После нашего фестиваля на Украину начинают смотреть не как на проблему, а как на источник чего-то интересного, — основательница фестиваля украинской культуры в Австрии Александра Саенко

Современная украинская опера в вальсовому Вене может сделать больше, чем сотня однотипных политических заявлений. А инициативы украинцев диаспоры временем значительно эффективнее работу посольств. Но для этого надо действовать системно, и дипломаты должны это учитывать.

Так считает Александра Саенко, которая переехала из Харькова в Вену 5 лет назад, за это время успела стать неофициальным культурным послом в Австрии.

Ее общественная организация «Центр украинских инициатив» открыла европейцам глаза на то, что в Украине есть искусство мирового уровня и что наша культура порой разительно отличается от российской. До этого почти год она занималась культурной сферой при украинском посольстве, фактически положив начало культурную дипломатию.

Что австрийцы знают об Украине и почему устали от нее? Почему новости о всемирно известных украинцев пока не могут заслонить резонанс о коррупции и суд над Фирташем? В чем украинские чиновники работают хорошо, а на что пока не обращают внимания? Почему австрийский бизнес осторожно относится к Украине, и почему это дело рук не только путинской пропаганды? Как украинцы по всему миру создают новую глобальную инициативу для улучшения работы дипломатов? Об этом — в разговоре Цензор.НЕТ с госпожа Саенко.

МЫ ФОРМИРУЕМ НОВЫЙ БРЕНД УКРАИНЫ В СОЗНАНИИ ЕВРОПЕЙЦЕВ

— Вы переехали в Австрию практически перед началом Євромайдану. И тогда же начали общественную деятельность. Начну с банального вопроса: как все началось?

— Я раньше не была привлечена к общественной жизни, а тут не смогла удержаться. Через Facebook нашла группу «Евромайдан Вена». По сути случайные люди из украинской общины объединились в общественную организацию, которая стала главным организатором политических акций, а поскольку я имела опыт в пиаре, то стала ее пресс-спикером. Моя жизнь после Майдана изменилось безвозвратно. Я уже не буду такой, как раньше: теперь мне все небезразлично.

— Флагманский проект вашего центра — Дни украинской культуры. Вы также воспринимаете его как свой главный проект?

Мы в позапрошлом году сделали ребрендинг фестиваля и назвали его UStream. Впервые я провела фестиваль в 2015 году, и с тех пор проводим каждые два года. Мы закрепляем новый бренд Украины в сознании европейцев и бренд UStream как мультидисциплинарного фестиваля с высоким художественным уровнем — на культурной сцене Вены.

— Я почему спрашиваю, потому что полное название вашей организации «Центр украинских инициатив в культуре, политике и экономике». Как с политикой и экономикой?

— Мы специально выбрали такое название на тот случай, если нужно будет делать политическую акцию, хотя сейчас сознательно от этого отошли. В прошлом году делали акцию в поддержку Сенцова и других наших политических узников, ведь это было невыносимо. Тогда эту глобальную акцию поддержали диаспоры по всему миру. Собственно, это то, для чего нам нужна была с самого начала общественная организация: публичные мероприятия необходимо регистрировать в полиции как юридическое лицо или как гражданин Австрии. Также украинцы и наши друзья из Австрии, Грузии, Польши делали пикет под посольством Российской Федерации во время кризиса с кораблями в Черном море. Бизнес-ивентов как ГО мы еще не делали, хотя личный опыт я имею.

— Кроме того, вас считают своего рода спикером Украины в Австрии. Как вам такой статус?

— По статусу не уверена, но так, журналисты и не только интересуются моим мнением. Думаю, потому, что я независимый. Австрия – проблемная для нас страна, и я даже неприятные вещи могу озвучить публично.

— Вы почти год работали при украинском посольстве. Почему вы ушли оттуда? Это связано с тем, что у вас там не было официальной должности?

— Я, в принципе, не собиралась идти туда на постоянную работу. Понимаете, я же пришла как общественный активист, с должности директора HR — и PR-департамента. Я и без того системный человек, а после работы в крупной успешной компании, где я инициировала и принимала участие в стандартизации процессов, у меня и совсем высокие требования к организации. Без четких квалификационных требований и должностных инструкций, без планирования рабочих процессов и критериев оценки эффективность работы очень низкая. Жаль времени. Я пришла, показала и пожелала коллегам дальнейших успехов, ведь верю в способность людей и систем прогрессировать. В МИД назвали этот процесс началом реформирования и рождением культурной дипломатии. Я смогла сдвинуть тот пласт, которым раньше никто не занимался. Когда я ушла, то продолжила, помимо своей профессиональной деятельности, развивать проект UStream, по-своему уникальный.

— Но заметно, что МИД вашу работу ценит. То есть у вас отношения с украинскими дипломатами состоят? Вы между собой согласовываете действия?

— Мне приятно, если ценит. У нас сейчас нет политических акций, подобных тем, что были раньше. Было несколько просто-таки хрестоматийных случаев, когда мы очень удачно отработали вместе. Например, когда зимой 2015 года в Австрии проходила парламентская ассамблея ОБСЕ. Наша культурная дипломатия согласований не требует, здесь посольство может или поддержать, или нет. Я лично убеждена, что все наши мероприятия достойны поддержки (улыбается).

С президентом Александером ван Дер Белленом и его женой во время его визита в Украину.

ДИПЛОМАТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ИГНОРИРОВАТЬ ОПЫТ УКРАИНЦЕВ ДИАСПОРЫ

— Вы причастны к инициативе «Глобальные украинцы». Это объединение выходцев из Украины, чем оно отличается от аналогичных?

— Это не организация с четкой структурой, а гибкая сеть украинцев, которые преимущественно не так давно уехали с Родины. Ее основательница Виолетта Москалу пригласила меня присоединиться. Они ежегодно проводят форум, который разбит на несколько панелей. Цель — показать, что у нас есть активные прогрессивные представители диаспоры, соединить усилия таких людей на пользу Украине, государству и нации. И на пользу всем украинцам, которые живут по всему миру.

— Чем вы занимаетесь в рамках инициативы?

— Инициаторы называют то, что делают, народной дипломатией, но волонтерская работа этих людей нередко превышает уровень штатных дипломатов. Сейчас Global Ukrainians продвигают идею создания Академии народного дипломата.

Я вважаюсь экспертом по культурной дипломатии. Крупные диаспоры устраивают многочисленные художественные фестивали, но на самом деле там мало таких вещей, которые можно назвать художественным продуктом «экспортного»уровня. Обычно такие фестивали — это эмигрантские сходки, где собрались вареников поесть, гопака, условно говоря, потанцевать. Это не продвижение Украины как прогрессивной культурной нации. Наши фестивали — принципиально другие. Мы выбираем правильные локации и правильный продукт, пользуясь данными нашей культурной разведки, постоянно рефлексуємо над результатами и снова покращуємось. В результате я имею фактически готовую концепцию, как надо действовать. У меня есть опыт, который я систематизировала и которым могу поделиться.

В других украинцев такой опыт тоже есть — в других сферах, его необходимо просто мультиплицировать. Это позволит, во-первых, «обычным» украинцам быть более эффективными, во-вторых, эти опытные люди — колоссальный ресурс для внешних дипломатических учреждений, в настоящее время недооценен украинскими чиновниками.

— Эта академия будет общественно-частной или должно быть под эгидой государства?

— Это пока идея. Еще не прописано, какой будет организационная структура и как это физически будет работать. Вероятно нужны виртуальные классы. И еще это должно как-то оплачиваться, не может работать все на волонтерском драйве годами и десятилетиями. Это просто неправильно и аморально. С другой стороны, на этом волонтерстве, неравнодушия, мотивации мы держимся все годы войны. Поэтому это надо как-то мудро совместить.

— Как относитесь к новосозданного Украинского института и сотрудничать с ним?

— Лично я, как и многие кто причастен к этой сфере, возлагаю большие надежды на Украинский институт. Я осторожно наблюдала, как шли дискуссии вокруг создания этой принципиально новой институции, как избиралась экспертный совет и проводился конкурс на должность директора. Мне кажется, у них правильные визия и корпоративная этика и профессиональные «заряженные» люди. Сейчас будет билатеральный российско-австрийский культурный год, надеюсь,они смогут сделать прорыв. Желаю коллегам успехов и очень болею за них, ведь их работа — это то, что я делаю начиная с 2015 года. Не случайно во время прошлого фестиваля Венская филармония ошиблась, назвав меня «Украинский культурный институт». Готова поделиться опытом и поддержать, поскольку проект действительно большой и требует значительного ресурса.

В СОЗНАНИИ РЯДОВОГО АВСТРИЙЦА РУССКИЕ – КУЛЬТУРНАЯ НАЦИЯ, А УКРАИНЦЫ – СЕЛЮКИ

— По культурной дипломатии, которой вы занимаетесь. Как вы австрийцам пытаетесь рассказать об Украине через искусство так, чтобы они прониклись?

— Искусство для австрийцев является крайне важным. В них некое почти ритуальное к нему отношение. И мы пользуемся художественными мероприятиями как «трамплином».

Первый фестиваль мы делали интуитивно, у нас не было моделей и четкого понимания, как и что делать. Теперь понимаем, что в разных странах этот дискурс должен быть разным. Я, например, четко знаю, что будет действенным в Австрии.

В 2015 году Украина для Австрии была почти terra incognita. Для более образованных — житница Европы. За последние несколько лет еще выучили, что у нас война, тотальная социальная драма и коррупция. Также знают, что Фирташ — олигарх-беглец, и что Сергей Клюев выдавал замуж дочку в венском дворце. Плюс гастарбайтеры.

И тут мы со своими акциями. Конечно, это австрийцев раздражало. Я поняла, что они в принципе об Украине ничего не знают, а полость заполняет российская пропаганда. Эта пропаганда возникла не сегодня, до того были советские, еще раньше — имперская. В сознании рядового австрийца Россия — нация с великой культурой, Украина – периферия, селюки и нищету, которые постоянно нуждаются в помощи.

— И вы решили действовать в том поле, в котором будет наибольший эффект?

— Вена – прежде всего музыкальная культурная столица. Академическая музыка здесь возвышенная до уровня фетиша. Когда вы демонстрируете высокий уровень культуры, на вас смотрят другими глазами. Получив первую реакцию публики на наши культурные мероприятия, я поняла, что это и есть «болевая точка», через которую можно влиять. На Украине начинают смотреть не как на источник проблем, а как на страну с интересной и самобытной культурой, хотя, конечно, до существенных имиджевых изменений эта деятельность приведет лишь за много-много лет.

Поскольку наш фестиваль идейно мотивирован, мы тщательно отбираем и художников. Я не могу пригласить на свой фестиваль певца, который поет на российских концертах здесь гастролирует в РФ, потому что эта неопределенность как раз и поддерживает картину, что якобы украинцы и русские — одно и то же. В ситуации войны мы все должны быть безупречными с точки зрения репутации: и представители гражданского общества, и члены местной общины, и художники, и чиновники. Иначе все усилия заявить об Украине как о перспективной демократическое государство, равное с другими странами Европы, будут бесполезны.

— Вам легко находить художников, которые принципиально с российскими организациями не сотрудничают?

— Да. Все, кто выступал на наших фестивалях, такие. Лишь однажды был «сюрприз», но к сотрудничеству в итоге не дошло. Я вовремя увидела имя на афише российского концерта.

— Можете подробно про этот «сюрприз» рассказать?

— Я бы не хотела. Не все мыслят стратегическими моральными категориями и часто действительно не осознают, к чему такое сотрудничество может привести.

БЫВШИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДОМ ГАБСБУРГОВ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИВАЕТ УКРАИНУ

— Фестивали украинской культуры уже стали регулярными. За какие средства вы их проводите? У вас есть постоянные благотворители?

— Каждый раз по-разному. Нам очень повезло сначала — первая попытка получить финансирование от мэрии Вены была удачной. Также есть спонсоры и частные меценаты.

— Все австрийцы?

— Нет, есть и украинские бизнесмены, которые работают в Украине или в Австрии. Частично финансируем собственными деньгами. На второй фестиваль дал львиную долю бюджета благотворительный фонд «Украина ХХІ» Всеволода Кожемяка. В этом году мы снова подали заявку на грант от мэрии Вены и получили положительный ответ. Это для нас своеобразный знак качества, ведь заявителей сотни.

— Какие культурные украинские проекты мирового уровня вы привозили в Австрии?

— Один из примеров — опера «Иов» формации «Новая опера» (композиторы Роман Григорьев и Илья Разумейко, режиссер — Влад Троицкий). В 2017 году мне за нее благодарили венцы, а пару месяцев назад эта опера вошла в ТОП-10 лучших современных опер в мире. Тогда, в 2017 году, впервые украинские афиши висели в Венской филармонии. Опросы посетителей показали, что в зале были люди из не менее 10 стран мира.

— Какие проекты у вас в планах?

— Весной этого года делаем очередной фестиваль в Вене. Настоящим хайлайтом будет праздничный концерт в Концертхаусе, одном из самых престижных концертных заведений Вены, где 100 лет назад состоялся первый украинский концерт, что очень символично. Очень хорошая программа, неслыханная для Вены, в том числе — музыка Лятошинского и премьерное исполнение романсов, которые пишет для нас Мирослав Скорик; хороший состав исполнителей, тоже небывалый для украинского концерта в Вене (всемирно известная сопрано Татьяна Мельниченко, пианист Роман Лопатинский, скрипач Михаил Захаров, виолончелист Алексей Шадрин).

Нынешним фестивалем открываем заново Украину и для себя, и для австрийцев. Предусмотрена серия мероприятий, посвященных гетманским столицам и казатчине, в салоне Грегора Разумовского, прапраправнук последнего гетмана Украины, выставка современного искусства и Жадан с новыми стихами и в сопровождении джазовой музыки. Очень хорошая программа, которая гармонично укладывается в нашу концепцию Reinvented Ukraine. Уверена, что публика будет снова довольна.

А еще я занимаюсь проектом, который должен стать знаковым для современной украинской музыкальной культуры и усилить австрийско-украинские связи: пишем оперу про Василия Вышиваного, эрцгерцога Вильгельма фон Габсбурга Лотарингского, который погиб за любовь к Украине. Мы рассказали про наш проект главе дома Габсбургов Карлу фон Габсбургу, хотим пригласить его на премьеру, которая состоится в конце года в Харькове. Эта опера — наша благодарность этой семье, они очень поддерживают Украину.

Оперы в классическом понимании у нас не было 20 лет, и очень символично, что премьера состоится именно в билатеральный год культур. Инициатор и меценат проекта — Почетный консул Австрии в Харькове Всеволод Кожемяко. Либретто написал Сергей Жадан, Алла Загайкевич пишет музыку, режиссером-постановщиком приглашен Ростислава Держипольского. Все — выдающиеся фигуры в украинском искусстве. Харьковский национальный театр оперы и балета — наш партнер, премьера состоится именно там. Надеюсь, что когда-то сможем привезти эту оперу в Австрии.

Александра Саенко дарит Карлу фон Габсбургу булаву.

АВСТРИЯ УСТАЛА ОТ НЕГАТИВА ОБ УКРАИНЕ. МЫ СТАРАЕМСЯ ПЕРЕКЛЮЧИТЬ НА ПОЗИТИВ

— В Австрии прошлой осенью состоялись парламентские выборы и права «Партия Свободы» пришла к власти. Она довольно пропутінськи настроена. Это показатель настроений австрийцев относительно Украины?

— Еще несколько лет назад они были политическими маргиналами. Эта партия имеет официальный договор о партнерстве с «Единой Россией», а ее лидеры не раз позволяли себе публичные высказывания от просто неприятных до крайне радикальных. Их кандидат в бундеспрезиденти Гофер неоднократно высказывался о нежелательности санкций против РФ. Когда представительница Партии свободы Карин Кнайссль стала министром иностранных дел, она сразу учредила отдельный департамент, отвечающий за связи с Россией. Я помню, как разнообразные эксперты утверждали, что приход Партии свободы к власти ничего не изменит для Украины. Сейчас видим четкий пророссийский вектор в политике, проводятся один за одним перекрестные годы музыки, туристических маршрутов, молодежных обменов. РФ влияет на многие сферы в Австрии — от культуры до экономики. Это не может не вредить Украине.

— Вместе с тем Курц и в Украине был, с Клімкіним они ездили на фронт. Насколько австрийские политики пророссийские, а не придерживаются нейтралитета?

— Нейтралитет — это официальная государственная позиция. В 1955 году именно принятия государственного договора с этой нормой стало залогом того, что советская оккупационная армия покинет территорию Австрии. В принципе, это удобная позиция, хотя, как по мне, не всегда можно быть нейтральным. Но мы не имеем права требовать от Австрии активного вмешательства.

— Какова роль СМИ в формировании мнения австрийцев относительно украинцев? Насколько корректно австрийские СМИ подают факты?

— Новости подаются достаточно объективно, на мой взгляд. Однако тех журналистов, которые пишут об Украине, мало – я знаю четырех. Какие-то больше симпатизируют Украине, какие-то меньше.

— Что думаете о скандале относительно внесения корреспондента ОРФ Вершютца к «Агентам Кремля»?

— ORF – это главный телевизионный канал. Мне не все нравится, что он показывает, темы в основном депрессивные. Но «агент Кремля» — это явное преувеличение.

— Ну ладно, но вы привозили в Австрии действительно грандиозные культурные проекты. Есть знаковые украинские художники, которые работают в Австрии. Это СМИ освещают?

— Одной из таких профессионалов является Оксана Линей, которую австрийская публика действительно обожает. Причем ее работа — это не просто продвижение собственного бренда, а образцовая культурная дипломатия. Оксана как главный дирижер оперы Граца популяризирует украинскую музыку через репертуар оперного театра, практически на всех ее концертах звучит музыка украинских композиторов, если не в основной части, то на бис (очень удачный прием, как на меня). Из нескольких эпизодов личного общения могу сказать, что этот человек готов пожертвовать собственными интересами ради продвижения украинской идеи и украинской музыки. Очень рад, что мы имеем таких людей.

К сожалению, таких примеров немного. К тому же, австрийские СМИ демонстрируют все большую усталость от украинской тематики. Даже невероятно популярный Сергей Жадан, каждое произведение которого сразу переводится на немецком языке, не являются более столь интересным объектом, как несколько лет назад. Хотя он не только писатель, но и представитель новой Украины с абсолютно безупречной репутацией, активист, волонтер, благотворитель, может быть такое, что, сделав с ним интервью, журналист не получит согласие редакции на его публикацию. Но мы не останавливаемся. Несмотря на усталость от Украины пытаемся переключить на позитив.

ПРОПАГАНДУ МОЖНО РАЗБИТЬ ЖЕЛЕЗНЫМИ ФАКТАМИ. ЭТОЙ АРГУМЕНТАЦИИ НЕ ХВАТАЕТ ОФИЦИАЛЬНЫМ ЛИЦАМ

— А если взять австрийский бизнес. То, что они заинтересованы поддерживать отношения с Россией, вы уже сказали, а насколько вообще украинский рынок им интересен? Есть мнение, что они, опираясь на свой прошлый негативный опыт, сейчас не очень хотят сотрудничать с Украиной?

— Публично говорят: реформы идут, но хотелось бы быстрее. А за кулисами можно услышать: у вас ужасная коррупция. С другой стороны, есть компании, которые работают в Украине без проблем и настаивают, что нужны только хорошие консультанты. В целом могу сказать, что отношение бизнеса сдержанное: те, кто работает в Украине давно, в основном продолжает, ведь возвращаться на рынок будет дороже, но работают они в основном не «благодаря», а «вопреки». О готовности к новым крупным инвестициям не слышала, по крайней мере, ничего конкретного.

— Какие тезисы зато работают среди бизнеса?

— С бизнесом надо говорить на языке цифр. И не только с бизнесом, кстати. Среди австрийцев распространено мнение о том, что санкции против РФ вредят экономике Австрии, постоянно звучат утверждения о неизбежную зависимость от российского газа. Источник этой информации — бизнес, но здесь происходит манипулирование массовым сознанием. Достаточно посмотреть на статистику, и вы увидите, что объем торговли между Австрией и РФ растет, что доля российского газа не такая уж и стратегическая, ведь есть мощные альтернативные виды энергии. Именно такая безэмоциональная аргументация вызывает больше доверия. И мне не хватает широкой экспертной дискуссии со стороны украинских дипломатов и политиков, ведь массовый потребитель информации сам цифры проверять не будет.

Если Вы хотите строить партнерские отношения, прекратите жаловаться и упрекать. Поставьте себя на место своего визави, проанализируйте его ценности и мотивы, поймите, чем вы можете быть интересным ему, что вы можете предложить, в частности — какую альтернативу вместо того, от чего требуете отказаться. Немного кто готов жертвовать собственными интересами через совесть и мораль.

— Вы чувствовали на себе прямые атаки российской пропаганды?

— Нет. Когда мы начинали, то нас предупреждали, что украинскими активистами интересовались работники российского посольства. Мол, будь осторожна. Но серьезно говорить о какой-то физической опасности было бы преувеличением.

Агрессивно вели себя несколько раз российские туристы, когда видели нас в центре города с антипутинскими плакатами. Но недаром эти меры регистрируются: нас охраняла полиция, она и предотвратила драку.

— Как складывается общение между украинской и российской общинами?

— Между общинами общение не складывается. Но отдельные люди общаются конечно. Кто-то просто дружит еще с давних времен. И на наши акции времен Майдана, а также на акции против оккупации Крыма россияне ходили. Они помогали нашим раненым – и деньгами, и логистически во время лечения. В конце концов, среди украинцев тоже не все безупречны. Есть такие, кто позиционирует себя как общественных активистов, а ходят просить деньги у беглых олигархов, скрывающихся от украинского и международного правосудия, — якобы на добрые дела.

— Украинская община в Австрии относительно небольшая и достаточно молодая. Официально 8 тысяч тех, кто живет там постоянно. А со студентами и сезонными рабочими получится где-то 20 тысяч. С какими вызовами сталкивается украинская община в Австрии и как это решается?

Основная сложность для эмигрантов — выучить немецкий язык. У студентов, конечно, проблемы финансовые. Они в основном на проблемы с ассимиляцией не жалуются. Серьезный вызов — поиски работы. Украинцы — не та категория, которую с радостью ждут на рынке труда.

Также здесь много украинских женщин, которые вышли замуж. В результате есть многоязычные смешанные семьи, что может негативно влиять на культуру речи: дети начинают говорить на суржике, и здесь нужно пристальное внимание.

Ну, и бытовые вопросы у вновь прибывших: жилье, правильное оформление документов. Но взаимопомощь среди украинцев существенная. Церковь помогает в самых затруднительных ситуациях. И вокруг украинских школ собираются.

— Эти украинские школы воскресные или вечерние?

— Субботние. Они обе имеют официальный договор с Международной украинской школой. Это означает, что детей учат по украинской программе, но они проходят ее экстерном. А в конце года те, кому нужен аттестат, имеют возможность сдать экзамен экзаменаторам, которые приезжают из Киева. Это важно для тех, кто здесь в командировке и планирует вернуться в Украину. А кто не планирует вернуться, но думает, что ребенок будет получать в Украине высшее образование.

Ольга Скороход, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3109259 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ