Увольняй и властвуй: как депутаты меняют правоохранительную систему

Уже с нового года правоохранительная система страны может радикально измениться. Во всяком случае, то, с каким рвением и с какой скоростью депутаты нарабатывают изменения в законодательство, наглядно это демонстрирует. А работать для этого они готовы даже сверхурочно.

Несмотря на то, что заседание парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности началась ближе к семи временам вечера, было многолюдно. Тем более, что в числе заявленных вопросов были такие важные инициативы, как реформирование прокуратуры, создание Бюро финансовых расследований и предоставление дополнительных полномочий директора Госбюро расследований. Прицем к решению последнего вопроса депутаты подошли основательно. И еще днем пригласили на «ознакомление» директора ГБР Романа Трубу, чтобы задать вопросы о его деятельности до прихода на эту должность, результатах расследования резонансных дел сейчас и проблемах, с которыми сталкивается бюро. Интересовало народных избранников и мнение самого Трубы относительно законопроекта, благодаря которому он получит почти безграничные полномочия, поэтому спрашивали и о том, читал ли он документ и где, дескать, не в Офисе ли президента еще до регистрации.

Очевидно, что депутаты вполне отдают себе отчет в том, какими могут быть последствия, если законопроект будет проголосован. Во всяком случае, «в работу» они его запустили, проголосовав на вечернем заседании комитета за то, чтобы включить этот документ в повестку дня второй сессии.

Согласно документу, ГБР превращается из центрального органа исполнительной власти в государственный правоохранительный орган, и большую часть вопросов директор сможет решать самостоятельно, без согласования с Кабмином. В том числе создавать дополнительные управления и увеличивать штат. Но таких дополнительных управлений, созданных по инициативе директора, не должно быть больше десяти. Какая логика кроется именно в этой цифре, не ясно. Как и то, в каких областях они появятся и сколько сотрудников туда будут набирают.

Законопроект также избавляет руководителя бюро от необходимости советоваться со своими заместителями, поскольку обязательное коллегиальное принятие решений хотят упразднить. Более того, он дает право директору уволить нынешних заместителей без представления внешней конкурсной комиссии, которая их выбирала.

Сотрудники бюро смогут трудоустроиться, лишь пройдя конкурс, но порядок такого конкурса утверждается директором. А увольнять сотрудников этого ведомства смогут по решению либо директора бюро, либо руководителя аппарата директора.

Также предполагается, что самого директора бюро будет избирать конкурсная комиссия. Но не стоит забывать, что в парламент внесен еще один документ, который напрямую касается Госбюро расследований. В нем прописана совсем иная процедура. Этот законопроект предполагает увольнение и назначение главы бюро президентом. Причем с изменением соответствующей статьи Конституции. Так что, похоже, все идет к тому, что президентская вертикаль еще больше укрепится.

Новые назначения и увольнения депутаты благословили и поддержав решение в том, чтобы рекомендовать к принятию во автором о чтении законопроект о реформе прокуратуры. Этот документ, к которому было подготовлено около 200 поправок, вызвал оживленную дискуссию и стал ТОП-темой во время заседания комитета.

Основных вопросов было несколько. Как планируют формировать специализированные прокуратуры, в числе которых теперь оказалась и военная. Что будет с уголовными производствами, которые еще расследует ГПУ, особенно с «делами Майдана». Почему будет приостановлена деятельность Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров на период переаттестации и войдут ли в комиссии по отбору кадров международные эксперты.

Офис Генеральной прокуратуры – именно так будет называться ГПУ планирует провести большую часть мероприятий по реорганизации ведомства и создать несколько специализированных подразделений уже до конца этого года. По словам генпрокурора Руслана Рябошапки, речь, в частности, идет о создании специализированной прокуратуры, которая будет заниматься военными преступлениями и преступлениями в сфере нацбезопасности и обороны.

«Другое направление – специализация в виде департамента. Это экономические преступления, то, что связано с банками. Это то, что связано с другими масштабными схемами. Например, с государственными предприятиями. Плюс экологические преступления двух категорий: те, которые наносят вред окружающей среде. А вторая категория – это то, которые связаны с добычей ископаемых: газа, янтаря. Плюс дети, остается ювенальная юстиция, но мы это направление усилим», – рассказал он.

В свою очередь, заместитель генпрокурора – главный военный прокурор Виктор Чумак уточнил, что для создания специализированной военной прокуратуры необходимо примерно 3 месяца. В комментарии «Цензор.НЕТ» уже после заседания он отметил, что, по сути, в работе прокуроров мало что изменится, разве что совершенно не будет следствия, а они будут осуществлять процессуальное руководство, но лишь по делам, которые касаются нацбезопасности и обороны, а также поддерживать государственное обвинение в судах. Прокуроры перестане т носит погоны и станут гражданскими. Он убежден, что это никак не скажется на качестве их работы, добавил, что им существенно повысят зарплату, правда, не уточнил, на сколько именно.

«Отдельно пропишем, что прокуроры такой прокуратуры допускаются в воинские части и другие объекты, где требуется специальное разрешение», — рассказал он.

Депутаты не скрывали, что прекрасно осознают, какие полномочия они дают одному человеку в лице генпрокурора, в том числе в решении кадровых вопросов. Подчеркивая, что эти полномочия в определенной степени чрезмерны. А учитывая, что роль органов прокурорского самоуправления на полтора года приостанавливается, говорили о том, что нужно усиливать парламентский контроль. В ответ на это генпрокурор пообещал установить ключевые показатели деятельности прокуратуры. «Не вопрос того, чтобы генпрокурор приходил в парламент и обсуждал с парламентом ход реформы. Я хотел бы, сказать, что мы должны сделать своего рода KPI для того, чтобы объективно оценить работу прокуратуры. Наша идея в том, чтобы мы пришли в парламент с этими прозрачными и реальными KPI, по которым общество могло бы оценивать, насколько эффективна работа», — заявил Рябошапка.

Каких конкретно результатов от своих подчиненных он ждет и на что будет их ориентировать, Рябошапка не объяснил.

При этом он пояснил, как дальше будут работать органы прокурорского самоуправления. «Совет прокуроров продолжит работать, он получит новую функцию, которая будет связана с урегулированием конфликта интересов среди прокуроров», — отметил Рябошапка.

По его словам, переформатируется орган, который будет осуществлять дисциплинарные производства относительно прокуроров.

«Раньше это была Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров. Теперь это будут кадровые комиссии, их будет создано около 10», — сказал Рябошапка.

Такие комиссии будут созданы на уровне центрального аппарата и на уровне региональных областных прокуратур.

Народный депутат Александра Устинова, обращаясь к генпрокурору, подчеркнула, что одна из ее поправок к документу заключается в том, чтобы результаты тестов, которые при переаттестации будут проходит прокуроры, публиковались в течение 24 часов. И попросила, чтобы кроме них также стала публичной информация, которая касается вопроса добропорядочности прокуроров. На что он ответил осторожно, что данные о том, кто прошел проверку на добропорядочность, а кто – нет и почему, будут публиковаться, но лишь при условии защиты персональных данных.

По словам генпрокурора, законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры» запускается процесс переаттестации прокуроров, который позволит очистит кадровый состав. «Мы к этому процессу хотели бы привлечь как представителей международных организаций, наших иностранных партнеров, так и экспертов гражданского общества. Чтобы процесс был открытым, и чтобы это в очередной раз не превратилось в профанацию», — пояснил генпрокурор.

Он также отметил, что процесс переаттестации будет достаточно длительным, учитывая количество прокуроров. К тому на вакантные должности нужно будет набрать новых людей. «Я думаю, что максимум вся реформа затянется где-то года на два», — сказал Рябошапка.

Спокойнее всего на заседании комитета депутаты отреагировали на законопроекты, которые касаются создания нового органа, который будет расследовать преступления в сфере публичных финансов. По словам члена комитета Александра Бакумова, Бюро финансовых расследований – это центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, который создается Кабинетом министров. В основе его работы – аналитический подход. Но работать он будет как полноценная правоохранительная структура, получив для этого все необходимые инструменты. Депутаты проголосовали за то, чтобы в зале был рассмотрен и принят за основу законопроект №1208, и отклонили альтернативный документ. Ранее «Цензор.НЕТ» писал о ключевых положениях законопроекта о Бюро финансовых расследований, которым предусматривается, что структура этого органа должна состоять из центрального аппарата и 7 терруправлений. На заседании депутаты приняли решение, что одной из поправок должно стать переформатирование структуры и выстраивать ее лучше по административно-территориальному принципу. То есть, управления должны быть в каждой области, как, к примеру, управления Нацполиции.

«Есть определенное желание сделать этот орган сверхмощным, но нужен баланс, чтобы он был, с одной стороны, автономным, но все-таки не злоупотреблял тем широким спектром прав, который потенциально может быть ему предоставлен», — считает Бакумов.

Категорически не поддержали депутаты одну из норм закона, касающуюся автоматического доступа детективов, которые будут работать в бюро, к базам данных различных госструктур. И решили, что неограниченный доступ им все-таки давать нельзя, он должен в каждом случае обосновываться.

«Мы должны понимать, зачем и каким образом будет предоставляться такой доступ, — пояснил Бакумов. – Поскольку были, к примеру, посягательства на то, что можно мониторить в рамках проведения следственных действий банковские счета физических лиц даже без решения суда».

Депутаты сошлись на том, что спешить с созданием такого органа не стоит, и документ можно принимать только за основу в первом о чтении, чтобы иметь возможность его доработать.

Татьяна Бодня, «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3149064 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ