«Он действовал так, как подсказало сердце: сразу побежал к раненому, чтобы человек выжил»: воспоминания о погибшем военного медика Николая Іліна

13 июля во время попытки по предварительной договоренности с врагом эвакуировать тело погибшего украинского разведчика российские наемники открыли по группе наших военных огонь на поражение. Один из морпехов получил ранение, а боевого медика Николая Іліна, который поспешил помочь собрату, боевики убили. Погибший медик был гражданином Эстонии.

 

Пресс-центр ООС о гибели военного медика сообщил вечером 13 июля

Близкий друг Николая, ветеран батальона «Донбасс» Павел Валентович, поделился с Цензор.НЕТ воспоминаниями о герое с 35 бригады морской пехоты.

Николай Ілін

«ПЕРЕЕХАТЬ В ЭСТОНИЮ ЕМУ ПОМОГЛИ ВОЛОНТЕРЫ ИЗ УКРАИНЫ»

Николай родом из Беларуси, однако много лет назад он эмигрировал оттуда в Эстонию. Не знаю, почему — говорить о своем прошлом в родной стране он не любил (по данным Цензор.НЕТ, у мужа возникли проблемы через участие в оппозиционных акциях протеста. — Ред). Переехать в Эстонию ему помогли волонтеры из Украины, они же дали средства на первое время.

Сначала в Эстонии ему было очень трудно. Никто не брал его на работу официально, хотя брался он за любую работу, даже посуду мыл. Однако вынужден был работать нелегально — и в результате его чуть не выдворили из страны. Но потом добрые люди помогли ему наконец легализоваться.

Он был очень коммуникабельным, быстро заводил друзей. Один из его добрых товарищей работал в Таллинне экскурсоводом. Жена этого экскурсовода была беременна, должна вот-вот родить ребенка, поэтому муж попросил Николая подменить его и показать город англоязычной группе. Николай тогда знал на английском языке лишь несколько слов. «Look! Look! Look! Beautiful!» — смеялся он, описывая ту экскурсию. Так смешно он о ней рассказывал!

Позже Николай выучил английский язык и начал неплохо зарабатывать, проводя экскурсии. На момент нашего знакомства он уже знал не только белорусский и английский, и эстонский и польский языки. И, конечно, изучал украинский. Приглашал меня когда-то приехать в Таллинн, обещал показать город.

Также он работал таксистом, работал на Booking.com, носил вещи постояльцев в отеле — по-разному жизнь его бросало. И все же он смог начать более-менее стабильно зарабатывать, смог купить машину, путешествовать.

Много интересного рассказывал Николай о том, как ездил на заработки в Финляндию. Там он работал на ферме, и его очень поразило отношение финнов к животным. Коровам всегда включали спокойную музыку. А одна корова так капризничала, что ее нужно было долго гладить, чтобы она зашла в свое стойло.

«ГДЕ-ТО НУЖНО ПРИКРЫТЬСЯ РАНЕНЫМ. НО НИКОЛАЙ ЧУВСТВОВАЛ ВСЕ СЕРДЦЕМ»

Как я уже упоминал, переехать в Эстонию Николаю помогли волонтеры из Украины. Когда у нас началась война — у него появилась мысль, что именно на фронте он сможет отдать свой долг нашей стране.

Он очень фанател от всего американского, в частности от морской пехоты США. Поэтому у нас записался в морские пехотинцы.

Мы познакомились в феврале 2019 года в 205-м Учебном центре тактической медицины, где провели вместе четыре месяца. За учебным процессом следили военные из Канады. Николай так мечтал попасть туда на обучение, что даже поставил своим командирам ультиматум: или он едет в НЦТИ, или уходит со службы. А он себя хорошо показал, был очень ответственным — и терять его не захотели. Отправили учиться.

На тот момент он служил в морской пехоте около года, если я не ошибаюсь. Я же воюю с 2014, и на тот момент у меня уже было два ранения, были погибшие собратья. Получив военный опыт, я стал более прагматичным. Начал понимать, что где-то нельзя высовывать голову, где нужно прикрыться раненым… Николай же чувствовал все сердцем, не умом. На этой почве мы с ним постоянно спорили, каждый мог бесконечно приводить свои аргументы. В центре были очень профессиональные инструкторы. Нередко мы вместе подходили к ним со своим вопросом — и они рассказывали нам, кто из нас прав, а кто нет.

Бросившись за мгновение до своей гибели спасать раненого, Николай действовал именно так, как подсказало ему сердце. Ведь, как нас учат, — сначала ты відстрілюєшся, а уже потом спасаешь. Но он, как мне кажется, сразу побежал оказывать помощь, чтобы человек выжил. Возможно, он поступил неправильно — как бы цинично это не звучало. Но я ему не судья. Он сделал так, как чувствовал.

Крутой чувак был…

У него была очень интересная произношение. Он делал паузы между словами, говорил всегда, как говорится, «с чувством, с толком, с расстановкой». Был очень спокойным, но… Существовали темы, которые стоило лишь задеть — и он взрывался. Говоришь только слово «СССР» — все! Красная тряпка для быка.

Очень любил спорт, качался. Коммуникабельный человек была очень толерантна к другим людям. Был веселый, смешной.

Очень жаль, что он погиб. Но это наша работа. Ничего не поделаешь.

«А ВДРУГ МЕНЯ УБЬЮТ?»

По себе я почувствовал, что идя на войну, человек для себя делает два выборы. Первый — это выбор идти на войну, второй — выбор оставаться на войне. Например, среди ребят из «Донбасса», которые в 2014 году увольняли Попасну, были ранены, были убиты. И после освобождения города немало людей, которые до этого прошли Майдан, сказали: «Ребята, извините»… И поехали домой. Иначе они не смогли. Николай же на войне чувствовал себя нормально.

После завершения учебы мы с ним постоянно общались. Он сбрасывал мне в мессенджере разные приколы, мы звонили друг другу. Дальше обменивались опытом, говорили о здоровье друг друга.

Он должен был делать операцию на глазах — коррекцию зрения. Однако весной его бригада выходила на фронт, а после операции нужно было время на то, чтобы сітчатка зажила. Запрещены были тяжелые физические нагрузки. Через это операцию Николай решил отложить: «Бригада выходит в сектор, я не могу бросить своих ребят». Да, мне это знакомо. Я тоже в свое время не брал отпуск, чтобы не оставлять своих…

Еще Николай очень любил качественную военную экипировку. Я всегда отговаривал его от дорогих покупок:

-Тебе надо думать о будущем, откладывать деньги!

-А вдруг меня убьют? — отвечал он.

Я смеялся:

-А вдруг тебя не убьют? Надо откладывать!

… Я уже и забыл, но волонтер одна как раз напомнила: Николай просил, если погибнет, кремировать его и развеять прах в Украине, в Белоруссии и в Эстонии.

Валерия Бурлакова, Цензор.НЕТ

Источник: https://censor.net.ua/r3208174 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ