Штабы противников Лукашенко объединились. Что смогут три красивые женщины?

Фото babariko.by

Участницы сразу оговорились, что не будут в этот раз вести речь об агитации и программе, сделали акцент на том, почему и на каких принципах объединились. Но это уже вчерашний день. Главный же вопрос — что делать, когда власти не просто играют не по правилам, а вообще вырубают оглоблей по голове.

На пресс-конференции превалировали абстрактные лозунги, что вот, общество проснулось, нужно бороться за победу и т.п. Было сказано, что всем сторонникам перемен следует идти голосовать 9 августа, а уж как защитить голоса, пусть каждый белорус решает сам.

Подразумевалось, что нужно голосовать за Тихановскую, которую зарегистрировали кандидатом, в отличие от Виктора Бабарико (Колесникова — координатор его штаба) и Валерия Цепкало (Вероника — его жена). Суть объединения штабов — в том, чтобы усилить кампанию Тихановской, жены посаженного за решетку и обвиняемого по уголовным статьям харизматичного блогера Сергея Тихановского.

 

«Готовы ли они проголосовать за домашнюю хозяйку?»

Объединить штабы проще, чем объединить электораты, а они у Тихановской и у Цепкало с Бабарико разные, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.

По его словам, сторонники Тихановской (а точнее Тихановского, вместо которого пошла на выборы его жена) в основном придерживаются принципа «кто угодно, только не Лукашенко», в то время как сторонники Бабарико и Цепкало хотели сделать выбор в пользу эффективных менеджеров, способных вывести Беларусь из тупика.

«Готовы ли они проголосовать за домашнюю хозяйку, которая с самого начала презентовала себя как технический кандидат, — в этом проблема. Решить ее — самая главная задача», — отмечает аналитик.

По его мнению, этой цели может служить звучавшая на пресс-конференции мысль, что миссия Тихановской в случае победы — освободить политзаключенных и назначить честные демократические выборы.

 

Опрокидывающие выборы?

Иными словами, жену заточённого блогера аккуратно пытаются представить потенциальным техническим президентом, этаким терминатором, который расчистит дорогу к переменам и даст зеленый свет честной борьбе политиков за право стать во главе Беларуси.

Но все эти рассуждения — дележ шкуры неубитого медведя. Выборы в Беларуси и раньше не влезали ни в какие демократические ворота, а уж в этой кампании режим как никогда брутален. Репрессии уже зашкалили, арифметически (по числу задержанных и пр.) превзошли уровень мрачной своим финалом президентской кампании 2010 года.

В избиркомах оппозиции практически нет (почти идеальная для властей стерилизация), подсчет голосов снова будет абсолютно непрозрачным (и даже, что беспрецедентно, наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ не приедут). Пропаганда уже психологически готовит население к победе Лукашенко с официальным результатом за 80%.

И как в этих условиях узнать, сколько голосов действительно набрала Тихановская? А если ощущение украденной победы будет разлито в общественной атмосфере, то как эту победу защитить?

Читайте также:

  • «У нас у всех есть одна цель — мы все хотим смены власти 9 августа»
  • «Если бы у нас были честные выборы, Лукашенко даже не вышел бы во второй тур»

По сути, на конференции объединенных штабов продвигалась идея опрокидывающих выборов. Но они происходят тогда, когда использование электоральных механизмов сочетается с мощным давлением улицы, что ведет к разброду и шатаниям в правящей элите, растерянности и переходу на другую сторону тех, кто поставлен защищать интересы режима.

Можно понять осторожность участниц этого общения с прессой: за призывы к несанкционированной уличной активности по нынешним временам попасть под уголовку — как дважды два.

Но факт то, что вопрос о технологии перемен остался висеть в воздухе и после пресс-конференции. И если абстрактные заявления в духе «ну вот как-нибудь победим» продолжатся, то не приведет ли это к разочарованию, демотивации тех, кто вдохновился вестью про объединение штабов?

 

«Бросить этих людей на дот — так их и скосят пулеметом»

Критерием эффективности объединения будет то, насколько массовыми окажутся разрешенные в рамках агитационной кампании уличные акции Тихановской, заявил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.

Если вслед за июньской «подписной революцией» мы увидим «митинговую революцию», то «это будет новое качество политического процесса», считает собеседник.

Он обращает внимание на то, что представители приверженной уличной борьбе гражданской кампании «Европейская Беларусь» вышли из числа доверенных лиц Тихановской. Это означает, что она и ее сторонники будут воздерживаться от решительных действий, призывов к несанкционированному выходу на улицу, полагает аналитик, подчеркивая, что пока есть возможности вести легальную агитацию.

«Я бы не упрекал этих людей. Кроме всего прочего, они могут банально бояться. На Тихановскую могут давить судьбой мужа и детей», — сказал Дракохруст. К тому же, по его мнению, в объединенных штабах, возможно, просто ощущают, что протестовать готовы немногие, и потому «не хотят рисковать людьми».

«Они оказались в патовой ситуации», — рассуждает собеседник. С одной стороны — видно, что немалая часть белорусов готова поддержать альтернативу, с другой — «бросить этих людей на дот — так их и скосят пулеметом».

К слову, насчет пулеметов. Стоит отметить, что в нынешней кампании Лукашенко уже вопрошал публично: «Забыли, как бывший президент [Узбекистана Ислам] Каримов в Андижане подавил путч, расстреляв тысячи человек?» И напоминал, «как мой друг [президент Таджикистана Эмомали] Рахмон с пулеметом наперевес ходил в столицу Таджикистана Душанбе, чтобы навести порядок». А вчера госсекретарь Совета безопасности, бывший министр обороны Андрей Равков открытым текстом заявил, что армия и другие силовые структуры готовятся к предотвращению массовых беспорядков.

Понятно, что наверху не горят желанием превратиться в поистине кровавую диктатуру. Но вместе с тем режим показывает, что для своего сохранения готов использовать весь арсенал средств.

И тут любой борец против системы, а тем более организатор борьбы, действительно сто раз подумает. Например, плохо организованная Площадь-2010 привела к разгрому оппозиции, болезненно ударила по структурам гражданского общества, независимым СМИ, привела к фрустрации многих, кто был опьянен предвыборной либерализацией и предчувствием перемен.

 

Обещают хакатон

На что же делается ставка сейчас? Колесникова на пресс-конференции, по сути, повторила идею Бабарико, говорившего, что если за альтернативу проголосует 80%, то это невозможно будет сфальсифицировать.

Правда, сейчас речь уже не про 80%, а про 50% с хвостиком. «Если у нас будет воля, если у нас будет три с половиной миллиона голосов — электоральное большинство — эти цифры сфальсифицировать невозможно. Надо просто всем понять это и единым фронтом идти 9 августа на выборы», — заявила Колесникова.

Можно ожидать, что этим призывом она накличет на себя из уст приверженцев бойкота обвинения в том, что лишь помогает властям делать явку (подразумевается, что результат рисовать они умеют). И действительно, проблема прозрачности выборов пока выглядит практически нерешаемой.

Вероника Цепкало сообщила, что в ближайшие дни их штаб и штаб Бабарико организуют хакатон, на котором расскажут, «каким образом можно сделать выборы легитимными». Она добавила: «Мы будем использовать те инициативы, которые поступают сейчас от граждан».

Подождем. Во всяком случае, циркулирующие сейчас идеи типа всем сторонникам перемен приходить на голосование в белых майках или фотографировать свои бюллетени и выкладывать снимки в социальные сети, не выглядят сильными. Убедить ЦИК пересмотреть официальные итоги голосования при помощи таких доказательств — по-моему, глухой номер.

Читайте также:

  • Ермошина: мы правильно не зарегистрировали Бабарико
  • Верховный суд не принял жалобу на отказ зарегистрировать Бабарико кандидатом в президенты из-за отсутствия его подписи

Вообще попытки бить режим процедурой, к чему склонны команды Бабарико и Цепкало, нельзя назвать успешными. Власти спокойно отмахиваются от всех жалоб их штабов. Отмахнулись и от выстроившейся 15 июля очереди граждан в ЦИК для подачи жалоб на отказ в регистрации этих кандидатов. Да, этот перформанс выглядел красиво до тех пор, пока не пришел ОМОН и не стал винтить.

А выручит ли наблюдение, о котором тоже говорилось на пресс-конференции? Власти могут ограничить число наблюдателей на участках под маркой антиковидных мер. А главное — наблюдатели в основном видят лишь спины членов комиссий.

 

Там не посмотрят, что женщины

Мне скажут: выбалтывать противнику планы глупо. Это так, но политика — дело публичное. И от ответов на висящие в воздухе вопросы не спрячешься. От этого зависит, пойдут ли за вами люди. Объединенным штабам все равно придется предлагать своим сторонникам, уже имеющимся и потенциальным, некий убедительный алгоритм действий до 9 августа и в этот день (да и потом тоже), давать ответ на вопрос о технологии перемен. Если такой ответ в принципе есть.

У властей остается много возможностей и впредь модерировать эту кампанию — как бесцеремонными грубыми действиями (вплоть до отмены регистрации Тихановской, если сильно раскрутится), так и закулисными методами.

Во всяком случае, прозвучавшая на пресс-конференции трех граций (так назвала их глава ЦИК Лидия Ермошина) надежда, что давления властей на штабы не будет, поскольку «все-таки мы женщины», выглядит крайне наивной. Неужели еще не убедились в степени галантности и джентльменства другой стороны?

Сюжет: Выборы президента 2020 года Новости Беларуси Сегодня