Зе-Трускавец: как «слуги народа» парламентскому уму-разуму учились

Скандальные подробности, емкие диалоги и много июльской жары . Репортаж из города-курорта Трускавца.

…Июльское утро в Трускавце. Немолодой полусонный таксист везет журналиста «Цензор.НЕТ» с городского ж/д вокзала в санаторно-отельный комплекс «Риксос».

— Да, этот отель у нас самый дорогой. — объясняет водитель. — «Женева»? Примерно четвертая в списки.

— Вы же в курсе, — спрашиваю — что в этих двух отелях расселили народных депутатов из фракции Зеленского? Тех, что приехали обучаться?

—Я слышал, что должны приехать — отвечает таксист. — А что, они уже здесь?

— Со вчерашнего дня. Сегодня в этом самом «Риксосе» официально начнут обучаться.

Пауза. Потом таксист произносит:

— Не знаю, главное — чтобы депутат не воровал и честный был…

ЭТОТ РАЙ НЕ ДЛЯ «СЛУГ НАРОДА»

«Риксос» — довольно пафосное место: в нынешний «высокий сезон» номер сингл здесь стоит 3500 грн., а дабл — 4700 с питанием.

Выходишь покурить — и видишь людей в белых халатах, неторопливо бредущих по вымощенным дорожкам к обставленным шезлонгами разноформатным бассейнам . Повсюду — чистый воздух и простор. Вдалеке — лесистые холмы.


Лепота.

Однако ученикам школы «Зе!депутат» из фракции «Слуга народа» — не до курортных красот и халатов с шезлонгами. За неделю тренинга им предстоит каторжная пахота. Ее в своем посте вкусно анонсировал главный организатор и куратор проекта, почетный президент Киевской школы экономики Тимофей Милованов.

При этом прихотливый в оценках Милованов не пожалел слов для своего детища: Спарта (античность), интенсив (профессиональный слэнг), жесть (слэнг простонародья).

Видимо, чтобы облегчить физические тяготы работы депутатов, организаторы сделали им приятное: конференц-зал, в котором пройдет неделя обучения, называется «Сенатор».

…»Цензор» успевает осмотреть зал и рабочие места учеников Школы еще до их прибытия. Два экрана и одна небольшая сцена. Множество круглых столов, на каждом из которых заранее разложены именные депутатские беджики и канцелярская мелочь для ведения записей.

Пока зал не заполнили «Слуги народа», интересуюсь у одной из членов команды организаторов — Татьяны Тищук из Департамета публичного администрирования Киевской школы экономики:

Сколько рабочих панелей запланировано на сегодня?

— Каждый день у нас запланировано по одной теме. Сегодняшняя — «Построение политической стратегии депутата».

Корреспондент «Цензора» представил себя политическую стратегию нардепа Юрия Корявченкова (сценический псевдоним в «Квартале-95» — Юзик): «Напор, смех, справедливость». Но вслух озвучивать свои мысли не стал — и продолжил слушать г-жу Тищук:

— … то есть депутаты сегодня будут работать над тем, за счет чего они хотят быть известными и какие проблемы хотят решать для людей. А также какую нишу хотят занятий в своей деятельности в Верховной Раде.

Из скольких модулей состоит тема дня?

Из четырех. Каждый модуль займет приблизительно полтора часа. Модули в целом спланированы так: сначала идет лекционная часть ( примерно 15 минут) — а потом они выполняют разные задания, работают с кейсами…

— …задают вопросы…

—Понимаете, тут такая сложная специфика: аудитория большая, поэтому вопросы они будут задавать по ходу работы над кейсами.

Я правильно понимаю, что расположение столов и депутатов за столами создают приблизительный прообраз будущих парламентских комитетов?

— Иногда. Это очень зависит от того, сколько людей в комитете. Есть, например, много людей, желающих работать в каком-то одном комитете. А есть и комитеты, куда кандидатов — не очень много, и у них может быть один стол или два.

— Они действительно будут каждый день работать до 21:30? У меня диплом педагогического института, и я точно знаю, что усвоить столько информации человеку сложно…

— Учеба построена так, что в них много форм работы. К 22:00 у них есть 6 модулей по полтора часа. Они отработают 4 обязательных модуля, которые закончатся между 17:00 и 18:00. А 5-й-6-й модули они будут работать факультативно.

То есть немонотонный темпоритм, смена форм деятельности…

— Да, у них будет очень много форм деятельности. Это не так как в университете, лекция за лекцией. И все построено так, как это будет работать именно в Верховной Раде. Им придется работать в команде, добиваясь эффективности.

Кто сегодня тренеры на панелях?

— Тимофей Милованов, Макс Нефедов и Алексей Черный.

— Какие гонорары за свою панель получают лекторы?

— Партия публикует в своем отчете, сколько она заплатила за тренинг. Далее — коммерческая тайна.

Сколько депутатов не приехало на занятия?

— Не могу вам точно сказать. Но их немного, поскольку мы раздали практически все материалы.

ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МЛАДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ…

А вот и народные избранники. Настроение у них разное, под пол пестроте фракции. Одни выспались и рвутся в бой; другие выглядят сонными, третьи — озабоченными.

Но в целом — атмосфера бодрящая. Множество нестарых лиц, улыбки, энергичные рукопожатия. Корреспондент «Цензора» про себя хватается за голову: как ему запомнить все эти лица, их округа и места в списки, имена и фамилии?! Надо же, 16 лет работаю парламентским обозревателем — и никогда еще не видел такой орды! Большой зал забита людьми от и до. Племя младое, незнакомое…

Пробираюсь между рядами. Вот, похоже прообраз будущего медицинского комитета Верховной Рады: рядом видно беджики представителей клиники «Борис» — Михаила Радуцкого и Максима Перебейноса. На округе последнего живет сам собкора «Цензора». Интересно, что расскажет?

А вот — похоже, в образовательном блоке столов — умное женское лицо. Знакомлюсь, оказывается, это — Анна Новосад, 49-й номер списка «Слуги народа». Которая тут же подтверждает мою догадку.

— Да, я в Верховной Раде иду работать в комитет по образованию. И в партии — тоже работаю во внутренней группе по образованию. Пока что я еще госслужащий, после Революции Достоинства работаю в Минобразования. У меня 5 лет работы в этой сфер, и теперь, надеюсь, я смогу продолжить начатые изменения.

. У вас ведь есть аккаунт в Фейсбуке? Ну, вот, и вы наверняка много читаете критики: ну зачем мы избрали в парламент столько малоопытного народа? Что вы скажете этим людям?

— Я думаю, что у людей есть склонность выдергивать самые скандальные кейсы — и экстраполировать опыт 1-2 человек на всю фракцию. Я считаю, что у нас есть колоссальное количество профессиональных и готовых к этой работе людей. Просто СМИ и юзеры Фейсбука обращают на них мало внимания, потому что хайпа меньше!

Анна смеется, мы прощаемся, и я уже направляюсь к бывшей коллеге с телеканала «1+1» Ольге Василевской.

А ты в какой комитет нацелилась?

— Хотела идти в антикоррупционный, но в последний момент передумала, решила идти в налоговый, таможенный и бюджетный. Я так понимаю, что они, возможно, будут объединены.

— А почему именно туда?

Потому что это более действенный механизм что-то изменить. Я покаталась по округам и поняла: где-то есть двойное налогообложение, а где-то, в сельской местности, у меня есть такое видение: обязать то из предприятий, кто там физически находится, — там же и регистрироваться. Есть и ряд других идей.

А почему не комитет по СМИ?

— Не мое, честно говоря…

Да? Почему?

— Даже не знаю, что тебе ответить. Никогда не была пропагандистом этих вещей…

ПАНЕЛИ, ТИГРЫ, КУРИЛКА, РАЗГОВОРЫ

Тем временем тренинг уже начался. Вступительное слово — за Дмитрием Разумковым: одетый в светлые тона лидер партии (и весомый претендент на пост спикера парламента) чувствует себя именинником. И, как вдохнувший воздуха свободы профессор Плейшнер, немного теряет голову.

— Всем добрый день, — улыбаясь, говорит он, — какая-то речь есть принципиальная? Или лучше государственная?

Не надо так больше делать, Дмитрий Александрович. Особенно из президиума Верховной Рады в ходе пленарных заседаний…

Впрочем, Разумков явно чувствует себя в своей тарелке. Прохаживается за столиками, потом выходит в фойе, дает интервью. А корреспондент «Цензора» думает: как этот неглупый, но явно не трибун, сможет удержат в кулаке новую, совсем неведомую Совет?

Фракция-орда «Слуг народа» напоминает теперь Вселенский конкурс брэйн-ринга: десятки круглых столов с командами. Только число участников за столами — разное.


А тем временем на сцене уже священнодействует Тимофей Милованов. Она как бы вступительная, эта панель — лектор пытается объяснить ученикам, что их ожидает и почему их ожидания не совпадают с реальностью, как необходимо зреть в суть мироздания и как оппоненты попытаются манипулировать их эмоциями, а вот чтобы этого не вышло — важно зреть в суть мироздания.

— Найдите тигра! — звучит со сцены. — Нашли? А теперь найдите концептуального тигра!

Отчаявшись найти концептуального тигра в концептуальной темной комнате, корреспондент «Цензора» дрейфует в фойе. Там все дает интервью Дмитрий Разумков да улыбается в камеру беззащитной улыбкой Жан Беленюк. Вернувшись на минутку в зал и угловым зрением сфотографировав розданные депутатам материалы для работы в команде, удаляюсь на жару, курит.

Туда вскоре подходят освободившиеся (кофе-брейк) «слуги народа». По привычке «Цензор» подслушивает их разговоры. Что сказать? Люди как люди, проблемы как проблемы:

— Слушайте, ну, вот как тут работать, когда такие женщины в бассейне плавают?

— Как-то не очень динамично тренинг проходит у нас пока…

— Ну, ребята, надо немножко потерпеть эти дни. Завтра будет макроэкономическое упражнение. А ближе к концу мы запланировали большую игру. И вот там мы вам динамику обеспечим, это я вам обещаю…

— А если в следующем году #банет мировая рецессия, которую нам обещают…

— Ну, мировая экономика сейчас пойдет по нисходящему тренду. В любом случае линию тренда не пробьешь…

— Слушай, у меня вчера телефон загнулся. Сегодня пойду в огород оказывает…

GAME OVER, ДОРОГИЕ ЖУРНАЛИСТЫ

Возвращаюсь в зал. Нет, не в зал, а к закрытым дверям. Перед которыми нам снова сообщают, в принципе, заранее озвученное: «Дорогие журналисты, извините, но в зал пустит вас мы больше не сможем. Ну, мы же вам говорили заранее… Нет. Не пустым до конца школы. Да, мы хотим максимально эффективного тренинга, а вы… ну, немножко мешаете…»

Ну, да понимаем, да, мешаем, реально снуем, где-то и раздражаем (особенно подверженную ежеминутным стрессам Лизу Богуцкую). Но как же прозрачность «Слуг народа» перед народом? Это все-таки наша работа, ее ждут (судя по дикой популярности текстов в вашей школе) наши читатели.

Ладно, уходим. Но будем партизанствовать — и тогда не обижайтесь))).

…Уходя, слышу разговор запоздавшего в зал (где уже ведет вторую панель давший накануне интервью «Цензору» глава Укртаможни Макс Нефедов) нардепа:

— Да, но, может, вы знаете, что уже готовятся такие же обучающие курсы для помощников народных депутатов…

«Интересно, — сам по себе думает уставший от недосыпа мозг собкора «Цензора». — Ведь это если нардеп вот «Слуги народа» — это слуга народа, то кто тогда помощник слуги народа? Дважды слуга народа?

Нет, к черту. Пора идти писать репортаж про эту неординарную школу». Ну, тот самый, который вы сейчас читаете.

Евгений Кузьменко, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3140220 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ