Лукашенко разберется со свободой слова. Кто попадет под раздачу?

Фото пресс-службы президента

 

Лукашенко, выступавший на встрече с представителями крупнейших СМИ, судя по контексту, имел в виду тот шквал негатива, под который попали в социальных сетях некоторые властные и провластные персоны, выступившие с апологетикой политики бессменного президента. «Каждый из вас получил порцию, тот, кто даже не за Лукашенко слово сказал, а за государство», — посочувствовал официальный лидер и дал понять, что своих в обиду не даст.

 

«Госам» покровительствуют, независимых винтят

По словам президента, для рынка массмедиа важным фактором является наличие государственных СМИ, и в Беларуси их число сокращаться не будет. Работа Министерства информации во главе с недавно назначенным министром (речь идет об Игоре Луцком) будет нацелена на поддержку таких СМИ, подчеркнул глава государства.

И власть действительно довольно щедро отсыпает денег своим медиа. В республиканском бюджете на нынешний год на СМИ выделено более 164 млн рублей, при этом львиная доля — 124 млн рублей — достанется Белтелерадиокомпании.

Заметьте, хотя по конституции государство гарантирует равные условия для развития всех форм собственности, на негосударственные медиа эта щедрость не распространяется.

Да уж бог с ними, с дотациями, хоть бы не мешали независимым СМИ работать, так ведь мешают. Журналистов отсекают от информации, винтят и тащат в автозаки. В июне представителей СМИ, освещавших акции солидарности, хватали в Минске, Гомеле, Могилеве, Бобруйске. В Ганцевичах брутально задержали сотрудников издания «Ганцавіцкі час» Александра Позняка и Сергея Багрова. Первого (он жаловался в суде на избиение) потом оштрафовали, второму дали 15 суток ареста. А ведь они просто выполняли свои профессиональные обязанности.

По идее, Мининформ должен в равной мере покровительствовать всем СМИ и заступаться за них, но, как видим, президент открытым текстом ориентирует министра на поддержку именно «госов». В отношении же негосударственных медиа в основном используется репрессивный инструментарий. Что это, если не дискриминация?

 

Кто враги у Давыдько?

Однако хотя государство и подкармливает свою прессу, не в коня корм. Тиражи уже не те, влияние телевизора ослабевает, его смотрят в основном те, кто постарше и не особо продвинут, молодежь же прочно засела в интернете, соцсетях и мессенджерах.

И властную верхушку это напрягает. Недавно руководитель официозного общественного объединения «Белая Русь» и депутат Палаты представителей Геннадий Давыдько заявил, что отечественную интернет-площадку заняли враги государственности, опередившие здесь патриотические силы. «Но это поле нужно понемногу отвоевать, захватывать временно утраченные позиции», — сказал Давыдько.

Обращает на себя внимание воинственная риторика. Кого называет врагами этот высокопоставленный господин? В числе крупнейших белорусских новостных порталов — профессионально работающие в правовом поле негосударственные Tut.by, Onliner.by, Naviny.by. Почему они враги? Только потому, что дают разные точки зрения, критические публикации? Но ведь это нормально для демократического государства, каковым по конституции является и Беларусь.

Или враги, по мнению Давыдько, окопались в социальных сетях? Да, действительно, некоторых персон, пошедших в соцсети с неуклюжей апологетикой режима (это было похоже на скоординированную кампанию), накрыло цунами возмущения пользователей. Хватало и неполиткорректных реплик, что говорит о недостатке как политической, так и общей культуры у части нашего общества.

Но, если разобраться, откуда взяться политической культуре, если грубость, оскорбления оппонентов — это стиль, который идет с самого верха властной пирамиды? Как аукнется, так и откликнется.

В целом же возмущение примитивным официозом, убогими дифирамбами режиму  в соцсетях — это искренняя реакция граждан Беларуси, которым надоела несменяемая власть, по их мнению, заведшая страну в застойное болото. И если сановные деятели начинают считать граждан своей страны врагами, значит, неладно что-то в датском королевстве. По идее, граждане вольны критиковать власть, а когда она надоела — просто менять как перчатки.

 

Мерещится телеграм-революция

Фишка в том, что интернет — это пространство свободы, и неуклюжие отбеливатели режима чувствуют себя в этой среде как корова на льду. Потому злятся и угрожают.

Однако больше всего властную пирамиду напрягает мобилизующая сила интернета. Они ее даже преувеличивают. Видимо, мерещится твиттер-революция на манер арабской весны. Теперь уже, скорее, телеграм-революция.

Министр внутренних дел Юрий Караев 25 июня заявил в парламенте, что цепи солидарности «управляются через телеграм-каналы и через стрим «Радио Свобода». В отношении блогера Игоря Лосика, одного из администраторов телеграм-канала «Беларусь головного мозга», заведено уголовное дело по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).

Также попали под раздачу блогеры — соратники арестованного Сергея Тихановского, автора ютуб-канала «Страна для жизни» и одного из заводил уличной движухи во время нынешней президентской кампании. Белорусские правозащитники признали Тихановского, блогеров Сергея Петрухина, Владимира Неронского и ряд других политическими заключенными. «Белорусские власти проводят полномасштабную зачистку инакомыслия», — считает «Международная амнистия».

 

С этим властям придется жить

Можно прогнозировать, что в ходе нынешней тяжелой для официального лидера избирательной кампании ориентированные на жесткий сценарий силовики продолжат такого рода зачистку.

В первую очередь удар направлен на тех персон и на те площадки, которые, по мнению властей, могут быть организаторами массовых протестов. Но, как видим, раздражают большое начальство и те онлайн-ресурсы, которые просто занимаются независимой журналистикой. Поскольку они освещают протестные акции, знакомят аудиторию с критическими высказываниями оппонентов режима, публикуют жесткую для властей аналитику, то тоже попадают в категорию политических врагов и рискуют серьезно пострадать.

Вероятны и показательные процессы против рядовых пользователей социальных сетей — за оскорбление властных и провластных деятелей. Но пользователей слишком много, на каждый роток не накинешь платок.

Наезды же на Сеть, наказания, ограничения и запреты способны вызвать недовольство у миллионов белорусов, в том числе далеких от оппозиционной деятельности, поскольку серфинг в интернете стал образом их жизни. Это их территория, их стихия. Покушение на свободу слова в соцсетях будет восприниматься обществом намного острее, чем избиение журналиста или разгром какой-то отдельно взятой редакции.

В самые острые моменты этой президентской кампании возможны локальное отключение интернета, DDoS-атаки на неугодные властям сайты и прочие действия в логике спецопераций. Но в целом интернет уже не прихлопнешь. Без него уже невозможны экономика и государственная жизнь. Сам Лукашенко на днях призывал активнее переходить на «цифру».

Приручить же Сеть ли или навязать в ней официоз — задача невыполнимая для казенных пропагандистов, так ведь не введешь принудительную подписку. Так что властям с этим диким и опасным для них феноменом придется жить.

 Новости Беларуси Сегодня