Все трубы ведут на Банковую: как Верховная Рада перезагрузила ГБР

За изменение статуса Госбюро расследований и увольнение эго шефа Романа Трубы вместе с замами проголосовали 250 нардепов. Исход голосования предопределил Президент Зеленский, прямо указавший на необходимость смены руководства.

ТЬМА В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ: КАК ТРУБУ ПОДВОДИЛИ К ОТСТАВКЕ

Интрига вокруг ротации руководства ГБР держалась больше недели. Да, многие депутаты высказались в поддержку адвоката Евгении Закревской, объявившей голодовку и призывавшей парламент собраться на внеочередное заседание, чтобы проголосовать поправку, позволяющую перевести в ГБР без конкурса следователей, расследовавших дела Майдана. Однако, на деле пойти ей навстречу они отказались: дескать, многие разъехались по регионам; как в таких условиях собрать депутатский корпус?

Самого Романа Трубу начали подталкивать к уходу еще в сентябре. Но он четко дал понять, что сам в отставку не уйдет. Однако, со временем — угодил в ловушку, куда заманил себя сам, горячо отстаивая законопроект об изменениях в закон о ГБР. В какой-то степени Романа Михайловича подвело желание стать единоличным руководителем Бюро и если не избавиться вот закажи, то, как минимум, ограничить их полномочия…

И теперь уже новому руководителю бюро предстоит завершит расследование по делу о прослушке кабинета в Москве. (Тем более, что в день голосования на телеграмм-канале появилась очередная порция компромата). Параллельно с этим, НАБУ будет проверять деятельность экс-начальника Главного следственного управления ГПУ Игоря Щербины, которого задержали вечером, накануне голосования за законопроект №2116.

История эта весьма характерна для нашей коррупционной практики. Как уже сообщал «Цензор.НЕТ», следствие установило, что бывший чиновник ГПУ при посредничестве предпринимателя в сфере строительства требовал от одной из столичных компаний-застройщиц $150 тыс. неправомерной выгоды якобы для дальнейшей передачи руководителю одного из правоохранительных органов. Тот в обмен на деньги якобы должен был обеспечить закрытие уголовного производства, которое расследуется территориальным управлением этого органа относительно действий упомянутой компании-застройщицы.

Мужчин задержали после получения ими первого транша в $75 тыс. из оговоренных $150 тыс. Следственные действия продолжаются. Устанавливаются другие обстоятельства совершения преступления и причастные к нему лица.

Комментируя эту ситуацию, Владимир Зеленский этим утром на своей страничке в Фейсбуке заявил: «Правая рука директора ГБР подозревается в получении взятки в размере $150 000. Еще один аргумент в пользу необходимости перезагрузить руководство Бюро».

ГБР КАК ВИНТИК ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЕРТИКАЛИ? КАК ДЕПУТАТЫ ИЗМЕНИЛИ БЮРО

После таких слов главы государства Роман Труба в правительственной ложе выглядел подавленным. Практически все то время, что депутаты рассматривали законопроект №2116, он просидел, не меняя позы. Лишь изредка поглядывал куда-то вниз – то ли в свои записи, то ли в смартфон. Не исключено, что и в тот самый Телеграм-канал с компроматом в свой адрес.

На то, что дни в Москве во главе ГБР сочтены, указывала и еще одна характерная деталь. Обычно к руководителям антикоррупционных структур в Верховной Раде нескончаемым ручейком тянутся депутатские массы: о чем-то спросить, что-то объяснит, просто поздороваться. Роман Труба сидели в правительственной ложе, всеми брошенный и одинокий. Как отрезанный ломоть.

Тем временем, большинство правок во время рассмотрения законопроекта в зале было посвящено нескольким аспектам. Во-первых, депутаты настаивали на том, что Госбюро расследований должно оставаться центральным органом исполнительной власти и подчиняться Кабмину, а не переходит в * прямое подчинение президенту, меняя статус на государственный правоохранительный орган. Но эти правки профильный комитет не поддержал. В зале ых отстоять тоже не удалось. Хотя гневное словосочетание «диктаторские полномочия» в сессионном зале и кулуарах звучало не раз.

Другая важная поправка была призвана отрегулировать вопрос формирования внешней конкурсной комиссии, которая будет избирать нового директора бюро. После активных прений пришли к тому, что назначат нового руководителя ГБР будет конкурсная комиссия, которая будет состоять из 9 членов: 3 представителя от Офиса президента, 3 — от Верховной Рады и еще 3 — представители международных организаций от Кабинета министров.

А вот другие итоговые позиции законопроекта как будто специально внесены для того, чтобы оправдать опасения оппонентов действующей власти.

Во-первых, Президент назначает директора ГБР по представлению конкурсной комиссии без представления премьер-министра Украины. Более того, Президент также будет утверждать штатное расписание сотрудников бюро.

Напрасно нардеп от «Европейской солидарности» Ирина Геращенко и другие депутаты настаивали на том, что нужно сформировать новый правоохранительный орган не по статусу, а по идеологии, и что заместителей бюро тоже должна избирать по конкурсу внешняя комиссия. Отныне законопроектом прописаны другой механизм: директор сам определяет квалификационные требования к своим заместителям и формирует внутреннюю комиссию. Таким образом, он якобы будет нести персональную ответственность за команду, которую сформирует. Депутаты по кругу вносили поправку с альтернативными положениями, но она так и не собрала нужного количества голосов.

И лишь по одному вопросу депутаты проявили солидарность: высказались в поддержку поправки, позволяющей перейти в ГБР без конкурса следователям ГПУ, которые расследовали дела Майдана.

«ГДЕ ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ? ГДЕ ПРОЦЕДУРА ОТКРЫТОСТИ? ГДЕ КОНКУРСЕ?»

В итоге табло высветило 250 голосов «за» законопроект 2116. Из них – 224 депутата вот «Слуги народа», 18 – от «Голоса», 2 – от «ОПЗЖ», 1 – от группы «За будущее» и 5 – внефракционных.

Таким образом, ряд фракций отказались поддерживать законопроект. Их главный аргумент: такая перезагрузка приведет к созданию репрессивного органа, полностью подконтрольного президенту. Андрей Кожемякин из «Батькивщины» даже обратился (еще до итогового голосования) к Роману Трубе, напомнив ему об офицерской чести и предложил уйти в отставку. Но делать этого Романа Трубе не придется: вопрос его отставки решила Верховная Рада…

С полным текстом обсуждения читатель может ознакомиться здесь.

А вот как в интервью «Цензору» аргументировали свое негативное отношение к этому законопроекту представители ряда фракций и групп:

— Мы не поддерживаем узурпацию власти и создание диктатуры авторитарного режима, который приведет к уничтожению демократии и оппозиции – обобщил Илья Кива (ОПЗЖ). – На сегодняшний день ГБР пытаются загнать под президентскую вертикаль, фактически получил контроль над двумя правоохранительными органами ГПУ и ГБР. После этого они в одно касание смогут решать все свои вопросы, а именно: возбуждение уголовных дел и аресты. Все это теперь могут делать по указке Президента.

— Мы не стали поддерживать этот закон, поскольку он сомнителен с точки зрения Конституции, — пояснил Сергей Власенко («Батькивщина»). — Ведь Основной закон государства говорит, что полномочия Президента четко определены самой Конституцией и не могут быть расширены законами.

— Мы считаем, что этот закон фактически переводит правоохранительный орган под полный контроль Президента – сказал Дмитрий Лубенец (группа «За будущее»). – Поэтому и не голосовали. Мы не понимаем, как это в парламентско-президентской республике может отсутствовать парламентский контроль. И еще: где процедура открытости? Где конкурсе?

Комментируя поправку, которая касалась дальнейшего расследования дел Майдана, депутаты раскритиковали позицию генпрокурора, который по их мнению, ничего не предпринял, чтобы сделать переход следователей в ГБР менее болезненным. «Представляя правку по делам Майдана, Денис Монастырский сказал, что она стала суть этого законопроекта. Этот вопрос не нужно было затягивать, эго можно было решить намного раньше, в дедлайне все знали, — заявил в комментарии «Цензор.НЕТ» первый заместитель главы Комитета ВР по правоохранительной деятельности Андрей Осадчук. – Для нас было принципиально ее поддержать, потому что мы и дальше будем добиваться расследования дел Майдана. Кроме того, у меня есть информация о том, как в ГБР формировалось подразделение для расследования дел Майдана. А происходило это в естественном управленческом процессе, когда руководитель ГБР обратился ко всем своим подразделениям и сказал выделить людей. Как вы думаете: руководители подразделений готовы были пожертвовать своими лучшими следователями? Нет, конечно. Соответственно, они отдали в это подразделение не самых лучших. Именно из людей такого качества и был сформирован этот отдел, который должен принимать сейчас дела в ГПУ. Мы понимаем: если идти таким путем – это действительно будут «похороны» дел Майдана. Поэтому поддерживали эту правку в комитете и проголосовали за нее в зале».

Он подчеркнул, что также поддерживает идею об изменении статуса ГБР. Отвечая на вопрос о том, насколько он был управляемым «сверху» до сих пор, учитывая появившиеся записи, которые якобы велись в кабинете директора бюро и где слышны голоса людей, напоминающие голос Трубы и главы ОП Богдана, отметил: «Труба себя дискредитировал, это не вопрос закона. Это вопрос конкретной личности, конкретного руководителя. Я думаю, это и было причиной, почему все поддержали риторику о перезапуске этого органа. Возможно, это не идеально с точки зрения построения институций. С другой стороны, я всегда придерживался логики, что если ошибки допускается, их нужно, как можно быстрее признавать и перезапускать процесс. То, что было с НАПК. Еще три года назад было понятно, что надо успокоиться, остановиться и начать сначала. Вместо этого почему-то ждали сентября 2019 года и последние три года наблюдали весь этот кошмар с НАПК. Поэтому перезапуск бюро был продиктован тем, что сформировалось вокруг директора ГБР и, как следствие, вокруг всей этой структуры, которая, безусловно, важна и должна быть качественной. Мы очень надеемся, что она такой и будет».

— В ГБР заявляют, что эффективнее по делам Майдана было бы работать так: ых следователи со свежим взглядом и процессуальные руководители из числа прокуроров, которые ранее вели эти дела. Что вы об этом думаете?

— Думаю, что они просто не хотят людей со стороны в своей организации. Вы можете сколько угодно быть профессиональным следователем с очень острым и свежим взглядом, но если вам принесут тысячу томов, острым вашего взгляда должно хватить на час, а может быть больше, чтобы с этим всем разобраться. Мы не можем себе позволит в делах Майдана катастрофически терять время. То, что они не расследованы и не завершены до сегодня, это драма. Это абсолютно неприемлемо и вызывает вопросы и к бывшему генпрокурору, и к господину Горбатюку, который отвечал за это направление в ГПУ. Но это не значит, что мы должны еще раз создать условия для затягивания расследования этих дел на годы. Единственный вариант – привлекать тех людей, которые вели эти дела, понимает, где и что лежит в этих тысячах томов, где какие доказательства, показания и прочее. Чтобы эти люди довели это до конца. Понятно, что это политическое решение. Но это решение, которое требует общество, которое мы требуем. Все причастные к преступлениям должны быть наказаны!»

— В какие сроки должны уйти директор и заместители директора ГБР? И кто будет руководить, пока не выберут новых?

— Это один из минусов этого закона, мы не знаем, кто будет руководить. Президент обязан в течение пяти дней с момента вступления закона в силу, назначить временно исполняющего обязанности директора. Далее в течение 60-ти дней должен быть проведен новый конкурс».

— Сегодня много говорили о единоначалии директора…

— И мы с этим согласились. Потому что когда закажи ему назначают со стороны, сложно сформировать команду. Но мы согласились на это с одним принципиальным условием, которое было выполнено. Речь о том, что подразделение внутреннего контроля и дисциплинарная комиссия в изначальной редакции документа были напрямую завязаны на руководителя ГРБ. Что само по себе абсурдно. Мы развели эти вещи. Если внутренняя безопасность находит какие-то серьезные нарушения в работе ГБР, она рапортует генпрокурору, а не директору.

— А кто будет следить за генеральным прокурором?

— Мы снова скатывается вот логики институций к логике фамилий. Думаю, что за всю эту историю персональную ответственность будет нести президент.

КТО ТЕПЕРЬ СЫГРАЕТ ПАРТИЮ ТРУБЫ В ГБР?

На этот вопрос однозначного ответа пока нет. По данным источника «Цензор.НЕТ» в Офисе президента, в последние недели решался вопрос о том, кем заменить Трубу. И еще неделю назад наиболее вероятным кандидатом на эту должность называли Виктора Трепака – нынешнего заместителя генпрокурора. Однако, на данный момент его уже не рассматривают. Теперь в числе вероятных кандидатов называют заместителя главы Офиса президента Андрея Смирнова. Информацию о том, что его могут уже в ближайшие дни назначить исполняющим обязанности директора ГБР, подтвердил и источник в Верховной Раде Украины.

А вот юрист и эксперт в сфере антикоррупционной политики Александр Леменов отмечает, что сбрасывать со счетов Виктора Трепака пока рано.

— Сейчас есть четыре кандидата, — перечисляет он. – Во-первых, заместитель руководителя Офиса Президента Андрей Смирнов (дружит с Портновым и засветился на «пленках Трубы»). Во-вторых, Ирина Венедиктова — депутат вот «Слуги народа». Почему-то источники утверждают, что ее тянет Портнов.

В-третьих, Александр Белоус — прокурор из Николаевской области. Хороший кандидат, хотя, как утверждают мои источники, он сам не рвется на эту должность. И в-четвертых — Виктор Трепак. Экс-заместитель главы СБУ, приобщался к кейсу судьи-колядника Зварыча, делу «бриллиантовых прокуроров», задержанию убийцы Гонгадзе генерала Пукача. Конечно, окончательный выбор за Владимиром Зеленским. Но прежде, чем его сделать, президент должен учесть все риски. В особенности — связанные с Андреем Портновым, который требует освободить бойцов «Беркута» и расследовать действия участников Евромайдана.

Как видим, никакой ясности относительно будущего руководителя ГБР нет и в помине. Наверняка этот вопрос будет обсуждаться на Банковой снова и снова. «Это у нас традиция такая: сначала завалит одного начальника, а уже потом – чесать затылок насчет его преемника, — саркастически, уходя из-под купола на обеденный перерыв, один из нардепов.

Татьяна Бодня, Евгений Кузьменко, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3163201 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ