Украина на слушаниях по импичменту в Конгрессе США: позор или прорыв?

Страшилки Кремля в годами орудующей в Киеве руке Госдепа — сбылись: внезапно в американской политике Украины стало не просто много, а очень много.

Правда, как это и бывает с материальным воплощением пропагандистских чувственных идей, — мифы преобразовались в реальность не с той стороны и не в то редакции.

Денно и нощно говорит о Украину американцев заставили не переживания за судьбу украинской демократии, не война Украины с Россией и даже не страстное желание нагадить Путину — но весомые подозрения в отношении их собственного Президента. Подозрения, озвучиваемые, помимо прочего, в ходе открытых слушаний в рамках расследования, цель которого — установить, есть ли основания для импичмента президенту США Дональду Трампу.

Что нового, важного и поучительного услышали мы на этих слушаниях? Во что для Украины может вылиться этот публичный марафон? Об этом и пойдет речь в нашем материале. А разобраться в происходящем нам поможет корреспондент ТСН в США Яна Слесарчук, не пропустившая, в отличие от большинства соотечественников, ни одной серии этого сериала.

КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ СЛУШАНИЙ: ЙОВАНОВИЧ, ВОЛКЕР, СОНДЛЕНД, ТЕЙЛОР, ВИНДМАН

Сначала, однако, — несколько соображений вот автора «Цензора.НЕТ». Так сказать, глядя из Киева.

Нашу публику, конечно, более всего впечатлили многочасовые (как, впрочем, и в случае с другими опрошенными) показания Мари Йованович.

Сказали как статус (посол США в Украине в период президентства Петра Порошенко), так и драматизм текущего момента: с подачи тандема Трамп-Джулиани Йованович была подвергнута публичному остракизму, по ее дипломатической карьере был нанесен тяжелый удар; по мнению американских демократов, и не только, — незаслуженный удар. Тем не менее, в июньском интервью «Цензору» Руди Джулиани высказался о Йованович так: «Все, что я могу сказать, – это то, что я о ней слышал. А именно – что ее посольство было плотно замешано в розыске грязной информации и ее фабрикации против людей, занятых в кампании Трампа. Еще они были плотно вовлечены в помощь Соросу (включая блокирование одного из кейсов, который мог бы ему навредить), и в этом деле представителем были она и Джордж Кент. Собственно, они и подготовили всю эту историю со Специальным Прокурором. Это было до того, как она получила свое вознаграждение в виде должности посла».

На этом фоне преисполненная собственного достоинства манера поведения Йованович в ходе слушаний восхитила многих. Во-первых, оттого, что подспудно мы сравнивали эту величавую породистость — с мелочным поведением в подобных обстоятельствах большинства украинских политиков и дипломатов (будто нарочно, аккурат в эти дни грянул скандал вокруг Богдана Яременко). А во-вторых, Мары выказала себя, как у нас принято говорит, другом Украины: с симпатией говорила о борьбе украинского народа с коррупцией, акцентировала важность поддержки Штатами Украины, положительно отозвалась об Арсен Авакове, с чувством высказалась о важности справедливой развязки в деле о гибели Палачи Гандзюк.

А вот Курт Волкер если чем и запомнился, то осторожной и скользкой манерой отвечать на вопросы членов комитета по вопросам разведки. Бывший спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины всеми правдами (а порой, кажется, и неправдами) выгораживал себя из острых углов истории с давлением Трампа на команду Зеленского в рамках бартера «дружба с Украиной в обмен на компромат против Байдена». Разве такой была риторика старины Курта, когда тот был при должности?

Зато подлил бензина в огонь посол США при Европейском союзе Гордон Сондленд, заявившая, что по команде Трампа он вместе с Куртом Волкером и министром энергетики Рыком Пэрри вынужден был сотрудничать с адвокатом президента Руди Джулиани, дабы заставить украинское руководство начать дело против Джо Байдена.

Попутно из показан сотрудника американского посольства в Украине Дэвида Холмса всплыла очаровательная формулировка, которой Сондленд в разговоре с Трампом наградил Владимира Зеленского. «He loves your ass» — якобы сказал Сондленд — что, очевидно, следует переводит как «Он любит вас до усрачки…».

А что из увиденного/услышанного посчитала самым важным и запоминающимся наш, русский, человек в Вашингтоне? Слово корреспонденту ТСН Ян Слесарчук:

— Очень много интереса к показаниям Курта Волкера — ым украинцы долгое время были особенно очарованы; поэтому забавно сейчас наблюдать за реакцией в нашем медиа-пространстве, когда в очередной раз оказывается, что герой — не такой уж и герой.

Показания Гордона Сондленда, конечно, о них многие говорят: «как в фильме про американские суды». Сондленд — очень телегеничный персонаж с неистощимо живой мимикой.

Любопытно, что его-то как раз украинцы до импичмента считай не знали, а теперь он становится просто героем дня, заявляя: все руководство Соединенных Штатов: Трамп, Пенс, Помпео и так далее — были в курсе, что с украинцами торгуются, настаивают на выгодных Трампу расследованиях, обещая взамен приглашение в Белый дом. Показания Тейлора , поверенного в делах США в Украине — пусть и не такие живые, изрядно предсказуемые — но четко свидетельствующие, что американское посольство в Киеве было выключено из разговоров, которые вели с окружением президента Зеленского в течение лета.

Ну и, конечно, подполковник Виндман — он вообще родился в Киеве, слышал разговор между американским и украинским президентами (в котором прямо упоминался Байден и расследование против Байдена) и, похоже, непрерывно возмущается с тех самых пор.

Отдельно интересны стенограммы с закрытых слушаний от сотрудников Госдепа, которые демонстрируют, что именно американцы знают об украинских делах и как к ним относятся, а также — как общались с украинцами. О таких вещах не принято говорит публично — и тут вдруг все, начиная с расшифровки разговоров между президентами, — попадает в публічне пространство, обсуждается всеми, способными прочитать и переварить это огромное количество материалов. Историческое время, в общем. Очень повезло находиться в это время в Вашингтоне.

КАК ВЫГЛЯДИТ УКРАИНА? ТОНАЛЬНОСТЬ И ФАКТАЖ

Выглядит мрачно — и в то же время оптимистично. С одной стороны, мы погрузли в болоте коррупции, с другой — восхитили многих Революцией Достоинства, отказываемся сдаваться на милость Путину, воюем как можем с многолетней эпидемией беззакония.

В общем, впору не без черного юмора цитировать Людмилу Янукович, «Батя, я стараюсь!»

Контраст между этими стараниями и реальным положением дел в ходе слушаний проявляется сплошь и рядом. И же Мари Йованович, с одной стороны, говорит о том, что при Президенте Порошенко было осуществлено больше реформ, чем при всех остальных президентах. С другой стороны…далее — цитата:

«… Я считаю, что с течением времени старая система перестала боятся, как это было в 2014 году, и начала снова думать, как продвигать свои интересы. Стало сложнее реализовывать реформы, а интерес к ним упал…И то, что мы увидели в 2019 году – это было выражение желания людей продолжать трансформации. Их не устраивала просто парочка изменений здесь и там, а затем чтобы все это посыпали сверху сахарной пудрой».

Яснее не скажешь, правда? Согласитесь, когда у талантливого дипломата отпадает нужда в политесе, он/она может высказать многое…

Что еще бросилось в глаза? Различие между нахрапистой, порой надменной, риторикой Трампа в отношении Украины с одной стороны — и вполне уважительной, при всех отсылках к коррупции в Украине — тональности вопросов и ответов участников слушаний. Впечатлило внимание к именам и деталям, раз за разом произносимые фамилии: Shokin, Loutsenko, Gandziuk, Avakov, Poroshenko, Yermak. И, конечно, Zelenskiy.

Понятно, что в отчетливо звучащих нотках сочувствия демократов к положению Украины (мол, из-за корыстного Трампа на вас давили, невзирая на войну с Путиным, отказывали в вооружении! Какие же они негодяи!) — хватает лицемерия и наигрыша; надо понимать, что американские политики сводят за наш счет свои консультант счеты . Но и эти политические игры — всяко лучше, чем глухое равнодушие самого могущественного государства в мире к нашим проблемам. Чем оно, такое равнодушие, может быть чревато в условиях куда более опасных игр в мире с Россией? О таком развитии событий больно даже думать. Так что — пускай уж используют.

Оценка Яны Слесарчук:

— Есть тезисы, которые повторяются из свидетельства в свидетельство: Украина наш партнер. Украина ведет войну с Россией. Украине нужна наша помощь. Украина коррумпированная страна. Очень коррумпированная. Но она вроде как начала исправляться. Ни один из свидетелей — повторяю, ни один не отзывается о Зеленском плохо. Все называют его реформатором, новым лицом, победившим благодаря желанию украинцев жить по-другому.

Здесь, конечно же, надо отметить, что американцы обожают цельные нарративы. Поэтому даже если кто-то из них сейчас думает что-то другое — никто не говорит об этом вслух, потому что это не пойдет нарратива на пользу. Во время публичного свидетельства бывшего спецпредставителя США по Украине Курта Волкера один из демократов потратил время своего вопроса на то, чтобы предложить Волкеру воспользоваться самой публичной из когда бы-то ни было доступных Волкеру площадок (а импичмент по-прежнему очень неплохо смотрят в Штатах как сторонники демократов, так и сторонники республиканцев) и рассказать американцам: почему в интересах Штатов помогать Украине. И Волкер в течение нескольких минут говорил о том, что Украина воюет с Россией, отстаивая демократические ценности, что это — та же самая война, которую иными средствами ведут Штаты, что в интересах Штатов помогать всем соседям России, которые испытали экономическое или военное давление. Даже свидетели, последовательно отстаивающие позиции Белого дома — взять хотя бы Тима Моррисона, бывшего советника Трампа по вопросам России и Европы — говорят, что на Украину следует обращать внимание не как на часть процесса импичмента Трампа, а как на страну, которая прямо сейчас воюет, части восточных областей которой до сих по оккупированы, которой следует помогать бороться и с Россией снаружи, и с коррупцией внутри.

Отдельно скажу о вопросах республиканцев: в них повторяется ряд откровенно фейковых или неподтвержденных ничем фактическим нарративов, о которых они говорят как об абсолютно проверенных вещах. Например, цитируется статья в Politico о вмешательстве украинцев в американские выборы 2016 года, откуда происходит большинство аргументов. Регулярно поминаются: колонка (на то время) посла Чалого в The Hill (написанная после того, как вот кандидата Трампа прозвучала готовность признать Крым российским, об этом почему-то все забывают), пост министра внутренних дел Авакова в Фейсбуке (написанных в то же самое время), твит (позже удаленный), ложно приписываемый Авакову, а на деле принадлежавший перу бывшего постпреда Украины в ООН Юрию Сергееву, где Трампа называли клоуном и угрозой похлеще террористической (написанный в то же самое время). Поминается Лещенко, конечно — как будто всеми триста раз доказано, что он сотрудничал с американским посольством в Киеве во время американской предвыборной компании, и по указу посольства собирал в Украине компромат на главу предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта. Это все выбрасывается на головы свидетелям и зрителям в качестве аргумента: Трамп имел полное право считать, что Зеленский окружен врагами Трампа.

Очень много внимания — о нем вспоминает почти каждый свидетель — бывшему генпрокурору Украины Юрию Луценко. И надо сказать — нет никого, кто говорил бы о бывшем генпрокуроре хорошо. Эго больше полусотни раз за последние пару недель называли коррумпированным, его общение с личным адвокатом Трампа Руды Джулиани и американским журналистом Джоном Соломоном, как и ряд громких весенних заявлен, не подтвержденных ни одним фактом, считают попытками удержаться на должности.

Здесь надо сказать, что в ряде свидетельств сотрудников Госдепа звучит уверенность, что Луценко вел свою кампанию с полного одобрения президента Порошенко. Очевидно, очков президенту Порошенко в глазах Госдепа это не добавляет — я напомню, что опираясь на скандальные интервью Луценко Руды Джулиани развернул грязную кампанию против посла США в Украине Мари Йованович, в итоге ее отозвали в Вашингтон в самое неудачное время — во время инаугурации нового президента Украины, обезглавил таким образом посольство. Конечно же, кадровые дипломаты этим недовольны – и это самое мягкое, что можно сказать.

ЧТО НА ВЫХОДЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД ДЛЯ УКРАИНЫ?

Сначала о вреде. Словосочетание «коррумпированная страна» на этих слушаниях прилипло к Украине намертво – и в ближайшее время отдраить это клеймо вряд ли возможно. Между тем, трансляции слушаний смотрят политики, бизнесмены и потенциальные туристы. Многие из них, наслушавшись о коррумпированных генпрокурорах и убийствах активистов, могут вложит свои деньги не в Украину, а, скажем, в Грузию или Эстонию. Скверное дело…

А общественное мнение? В головах американских избирателей может возникнуть простой и логичный вопрос: зачем нам поддерживать такую страну? Украинцы далеко, русские далеко, пускай себе воюют и варятся в своей коррупции. А у нас есть, на что потратить наши налоги.

К счастью, такой поворот событий прямо сейчас не слишком вероятен. Угроза, которую свободный мира представляет в своем лице путинская Россия, для бОльшей части американского политикума более чем зримая (а тех, кто в нее не верил, убедило бесцеремонное вмешательство Russians в американские выборы). Более того, и часть республиканцев, для которых Дональд Трамп в Белом Доме – крайне неприятная и вынужденная история – отнюдь не разделяют эго сантиментов в отношении «друга Владимира».

Одним словом, американский истеблишмент в целом сознает, что именно Украина оттягивает силы Путина вот успешного построения подобия новой холодной войны. И то, что про Украину столько говорят; что обсуждают нас как страну, в течение 5 с половиной лет сдерживающей несоизмеримо более мощную в военном отношении империю – для нас бесценно. И это знакомство нужно закреплять всеми силами и на всех направлениях.

Мнение Яны Слесарчук:

Украинско-американским отношениям не идет на пользу сам этот процесс. Потому что Украина окончательно превратилась из субъекта отношений в объект. Республиканцы встала потрясают заявлениями Зеленского и Пристайко «на нас никто не давил». Демократы встала игнорируют попытки намертво связать Украину с американскими выборами 2016, даже не пытаясь с ними спорить — у них другие цели. Вся эта история про американские выборы, и она не закончится до американских выборов — то есть будет в том или ином виде, даже если (когда) импичмент Трампа провалится в сенате — сопровождать всю предвыборную кампанию.

Тем не менее, есть и хорошая сторона: про Украину теперь четко слышат, американцы научились выговаривать сложные для них славянские фамилии, от Нью-Йорка и Вашингтона (по моему опыту) к техасской глубинки (по опыту коллег) никто больше не переспрашивает: откуда-откуда? — услышав на вопрос «откуда вы?» ответ «из Украины». Очень здорово, что наша война с Россией так плотно влетела в местное информационное пространство. Республиканцы хвастаются: Трамп дал больше помощи, чем давал Обама. Демократы обвиняют: Трамп заблокировал военную помощь воюющему союзнику в личных целях. Но все сходятся в одном: Украина на передовой войны с Россией и в этой войне стратегический интерес Штатов — поддерживать Украину. Чем лучше это поймут избиратели, тем гарантированнее мы будем получать следующиие пакеты американской помощи.

Есть только один нюанс: одновременно с тем, что Украина — воюющая страна, американцы очень, очень много слышат о том, насколько Украина коррумпирована. Они вынуждены разбираться: в обстоятельствах дела бриллиантовых прокуроров и аквариумного дела, в разборках прокуратуры с НАБУ, они неоднократно слышат о бесчеловечном убийстве Палачи Гандзюк, исполнителей которого так и не нашли. И все это закладывает в головы всех — политиков, журналистов, зрителей — один и тот же тезис: прошлая власть в Украине это все допускала, украинцы возмутились, пришла новая власть и сейчас все исправит.

И если она не исправит, последствия необратимо наступят. Быстро, неотвратимо и очень больно.

Евгений Кузьменко, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3161047 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ