Вера, Надежда, СИЗО

Всего за полтора года Надежда Савченко сменила российскую камеру на украинскую, пройдя при этом путь от народного героя до народного же изгоя. Корреспондент «Цензор.НЕТ» внимательно наблюдал за Надеждой в последний ее день на украинской воле. А равно и за другими участниками этой истории.

Почему в Раде хватило голосов на задержание и арест

А ведь голосов в поддержку трех представлен Генпрокуратуре могло и не хватить. По крайней мере, так выходило из опроса, проведенного «Цензором» накануне вечером. Туманная получалась картина: БПП как бы «за», но есть варианты; «Батькивщина» спорит; «Самопомич» разделилась; внефракционные сомневаются, а Оппоблок наверняка голосовать не будет. Да еще и в «Народном фронте» путаются в показаниях: Антон Геращенко предлагал проверить психику Савченко, а глава фракции Максим Бурбак называл ее завербованным агентом.

После чего сам собой возникал вопрос: так кем вы считаете Надежду — искусным спецагентом или безумной авантюристкой? И возможно ли совместить оба образа?

В общем, интриг было, как для железобетонного кейса с государственным переворотом, — слишком много. И потом — все-таки Герой Украины, недавний кумир нации. В общем, откуда уверенность в конечном прокурорском успехе?

Уверенность эту обеспечила… сама Надежда. Все эти дни она активно песочила первых лиц государства — Петра Порошенко, Александра Турчинова, Юрия Луценко. Обвиняла «Народный фронт» и лично Сергея Пашинского. В канун голосования в телеэфире проехалась по Юлии Тимошенко. А уже из показанного в зале Рады фильма обидной цитатой из Савченко «достало» и Олега Ляшко.

При этом Надежда Викторовна упорно обходила критикой Оппозиционный блок, что тоже не осталось незамеченным. В общем, Савченко умудрилась наступить на все мыслимые мозолы — и при этом не сумела сказать сколько-нибудь внятной речи в свою защиту. Не раз и не два спрашивали ее на регламентном комитете: хорошо, Надежда, в приписываемых вами мотивах Генпрокуратура и СБУ, по-вашему, ошибаются, но фактаж-то Генпрокурором изложен верно?

И из слов Надежды выходило, что верно…

Добавим к этому личность Владимира Рубана — именно она придает вес показанному Юрием Луценко видео. Без Рубана жанр этого фильма можно было бы смело назвать «балаганом», с героем он стал низкобюджетным (с учету скупости видеоматериала), но — триллером. Особенно впечатляют эти эффектные, будто взятые из романов Тома Клэнси, реплики о хаосе, который хорош, когда им управляют…

Вот что сказал «Цензору» депутат фракции «Батькивщины» — партии, которая первым номером списка и привела Савченко в парламент, — Сергей Власенко:

— У нас во фракции были жаркие споры, следует ли голосовать за все три представления Генпрокуратуре, не следует ли… Но все вторичные доводы были нивелированы одним, главным: речь идет об акции, в результате которой могли погибнуть сотни украинцев! Причем далеко не только избирательно депутатов. И еще вот что меня гнетет и тревожит: общество уже не чувствует боли! Послушайте, речь идет о масштабном теракте в центре столицы! В смертях множества людей! Но людей это уже не цепляет, для них это обыденно. И мне трудно сказать, что это — инфантильность или привычка к любой боли, сложившаяся спустя четыре года войны, разочарований и обнищания…

Сошлись и другие факторы: напор Генпрокурора, вздорность самой Надежды, убедительность перечня изъятого у тандема Рубан — Савченко арсенала оружия…

В общем, за арест Героя Украины проголосовали с запасом.

Луценко и СБУ: триумф вперемешку с конфузами

Наверное, правильно будет поблагодарить СБУ, ГПУ и участвовавших в операции военных за сбереженные жизни и предотвращенный гигантский стресс для государства и его жителей. Пожалуй, и с Власенко следует согласиться: за четыре года войны мы пережили столько, что разучились удивляться и устрашаться. В том числе, мыслями о разнесенном в кровь и щепки центре Киева.

Следует отдать должное и генпрокурору: свою миссию он исполнил достойно — к месту приводил исторические аналоги, продирался сквозь страницы технического текста, стоически переносил технические неполадки и глупо-гипнотический взгляд в упор подозреваемой Савченко.

Фото с facebook-страницы Борислава Березы, автор — Ольга Червакова

Правда, не смог удержаться и вот неоднократного политического пафоса, и вот язвительно-хамоватого «Жуйте гранат!» (дважды). Оправданы ли были эти многочисленные отклонения от буквы закона? Возможно: все-таки мы, в отличие от Юрия Витальевича не смотрели трое суток оперативных съемок…

А дальше можно через запятую перечислять ляпы и конфузы: неполадки в прокурорском «кинотеатре», долгое «вождение козы» по улице Грушевского — вслед за бродившей туда-сюда разнервничавшейся Надеждой. И — как венец спецслужбистского примитивизма — пешее конвоирование г-жи Савченко на полтора километра дистанции, в лоно ближайшего департамента СБУ. И реплику, произнесенную, по свидетельству одного из журналистов, одним из эсбэушных конвоиров:

— Машина? Да ну вот еще ради нее бензин жечь!

Надежда: жаль, подмога не пришла

И в самом деле — народной поддержки задержанная Савченко не ощутила: не считать же таковой несколько десятков горожан, кричавших на парламентской площади:

— Надя, 99% людей тебя поддерживают! Луценко Юра — продажная шкура!

Вот Верховной Рады до застенков СБУ (почти сразу за метро «Арсенальная»), куда Надежда спокойно дошла в сопровождении конвоя и толпы журналистов, группа сопровождения особо не менялась: никто из встречных прохожих к кавалькаде не примкнул и отбить Героя Украины от Службы Безопасности Украины — не попытался. Не нашли подтверждения многочисленные Надеждины:

— Я все время чувствую поддержку людей…

— Народ верит правде — и поэтому за меня…

— Люди мне много рассказывают…

Не лишенная личного мужества, но при этом запредельно-избыточно авантюрная Надежда вполне спокойно вела переговоры о возможном уничтожении сотен людей. И вообще — является собой странный гибрид внучки Хлестакова («35 тысяч одних только курьеров!») и человека, способного на жесткий уступок — как со знаком минус, так и со знаком плюс. Но в целом, на долгосрочной основе, доверять такому человеку сложно, и люди это чувствуют. Играть на одной стороне таком индивидууму сложно: слишком много жажды приключений заключено в этой бедовой голове. Стоя на заседании регламентного комитета, корреспондент «Цензора» конспектировал у себя в блокноте звенья прихотливой цепи Надиных мыслей:

АНОНИМКА НА МЕСТНОГО НАЧАЛЬНИКА СБУ И ЕГО ЛЮБОВНИЦУ — РОМАН ЗАБУЖКО — СЕРИАЛ «ЛИКВИДАЦИЯ» — ЛУЦЕНКО С СИГАРЕТОЙ И ВИСКИ НА МАЙДАНЕ — ПОПЫТКА ЗАТАЩИТЬ В КРОВАТЬ МЕНЯ, СЕСТРУ, ПОТОМ ПОМОЩНИЦУ — ВЫ ХОТЕЛИ НАПУГАТЬ УКРАИНУ, А Я ХОТЕЛА НАПУГАТЬ ВАС…

На этом запись в блокноте прерывается — сильно заболела голова.

Свой изначально сумасшедший кредит доверия Надежда Викторовна разбазарила с такой дикой скоростью, что хочешь не хочешь — усомнишься в том, что ее завербовали с долгосрочной целью дестабилизации в Украине. Ну, разве так быстро палят своего агента?

Поделился со сведущим в делах спецслужбистских человеком. И услышал в ответ: «Так а зачем непременно долгосрочной? Среднесрочной цели — вполне достаточно. Они же имели время и возможности разобраться, какой материал оказался у них в руках. Не Штирлиц, не Кем Филби. А дальше одно из двух: либо ей удается задуманное — и тогда вообще идеально! Либо не удается — тоже ничего. Весь мир видит, как Герой Украины, получившая это звание из рук президента Украины, идет наперекор его власти! «Разделяй и властвуй» — в Кремле это любят…».

Человек говорил толково, но убедил меня не в полной мере.

— Знаете, — ответил я, — за эти месяцы мне довелось так часто наблюдать Надежду Савченко вблизи, что как-то не верится в шпионские страсти. В любовь к острым ощущениям — верится, в склонность эффектно постращать (ба-бах! (с)) неприятных Надежде — легко! Но в системную работу на врага — как-то не очень…

Собеседник мой в ответ сказал:

— Еще раз повторяю: не Штирлиц и не Кем Филби. Таких тоже используют…

А сегодня после показа в сессионном зале разоблачительного кино мне на мобильник пришла СМС: «Ну, что, теперь поверил?»

Что дальше? Лучше бы мы этого не видели…

Ну, что же, заговор разоблачили, людей спасли — слава Богу, молодцы! А вот дальше начинаются неясности, тревоги и печали.

Начнем с судебного процесса. Как долго он продлится и насколько профессиональным окажется обвинение? (Есть данные, что группа защиты у Рубана и Савченко будет более, чем на уровне, но об этом — позже.)

Параллельно нас «порадует» процесс о лишении Надежды Савченко звания Героя Украины. Уже сейчас юристы и коалиционные политики вовсю корпят над этой проблемой.

Ах, да, забыл, коалиция по поводу и без повода станет поминать всуе Юлию Владимировну и первого номера ее списка на выборах-2014. (Кстати, а почему лидера «Батькивщины» сегодня утром не было в зале? Нехорошо!). Впрочем, из выступавших сегодня каждый второй говорил о том, как он сам «топил» за Надю и желал ей освобождения. Так что здесь сыграть в одну калитку — вряд ли получится.

А еще интересно — помянут ли в этом процессе хоть раз всерьез, а не вскользь, Виктора Медведчука? А то сегодня в зале нестройными голосами кричали «Мед-вед-чук! Мед-вед-чук!» — но не более. И безмятежно жал руку Надежде Нестор Шуфрич. А на вопрос, обсуждал ли он это дело со своим наставником и старшим другом, Нестор Иванович ответил:

— Только в начале этой истории, когда объявили о Рубленое. И когда свое заявленіе сделал Луценко.

— И что сказал Медведчук?

— Могу сказать, что вопросов было больше, чем ответов.

«И все вопросы — не заданные», — захотелось добавить корреспонденту «Цензора».

Кстати, знаете, чью фамилию на регламентном комитете ни разу так и не назвала — при всем грандиозном фонтанировании ее мыслей — Надежда Викторовна Савченко? Ответ: Владимира Рубана. «Я», «я», «я» — только и слышали мы от нее. А в гораздо более системном Рубленое — дисциплинированный молчок. И это еще одно свидетельство того, что процесс для прокуратуры и СБУ будет очень тяжелый…

Впрочем, легкого года у нас и без того не предвидится. Время такое. А тут еще выборы…

Евгений Кузьменко, «Цензор.НЕТ»

Фото: Наталия Шаромова, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3057266 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ