«Беларусь на разрыв». Кто и что грозит нашей независимости

Фото пресс-службы президента

«Если только мы пойдем по навязанным сценариям вслед за теми, кем руководят заграничные кукловоды, перестанем быть белорусами», — патетично рассуждал официальный лидер на торжественном собрании. Где же сидят эти кукловоды, чего они хотят?

Дав понять, что восточные братья ведут себя не очень корректно, Лукашенко тут же подчеркнул: Беларусь не хочет, чтобы ею понукали с Запада. «Недавно отличились французы. Им ли об этом говорить, когда еще “желтые жилеты” с улиц не сошли?» — потроллил белорусский президент оппонентов с берегов Сены.

 

Как же европейцы понукают?

Но как именно пытаются понукать французы, президент не расшифровал. Вероятно, имелось в виду заявление МИДа Франции от 23 июня, в котором отмечается: «Тюремное заключение двух кандидатов на предстоящих президентских выборах в Беларуси, а также задержание граждан и журналистов в последние дни на демонстрациях в их поддержку противоречат международным обязательствам Беларуси как члена Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе».

При этом Париж призвал Минск «выполнять свои обязательства и обеспечить соблюдение свободы слова и проведения демонстраций». Вот и все понукание. Франция не добивается чего-то для себя. Речь идет сугубо о том, чтобы соблюдались права самих белорусов.

Тем более ни Франция, ни любая другая западная страна, ни Евросоюз в целом не принуждают Беларусь к «углубленной интеграции» с единой валютой и наднациональными органами, как это пытается сделать Кремль.

Напротив, это официальный Минск настаивает, чтобы был подписан наконец документ о приоритетах партнерства с Брюсселем и стала продвигаться подготовка базового соглашения с ЕС. Без этого развитие сотрудничества с Европой действительно сильно сдерживается. Для прагматичного белорусского руководства особенно важны экономические выгоды от подписания этих документов.

В общем, тут как раз та ситуация, когда белорусские власти и рады бы в рай, да грехи не пускают. Приоритеты партнерства зависли, в частности, из-за обиды Литвы на Островецкую АЭС. А с базовым соглашением Брюссель не торопится прежде всего из-за проблем с правами человека в Беларуси.

Так что никакого понукания со стороны Европы нет. Не хотите (внедрять элементарные стандарты демократии и прав человека) — как хотите. Только тогда и на пряники особо не рассчитывайте.

 

Евросоюз не поглощает

Но даже если представить себе, что белорусское руководство вдруг решило вступить в ЕС, то не тут-то было бы. Даже кандидаты на вступление проходят долгий трудный путь, мучительно трансформируют законодательство, политическую и экономическую систему, чтобы соответствовать критериям. Некоторые балканские страны подали заявки на вступление еще в прошлом десятилетии, но пока так и не переступили порог. А уж для Украины или Молдовы это и вовсе туманная мечта.

И вообще Брюсселю сегодня, если честно, не до расширения. Тут бы справиться с внутренними проблемами да переварить тех, кого уже приняли.

И наконец, главное: вступи Беларусь в ЕС — ничто не угрожало бы ее независимости. В этом объединении нет имперского центра, который стремился бы подмять под себя тех, кто помельче.

И даже США с их репутацией мирового жандарма не строят планов сделать Беларусь своим 51-м штатом. Не тянут синеокую республику в НАТО и не навязывают ей свои военные базы.

 

Семашко про полное «руки вверх»

А вот Россия и авиабазу пыталась навязать (причем вряд ли отказалась навсегда от планов разместить здесь свои войска), и превратить Беларусь в 9-й федеральный округ не прочь.

Правда, насчет Минского федерального округа открытым текстом говорил в основном лидер ЛДПР Владимир Жириновский, но он славен именно артикуляцией того, что Кремлю официально заявлять не с руки.

Однако шила в мешке не утаишь. Буквально пару дней назад посол Беларуси в России Владимир Семашко признался: в феврале 2019 года в рамках «углубления интеграции» Москва предлагала Беларуси передать на наднациональный уровень 95% полномочий.

«…И я говорю: ну это полное “руки вверх” называется. Я даже не буду дальше эпитеты продолжать: там было всё отдать наверх и, по-моему, оставалось пару моментов таких, как у нас милиция, у вас полиция и так далее», — разоткровенничался дипломат.

Короче, в те самые дни, когда белорусское начальство втирало широкой публике, что никаких угроз суверенитету переговоры о дальнейшей интеграции не несут, Москва фактически предлагала ликвидировать Беларусь как самостоятельную страну, оставив ей лишь прежние кокарды на фуражках блюстителей правопорядка. Видимо, чтобы не так больно было белорусским патриотам, когда их станут метелить дубинками.

 

Ложная симметрия геополитических угроз

Да, в итоге Лукашенко отказался подписывать документы об «углублении интеграции». Более того, даже начал громко обличать имперские замашки восточной соседки. Особенно когда она в очередной раз стала обижать ценами на нефть и газ. А когда началась нынешняя президентская кампания, то официальный лидер и вовсе сделал своим пиаровским коньком защиту независимости, рисуя политических противников марионетками Москвы и раздувая теорию заговора.

Но давайте вспомним, кто подписал в 1999 году договор о создании Союзного государства, к которому и стала аппелировать Москва (вспомним знаменитый «ультиматум Медведева»), настаивая на «углублении интеграции». Именно бессменный белорусский президент долгие годы вел опасные для суверенитета интеграционные игры с сохранившей имперский менталитет восточной соседкой.

В итоге намертво завязанной на ее ресурсы и рынок оказалась белорусская экономика. Военный союз с Россией — еще один якорь: Кремль не позволит, чтобы белорусский плацдарм уплыл. Британия вон захотела и вышла из ЕС. Но Москва ни за что не выпустит из созданных ей интеграционных структур Беларусь. Это мертвый капкан.

Читайте также:

  • Москва вернется к проекту «углубленной интеграции» после пандемии
  • Каких «поцелуев» требовала Россия от Лукашенко
  • Зачем России нападать на Беларусь?

Так что неуклюжи все эти попытки вырисовать в пропагандистской плоскости ложную симметрию геополитических угроз. Якобы и с Востока, и с Запада в равной мере белорусам что-то пытаются навязать и с обеих сторон исходит, мол, опасность суверенитету. А мы вот такие гордые, никто нас не наклонит, назло всем пойдем своим историческим путем.

Правда, куда ведет этот путь, высокое начальство не объясняет. Никакой внятной формулы, никакой серьезной программы развития страны у Лукашенко вообще нет. Похоже, путь сводится к банальному удержанию личной власти.

 

А Кремль ждет своего часа

На самом деле с Запада никакой угрозы независимости Беларуси, как видим, нет. Москва же держит наготове те самые дорожные карты, которые в декабре прошлого года Лукашенко отверг. Там надеются, что он станет сговорчивее.

Эта надежда основывается на нескольких моментах. Во-первых, и так не слишком здоровая белорусская экономика проседает и будет проседать под влиянием последствий пандемии.

Во-вторых, белорусскому вождю после предполагаемой пирровой победы 9 августа надо будет думать, как погасить недовольство народа убогим житьем. Без российских же ресурсов уровень жизни будет только снижаться, что продолжит подогревать страсти в обществе.

В-третьих, репрессии на этих выборах наверняка ухудшат отношения Минска с Западом, вопрос лишь — насколько. А это означает, что Европа и Штаты давать деньги не разгонятся. А то еще и санкции введут.

Все это вопреки нынешнему трибунному пафосу будет подталкивать Лукашенко идти на поклон в Кремль. И круша сейчас в неистовой борьбе за власть как внутреннюю легитимность, так и отношения с Западом, белорусский руководитель сам умножает риски для суверенитета страны.

 Новости Беларуси Сегодня