То ли компромисс, то ли фальстарт: как президентскому военному положению сделали обрезание

…Табло Верховной Рады показывало 276 голосов «за»: именно столько депутатов проголосовали за «облегченный» Указ Президента Украины о введении в стране военного положения.

Парламента в этот момент предстояло еще проголосовать за фиксацию даты президентских выборов на 31 марта 2019 года – однако несколько народных депутатов уже выскочили из сессионного зала в кулуары: глотнуть воздуха и выплеснуть накопившееся возбуждение.

— Ну, вот, а они пиночетов из себя корежили – радостно выкрикнул в лицо корреспонденту «Цензор.НЕТ» один из них. – Хотели страну под себя пере**ать! Не вышло! Парламент какой-никакой – а заставил с собой считаться!…Блин, пойду водички выпью, а то в горле пересохло.

И летящей походкой депутат отправился к кулеру с водой.

Пикантность ситуации заключалось в том, что под местоимением «они» нардеп подразумевал Президента Украины, а сам он представлял правящую парламентскую коалицию.

«ЗА ЧТО ГОЛОСУЕМ? КТО ЭТО ВСЕ ПРИДУМАЛ?»: КОНСПИРОЛОГИЯ НА МАРШЕ

Экстренное заседание Верховной Рады началось в 16:00 понедельника и закончилось около 22:00. За это время корреспондент «Цензор.НЕТ» выслушал от множества депутатов сразу несколько версий происшедшего в Керченском проливе и происходящего в зале. Разнобой в этих версиях ярко отражал взаимное недоверие оппозиции к Президенту, коалиции – к оппозиции, и составных кластеров коалиции – друг к другу.

Первая версия была такая: нападение на украинские суда было спонтанным – а уж затем стороны конфликта, наскоро осмыслив происходящее, попытались каждый повернут инцидент в свою пользу.

Один из коалиционных депутатов так описал это «переобувание в воздухе»:

— С путинскими все понятно: они хотят единолично доминировать в Азовском море – и все будут подчинять этой цели. А вот наш Президент…Не задумывались, почему Петр Алексеевич в воскресенье так долго молчал (за что его, кстати, много критиковали)? А потому, что на Банковой просчитывали, можно ли за счет указа о военном положении, во-первых, нахвататься ого-го каких полномочий и четкую возможность перенести выборы; во-вторых, получить на выборах выгодную патриотическую линию в противовес Юлиной тарифной; и в третьих – опровергнуть, наконец, обвинения в том, что Порошенко не хочет называть войну – войною…Да! И попутно сливается как конкурент кандидат Зеленский: вот эго клоунады в такой ситуации все будут плеваться. Видите, сколько выгод? Четырех зайцев одним выстрелом!

Согласно другой версии, нападение на украинские суда было не чем иным, как провокацией Президента Украины. Понятно, что выдвигали в эту версию, в первую очередь, депутаты из «Оппозиционного блока».

— Гнусная такая история – язвительно объяснял «Цензор.НЕТ» один из них. – Придумали такую провокацию, согласовали с западными кураторами – и вперед! Место для провокации выбрали удачно: Керченский мост для России – это же сейчас сакральное место! Понятно, что они озверели, пошли на силовое решение…Для чего Порошенко это делает? Хочет сорвать выборы! Юля четко лидирует, тему с тарифами эму не перебить. К весне отрыв Юли вырастет. И что-то нужно было делать уже сейчас!

Наконец, третья версия составляла венец конспирологического искусства. Вкратце изложить ее можно так: имеет место глобальный сговор между Путиным и Порошенко (понятно, что при посредничестве Медведчука; куда же без него?). Задача – вывести во второй тур выборов Петра Порошенко и Юрия Бойко.

— Они думают, — рассуждал с проницательным прищуром сторонник этой версии — что за счет этого можно и страну объединить, и Петра на второй срок протолкнуть. А главное – сформировать костяк будущей парламентской коалиции. И Медведчук предложил вариант с военным положением. Здесь же широчайшие возможности! Либо по беспределу, со сносом всех свобод, с отжимом в свою пользу активов и телеканалов. Либо на волне патриотизма – к победе во автором туре! Хотя какой это патриотизм…это кремлевский фейк!

Что интересно, сторонников такой версии оказалось немало. Особо популярной она была в части парламентариев «Народного фронта». В их изложении фамилия «Медведчук» звучала чаще, чем слова «Путин» и «Порошенко».

И все же версии эти шли в канве происходящего существенным лишь фоном. Основным фактором, побуждавшим фракции в целом и депутатов в частности определиться со своей позицией, было сознание того, что агрессивные намерения РФ – непреложный факт; маятник с военным положением запущен, народ взбудоражен, все ждут решительных действий.

К тому же, многие из депутатов за последние 3 года сами не раз поднимали вопрос о введении военного положения. И понимали, что отсидеться за спинами партийных лидеров на этот раз – не удастся. Поскольку речь идет об историческом голосовании, и годы спустя на виду у истории будет каждый проголосовавший «за» или «против». Слава или позор будут выписываться поименно.

Более того, на следующих выборах в парламент эта тема могла сказаться самым серьезным образом.

— Представьте себе, что я сейчас не проголосую за военное положение – моделировал ситуацию депутат-мажоритарщик. – Только осенью следующего года иду на выборы по своему округу. И вот все мои конкуренты начинают визжать: «Посмотрите, дорогой избиратель! Он не голосовал за военное положение! Он – агент Путина!»

— И знаете, что самое грустное? – улыбнулся депутат. – Избиратель этому поверит!

«СЛИШКОМ МНОГОГО ОН ХОЧЕТ»: КАК ДЕПУТАТЫ РАССМОТРЕЛИ В ПОРОШЕНКО ДИКТАТОРА

Еще в воскресенье вечером казалось, что военное положение «по максимуму» (сроком на 60 дней, на территории всей страны, с драконовскими полномочиями и точно не указанным перечнем ограничиваемых свобод, а также с крайне туманными перспективами выборов) Президенту удастся провести как по маслу. По крайней мере, так выглядела телекартинка с заседания СНБО, где все участники единогласно проголосовали за президентскую инициативу.

— А что вы хотите? – поморщился, в разговоре с «Цензор.НЕТ» помощник одного из участников заседания. – Заседание показывали в прямом эфире. Оказаться единственным голосовавшим против? Шеф – не камикадзе…

Монументально выглядели и итоги дневного понедельничного заседания парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны. Проект Закона Украины об утверждении Указа Президента Украины о введении военного положения был поддержан единогласно.

Но к началу заседания, когда депутаты, и не только, ознакомившемуся с текстом президентского указа, многие парламентские игроки ужаснулись возникающим перспективам и на переговорах в кабинете Андрея Парубия стали делать жесткий откат. Ибо одно дело – читать грозные ограничительные статьи «Закона о правовом режиме военного положения» как бы в теории, умозрительно. И совсем другое – кожей ощущать, как на судьбе твоей партии (а может, и твоей собственной судьбе) отразятся грядущие перемены.

Наиболее экспрессивно это получалось у Олега Ляшко, который, передвигаясь по кулуарам Верховной Рады в окружении всей своей фракции, давал журналистам гневные интервью, тыкал пальцами в выступавшего на табло с обращением Президента – и вообще вел себя как человек, наглотавшийся озверина.

В штыки восприняла президентский «максимум» военного положения и большая часть «Народного фронта».

— Вообще-то нет фактов, что Петр Алексеевич задумал это заранее, — сказал в частном разговоре один из заметных депутатов фракции. – Но в происшедшем он знал, в отличие от других людей, уже в 10-11 утра. Ы, «переобувшись в воздухе», он решил использовать сложившуюся ситуацию максимально. Но он написал срок ОП в 60 дней. В Раде этого не хотят, и он сказал, что сбавит до 30. Но если, к примеру, на 28-й день русские устроят обстрел, и погибнут 5-7 человек наших? Тогда Президент выйдет и скажет: «Ребята, продлевайте…». Кроме этого, внесли 12 статей, на которые депутаты смотрят – и смеются. Скажем, 53-й статьей приостанавливаются права на образование. Или статьи 30, 34 – об ограничении неприкосновенности жилья. Это означает, что к вам могут подселить военных. А скажите мне, это оправданно в данный момент? У нас есть данные о том, что русские собираются начать широкомасштабные наступление на нашу страну?

Если в «Народном фронте» претензий было много, то про «Родину» и говорит не приходится. Многие во фракции (и партии в целом) восприняли инициативу Президента главным образом как атаку на Юлию Тимошенко. Притом многоуровневую атаку: как с прицелом на срыв выборов, так и сокрушительным ударом по «экономической» концепции предвыборной кампании Юлии Владимировны.

Пугали и прописанные (а паче – не прописанные, но грозным образом подразумеваемые) в предлагаемом документе многочисленные ограничения.

— Это, во-первых, полная блокировка свободы слова, а во-вторых – после первого замечания – возможность отнимать по факту собственность, — пояснил «Цензору» депутат фракции Тимошенко. – И все это имеет отношения и к телеканалам! Грубо говоря, раз тебя предупреждают, что ты что-то нарушил. А второй раз приходят, отключают передающее телеоборудование – и забирают его! И таких ограничений в президентских предложениях – очень много! Это бомба не только под выборы, но и под демократию в стране!

По ходу переговоров в кабинете у спикера некоторые из участников выходили в кулуары и делились информацией с журналистами. Судя по рассказам, глава фракции БПП Артур Герасимов пытался отстаивать весь максимум карательно-ограничительных санкций – ка у коллег понимания не находил.

Вот одно из таких свидетельств:

— Я в президентских спрашиваю – зачем вам вот эта санкция, что вы с ней будете делать? Она же бьет по экономике уже фактом своего существования в правовом поле – а как на деле вы собираетесь ее использовать? И вот здесь вопрос, и вот по этой статье. Ребята, что это такое?

— А они что?

— А они молчат. Такое впечатление, что им на Банковой написали, они повторяют – но сами ничего не понимают. И, по большому счету, не верят.

Очень скоро стало ясно, что в борьбе за 60 дней срока ОП и другие максимальные положения Президент если не проиграл, то вынужден был пойти на существенные уступки. Что он и сам признал в вечернем телеобращении.

И либо президентский Закон проголосуют со сроком в 30 дней, фиксированной датой президентских выборов и рядом существенных правок – либо не проголосуют вовсе. Что уже будет похоже на трагифарс.

— 30 дней срока действия военного положения могут быть компромиссным вариантом – сказал «Цензору» внефракционный депутат, бывший замглавы Секретариата Президента при Викторе Ющенко Игорь Попов. – С одной стороны Президент сохраняет лицо – ведь отыгрыш назад этого указа стал бы слишком сильным ударом по нему в свете выборов. С другой стороны, парламент будет уверен в том, что выборы состоятся в намеченный законом срок – 31 марта. Но понятно, что в процессе каждый будет повышать ставки – с тем, чтобы все-таки найти компромисс.

«ОН УЖЕ СУНУЛ В ЭТУ МЫШЕЛОВКУ ПАЛЕЦ»

Итог этого перетягивания каната известен, с текстом принятого закона читатель может ознакомиться здесь. А в сжатой форме достигнутый компромисс лучше всего отразил нардеп Мустафа Найем.

Оценок этому тяжелому компромиссу в журналистско-блогерской среде было много. Например, такая, комплиментарная:

Или вот такая, язвительная:

А среди циников-депутатов превалировали формулировки вроде: «фальстарт», «вошел в положение, а как выйти, теперь не знает». Или, как сформулировал один из матерых депутатов еще призыва раннего Леонида Кучмы:

— Он уже сунул в эту мышеловку палец. Потом засунет и руку. Да, в ближайшее время серьезные полномочия у него есть, и некоторые серьезные люди будут стоять перед ним раком – только недоверие к себе и борьбу против себя он усугубил. И стратегически это по нему сильно ударит. Это при том, что главного ему провести не дали. А все эти хунты-перевороты? Да ну, это не про нашу страну. Мы этого просто не умеем делать!

Ну, а на выходе из здания Верховной Рады один из депутатов «Батькивщины» доверительно сообщил корреспонденту «Цензор.НЕТ»:

— Все еще только начинается. Теперь на каждом заседании, на каждом эфире мы будем интересоваться у Президента и его команды: так, и что вы сделали в рамках введенного военного положения? Этого не сделали? А вот это для чего? И к чему вы тогда затеяли эту авантюру?..

И нардеп плотоядно усмехнулся.

Евгений Кузьменко, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3099144 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ