Как «площадки раздора» примирили депутатов

Скандал с подкупом депутатов и ликвидацией коррупционной схемы при оценке недвижимости получил продолжение. Депутаты подготовили ко второму чтению законопроект, которым запланировали убрать автоматизированные электронные площадки, но решили отсрочить их ликвидацию, запустил на рынок новых игроков.

Чтобы узнать, каким образом изменятся правила, а заодно и спросить, как продвигается расследование в уголовном производстве, открытом Специальной антикоррупционной прокуратурой, отправилась на заседание Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

На самом деле ходит пришлось несколько раз, поскольку к законопроекту, состоящему из пяти страниц, подали более тысячи поправок. Ых рассмотрение на прошлой неделе представитель рабочей группы – нардеп Марьян Заблоцкий – предложил отложить. Депутаты продолжавшего спорить по ключевому вопросу – с какого числа они смогут убрать полностью площадки-прокладки, вокруг которых разгорелся такой громкий коррупционный скандал о подкупе депутатов, что им пришлось публично демонстрировать свою независимость и честность с помощью полиграфа.

Напомню, что правила продажи недвижимости в стране изменились несколько лет назад, когда людей, которые хотели продать свою квартиру или дом, обязали сверять ее стоимость с электронной базой при Фонде госимущества. Предполагалось, что таким образом оценщики не смогут манипулировать и занижать цены, следовательно, государство получит налоги в полном размере.

Изначально предполагалось, что оценщик недвижимости загружает свой отчет в единую базу, а дальше информация проверяется роботом, сравнивается с другими подобными случаями покупки-продажи. И если обнаруживается, что цена искусственно занижена, отчет не регистрируется. А значит, продать недвижимость не получится. На уровне идеи все вроде бы выглядело неплохо. Если бы не один нюанс. А именно правки в Налоговый кодекс, которые депутаты внесли в конце 2017 года, когда голосовали за проект госбюджета.

Депутаты создавшего посредника между оценщиками и Фондом госимущества — авторизованные электронные площадки, задача которых сводится к тому, чтобы пересылать данные оценщика в ФГИ, получая за каждую операцию определенную сумму. В скором времени на рынке появилось четыре таких площадки, которые журналисты-расследователи связывали с народным депутатом Антоном Яценко. Хоть сам нардеп неоднократно заявлял, что никоим образом к ним не причастен.

Сейчас стоимость услуг в таких площадок составляет около 1,8 тыс. грн за одну операцию. И чтобы люди не платили по сути за воздух, депутаты, которые зашли в парламент уже в этом году, решили снова изменить правила. Но попытка ликвидировать площадки привела к скандалу в партии «Слуга народа». Офис президента подозревал 11 депутатов партии в получении около $30 тыс. за то, чтобы не поддерживать законопроект № 2047-д. Некоторые «слуги» проходили проверку на полиграфе. После скандала документ все же попал в парламент. В первом о чтении за него проголосовали 378 депутатов.

Документ предполагает, что после вступления закона в силу продавцы жилья получат доступ к модулю Фонда госимущества, смогут самостоятельно указывать в нем все данные о квартире или доме — и это обойдется всего в 51 грн. Но случится это не сразу после вступления закона в силу.

Как объяснил в комментарии «Цензор.НЕТ» первый заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк, комментируя поправки ко второму чтению, площадки просуществуют до первого февраля. Но монополии уже не будет. «На рынок временно смогут зайти то площадки, для которых он сейчас заблокирован, – пояснил народный депутат. – Они давно созданы, но их не пускали монополисты. Конкуренция существенно снизит цены. Кроме того, Фонд госимущества обещает создать государственную площадку и сделать эту услугу бесплатной».

На следующем этапе – с февраля по июль – электронные площадки прекратят свою деятельность, и гражданам, которые захотят продать в этот период свою недвижимость, придется идти к оценщикам, а те в свою очередь будут вносит свои данные в базу. «Эти полгода Фонд госимущества должен активно работать над созданием третьего этапа – своей базы, которая позволит не только оценщику, но и любому гражданину получить к ней полноценный доступ», — рассказал политик.

Согласно проекту закона, любой человек сможет получить справку об автоматической оценке объекта недвижимого имущества и на ее основании заключит соглашение по этому объекту недвижимости.

В случае несогласия со стоимостью объекта недвижимого имущества, определенной модулем автоматически, человек имеет право обратиться к субъекту оценочной деятельности и провести оценку в общем порядке с регистрацией отчета в Единой базе.

«Мы даем возможность ФГИ создать условия для прямого доступа граждан к базе данных, но это технический процесс, он требует времени, – говорит Ярослав Железняк. – Для того, чтобы не создать на рынке коллапс, нужно все сделать грамотно. Конечно, мы за то, чтобы система заработала раньше запланированного времени, так больше людей смогут сэкономить свои деньги».

Презентуя в понедельник на заседании подготовленный рабочей группой ко второму чтению законопроект, народный депутат Марьян Заблоцкий сразу акцентировал внимание на бесчисленных поправках. «Разрешите ввести в наш политический лексикон такое популярное в США слово как филибастер – это злоупотребление внутренними процедурами, чтобы затянуть принятие закона, – подчеркнул он. – В США у каждого сенатора есть право говорит столько на трибуне, сколько он хочет. Часто они по 14 часов читают просто книгу рецептов или детские сказки, чтобы всех вымучить и затянуть принятие документа. В работе над этим законопроектом мы тоже столкнулись с филибастером, у нас подано около 1200 поправок. Если авторы будут настаивать на том, чтобы все их рассматривать в зале, нам понадобится примерно 40 часов».

Поскольку секретариатом и рабочей группой правки были систематизированы, он предложил не останавливаться подробно на каждой. На что нардеп Ольга Белькова парировала, что филибастер дает право меньшинству подавать столько поправок, сколько оно пожелает, и отстаивать их в тот способ, в который посчитает приемлемым. «Помните, возможно, и вы когда-то будете на месте меньшинства», – заявила она.

В числе авторов, которые настаивали на рассмотрении поправок, оказалась народный депутат Нина Южанина. В комментарии «Цензор.НЕТ» она рассказала, что внесла около 50 поправок к этому законопроекту. Отвечая на вопрос, не является ли такое количество просто способом затянуть время, ответила так: «Важно, к примеру, чтобы функции этой базы были четко выписаны, чтобы было понятно, кто и что делает, как и что формирует эта база. Скажем, по всему тексту используется понятие субъекты оценочной деятельности. Но есть же еще оценщики. Это не субъекты оценочной деятельности, это самозанятые лица. Я по всему тексту исправляла это и говорила, что такие лица тоже должны продолжать свою работу в полном объеме. Проводит оценку, предоставлять отчеты в эту базу для формирования. Таких поправок до 10. Это лоббизм, скажите пожалуйста?»

Ее поправки были учтены лишь частично. «Я здесь сейчас одна в оппозиции ко всем членам комитета, несмотря на то, что здесь есть не только представители «Слуги народа»», – говорит нардеп.

В понедельник на заседании депутаты присутствовали не в полном составе, поэтому расспросить всех, кого планировала, о том, как продвигается расследование в уголовном производстве по подкупу и кого уже успели допросить в САП, не удалось. «Я ходил на допрос в САП, давал показания», – рассказал глава комитета Даниил Гетманцев. Кого еще из его коллег допрашивали, он не знает. На вопрос, был ли, по его мнению, подкупе, ответил дипломатично: «Были намеки в СМИ, правоохранители отреагировали. Никто же заявленіе не написал? Да, была дискуссия, депутаты имеют право на свою позицию. Мы это проговорили. И в первом о чтении законопроект уже проголосован».

А вот член этого же комитета Ольга Василевская-Смаглюк призналась, что на допрос не пошла. «Я заключила договор с адвокатом Игорем Фоминым, который мне сказал, что народный депутат не может привлекаться к ответственности за коллективное голосование. И что не считает возможным, чтобы я туда шла, – объяснила она. – Я решила, что раз он не советует, я не пойду, потому что здесь либо нужно верить врачу, либо заниматься самолечением. Я решила довериться врачу».

По ее словам, адвоката ей и еще нескольким депутатам оплачивает партия «Слуга народа». В САП продолжают настаивать на проведении допроса и присылают повестки.

Как долго продлится расследование САП и будут ли кому-либо предъявлены подозрения, сказать пока не берется никто. А вот голосование по законопроекту должно состояться точно до конца декабря. Но будут ли депутаты так же единодушны, как при первом о чтении, когда до него дойдет очередь?

Татьяна Бодня, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3163094 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ