Долгое время производство и реализация топлива были нелицензированным видом деятельности, что создавало благоприятную среду для процветания теневого рынка. И лишь в ночь с 22 на 23 ноября прошлого года в «бюджетном пакете» парламент наконец-то проголосовал за законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, который предусматривается введение лицензирования деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговле топливом, запуск новой системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров, а также модернизацию системы электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ). В задачи такой системы входит контроль объемов всего топлива с момента его производства или поставки на территорию Украины до момента реализации на каждой АЗС.

Как объяснили «Цензор.НЕТ» в Государственной фискальной службе Украины, профильное подразделение еще усовершенствует базу, поэтому она пока работает в тестовом режиме. Кстати, создана она была еще в 2016 году и обеспечивала контроль уплаты «топливного» акциза вот границы или НПЗ до точки потребления. Уже в первый год ее работы уплата акциза выросла на 20%, в 2017-м — на 40%.

Еще одно без сомнений новшество, предусмотренное реформой, – запуск системы контроля оборота объемов топлива и его качества, которая предусматривается использование акцизных складов. Акцизные склады должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска горючего наливом и уровнемерами-счетчиками – в резервуарах. А данные о фактическом объеме горючего ежесуточно должны предоставляться фискалам в виде электронных документов.

Более того, с июля все транспортные емкости (бензовозы и газовозы) должны оформятся как акцизные склады. Это дает возможность фискалам мониторить передвижение топлива онлайн и проверять его легальность на любом этапе.

Правда, пока сами предприниматели не спешат вносит данные в электронные реестры, поскольку Налоговым кодексом ответственность за неподачу такой отчетности предусмотрена только с 1 января 2020 года, тогда же их начнут штрафовать. Сейчас они подают информацию на добровольных началах.

«Установка расходомеров-счетчиков и уровнемеров и передача данных с них в ГФС нужны с целью построения комплексной системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на НПЗ, нефтебазах и заправках. Показатели системы контроля за фактическим оборотом и остатками горючего на акцизных складах будут сопоставляться с показателями модернизированной СЭАРП, что позволит в автоматическом режиме выявлять неучтенные объемы топлива, с которого не уплачены налоги, — рассказал в комментарии «Цензор.НЕТ» первый заместитель главы ГФС Сергей Белан.- Информация, содержащаяся в реестрах, может использоваться работниками налоговой милиции для подготовки и проведения мероприятий по документированию и пресечению деятельности по незаконному производству, хранению и реализации горючего. То есть, по сути, мы получили еще один дополнительный аналитический инструмент. Специалисты в режиме онлайн будут располагать данным о том, где находятся резервуары, какое топливо завезли или увезли, сколько в остатке, и смогут сравнивать с информацией, которой располагают оперативные подразделения».

ТЕНЕВОЙ МАСШТАБ

По мнению экспертов, лицензирование мест хранения, а также АЗС должно решить несколько проблем. Во-первых, обезопасить людей от соседства с объектами, которые несут потенциальную угрозу. А во что подобное соседство может вылиться, мы наблюдали уже не раз. Достаточно вспомнить взрыв на автозаправке в Кропивницком, из-за которого пострадали трое человек и 15 автомобилей, припаркованных экрану для выбора элемента поблизости. А часть города в тот вечер осталась без электроэнергии. Законодатели, правда, в мае «подправили» реформу в части получения лицензий на розничную торговлю. Изначально планировалось, что для этого потребуются документы на землю и ее целевое назначение. Это автоматически бы убрало с рынка многих нелегалов. Но в мае Верховная Рада приняла изменения, вычеркнув эти документы из общего пакета, необходимого для получения лицензии.

Во-вторых, реформа рынка со временем должна положительно сказаться на качестве продаваемого на автозаправках топлива. Ведь что такое некачественное горючее? По сути, это контрафактное, незаконном топливо, смешанное из разных компонентов и присадок на нефтебазах или полуподпольных мини-НПЗ. Например, в мае прошлого года в Николаевской области налоговая милиция ликвидировала массовое незаконном производство горюче-смазочных материалов и разоблачила сеть АЗС, через которые их продавали. Производство представляло собой сложный многоступенчатый технологический процесс, в котором использовалось оборудование, соединенное в единую технологическую систему и предназначенное для смешивания, очистки и фильтрации компонентов, которые могут использоваться как отдельные материалы, так и быть составляющими ГСМ (дизельного топлива). Тогда при обыске правоохранители изъяли подакцизной продукции стоимостью примерно 6,2 млн грн. Еще одну крупную партию топлива налоговая милиция изъяла в Днепропетровской области в апреле этого года. Оно производилось в подпольных условиях путем смешивания газового концентрата с компонентами автомобильного топлива и присадками.

Как объясняет Сергей Белан, незаконном производство прямогонного горючего характеризуется наличием специального оборудования для обеспечения полного производственного процесса с перегонки сырой нефти или мазута в топливо или его фракции, а именно установки для переработки углеводородного сырья — ректификационной колонны. Ее можно устанавливать как на нефтеперерабатывающих заводах, так и на нефтебазах. Также в таком производстве используется высокотехнологичное компьютерное оборудование для электронного контроля стадий производственного процесса.

По сравнению с производством смесевого топлива, которое осуществляется по «рецепту» (совокупность правил, порядок и последовательность смешивания компонентов с горючим), который единоразово составлен соответствующим специалистом в зависимости от того, какой вид контрафактного горючего нужен, процесс производства прямогонного горючего должен постоянно контролироваться квалифицированным специалистом (поддержание температуры перегонки, давления в емкостях и коммуникациях и другие аспекты технологического процесса).

Такая противоправная деятельность тесно связана с приобретением правонарушителями нефти, в том числе незаконно добытой, или мазута за наличные средства без отражения указанных операций в налоговой и бухгалтерской отчетности предприятий. А работают такие производства чаще всего таким образом. В первую смену все легально и с оплатой налогов. Во вторую – тот же технологический процесс, то же люди, но государство от их деятельности уже ничего не получает, все «по-черному». Как не получает и от деятельности АЗС, которые также работают «в черную». Этот бизнес настолько прибыльный и не сложный в организации, что вложения отбиваются в первый же час.

Чтобы это изменить, в ноябре прошлого года были также внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в частности, в статью 164. Как объяснил Сергей Белан, она дополнена еще двумя частями, которые позволяют при судебном рассмотрении административных материалов безальтернативно применять к правонарушителям санкцию в виде конфискации горючего, находящегося в незаконном обороте, транспортных средств и оборудования, используемых в противоправной деятельности, а также денег, полученных в результате совершения правонарушения. Ее эффективное применение будет возможно с 1 октября текущего года. До тех пор суды могут принимать решения на свое усмотрение и некоторые из них в таких вопросах бывают очень лояльны, возвращая изъятое. Топливо снова идет в продажи, но на другой точке, пока и туда не придут.

А приходят все чаще. ГФС разработала план мероприятий по противодействию теневому рынке топлива, который включает создание рабочих групп по отработке объектов торговли горючим, проведение фактических проверок сетей АЗС по выявлению нарушений налогового законодательства, установление мест нахождения нелегальных заправок.

«За первое полугодие налоговой милицией из незаконного оборота изъято 16,3 тыс. тонн горючего на сумму 432,9 млн. грн. Прекращена деятельность 15 незаконных производств по изготовлению топлива. При участии сотрудников налоговой милиции на 269 объектах торговли топливом (АЗС/АГЗК) выявлены факты нарушений действующего законодательства, в частности продажа топлива без государственной регистрации, без необходимых разрешительных документов, документов, подтверждающих качество и законность происхождения горючего, а также факты реализации без применения РРО. По выявленным нарушениям составлено 110 административных протоколов и начато 9 уголовных производств», — сообщил первый заместитель главы ГФС.

ТОВАРЫ «ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Еще одно направление, которому правоохранители уделяют особое внимание, – это схемы, используемые при территорию калининградской топлива в страну. Как сообщал «Цензор.НЕТ», когда в 2015 году началась операция «Рубеж», налоговой милицией была ликвидирована масштабная схема уклонения от уплаты таможенных сборов при перемещении на территорию страны дизельного топлива в обход таможенного контроля. Суть схемы состояла в следующем. В нейтральные воды акватории Черного моря заходило специализированное нефтяное судно большой грузоподъемности с грузом дизельного топлива. К нему «борт-о-борт» пришвартовывались баржи, на которые сливалось большая часть груза. После этого танкер заходил в один из морских портов Украины, где подавал документы на проведение таможенных процедур с оставшимся топливом. Далее неучтенное и нерастаможенное топливо доставлялось с использованием документов, полученных в результате растаможки части топлива, теми же баржами в морские и речные порты Украины, а оттуда в автомобильных цистернах развозилось по АЗС южных областей Украины. Помимо уклонения от уплаты таможенных пошлин государство недополучало налоги от реализации неучтенного дизельного топлива. В результате нескольких спецопераций, проведенных с участием сотрудников Государственной пограничной службы Украины, эту преступную схему ликвидировали.

Также сотрудниками налоговой милиции была разоблачена схема по уклонению от уплаты налогов при территорию калининградской на таможенную территорию Украины светлых нефтепродуктов под видом товаров «платформат» и «реформат», якобы применяемых в лакокрасочной промышленности, уплата акцизного налога при импорте которых не предусмотрена.

После таможенного оформления организаторами схемы осуществляется документальное оформление реализации ввезенных товаров в адрес предприятий с признаками «транзитности» и «фиктивности». На определенном этапе (3-4 звено) происходила замена документов на бензин или дизельное топливо. При этом фактически, после таможенного оформления, товар перевозился на нефтебазы, где проходил процесс его смешивания с бензином и дизельным топливом, после чего мелкооптовыми партиями ГСМ реализовывались на АЗС по всей территории Украины.

Расследуя свыше десятка уголовных производств, в которых фигурировали как организаторы, как и участники схемы, следователи установили, что производителями товара, импортированного под видом «платформата» и «реформата», являются нефтеперерабатывающие предприятия, находящиеся на территории Евросоюза (Венгрия, Босния и Герцеговина). Согласно экспортным документам производителей, указанная продукция является горюче-смазочными материалами. Для замены номенклатуры товаров правонарушители использовали непрямые контракты с подконтрольными оффшорными компаниями. Центром стандартизации и метрологии на запрос налоговой милиции были предоставлены сведения о том, что товары «платформат» и «реформат» не используются в качестве сырья в лакокрасочной промышленности. А также получен ответ от Торгово-промышленной палаты Украины об отсутствии составляющих «платформаты» и «реформаты» в красках и лаках. Сотрудниками налоговой милиции были изъяты и арестованы десятки тысяч тонн ГСМ, ввезенных под видом товаров «платформат» и «реформат», прекращена работа нескольких подпольных нефтебаз в разных областях Украины.

В 2016 году схема прекратила существование в связи с тем, что в Налоговый кодекс Украины были внесены изменения, согласно которым компоненты для изготовления топлива также признано подакцизными товарами. «Все эти изменения, в том числе, в Налоговый кодекс, стали возможными только после достижения нами конкретных результатов, расследованных уголовных производств и дальнейших предложений в Верховную Раду и Кабинет министров Украины по пресечению конкретных преступных схем», — отмечает Сергей Белан.

Но на этом создатели теневых схем не остановились. Еще одна проблема, которую пришлось решать государству, – увеличение в 2017 году образом авиатоплива, которое использовалось нецелевым образом — смешивалось с дизельным топливом. Изготовление такой смеси позволяло экономить на уплате акцизного налога. На дизельное топливо вон составляло 139,5 евро за 1000 л, на керосин — 21 евро. Но в 2018 году парламент утвердил пакет изменений в Налоговый кодекс, ужесточив контроль над использованием авиатоплива. Теперь, чтобы оформить ввезенный керосин по низкой ставке акциза, импортер должен доказать, что он использован авиакомпаниями по назначению, то есть им заправлены самолеты. Если он такие документы в определенный срок не предоставляет, то акциз будет в десять раз больше — 210 евро/тыс. л. Контролируется это путем выдачи налоговых векселей. То есть, импортер должен получить в банке авалированный вексель, который гарантирует ГФС, что если топливо не будет использовано по назначению, банк компенсирует бюджет разницу между базовой и повышенной ставкам акциза.

Понятно, что желающие заработать в теневом сегменте этого рынка продолжат «творит» и будет еще ни одна схема. Поэтому очень важно, чтобы работа по противодействию оставалась системной и комплексной. Только при этих условиях бюджет получит дополнительные средства, а предлагаем смога покупать качественный и безопасный товар.

Татьяна Бодня, «ЦЕНЗОР. НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3139457 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ