Кто и зачем хочет встретиться с финансовым гением Германом Лилевялли-Хайнманном
Попытка защититься от разгневанных инвесторов на территории США закончилась для Германа Лилевялли настоящим фиаско. Теперь финансисту придется искать укрытия в Эстонии.
18 августа нынешнего года представители службы иммиграционного и таможенного контроля США задержали в аэропорту Лос-Анджелеса Германа Хайнманна.
56 летнего гражданина Эстонии благообразного вида обвинили в нарушении правил пребывания на территории Штатов. Несмотря на то, что граждане Эстонии могут посещать Штаты без виз, находиться в этой стране они могут не более 90 дней (и только чрезвычайные обстоятельства могут продлить этот срок еще на 30 дней). Хайнманн прибыл в США 18 февраля, что означает просрочку как минимум на два месяца. Ничего особенного гражданину Хайнманну не грозило — всего лишь депортация. И не в Сибирь, а в Эстонию.
Тем не менее в таком виде вся история выглядит не слишком интригующе. В Штатах правила пребывания нарушают очень часто, и аресты за такого рода правонарушения крайне редки. На самом деле задерживают нарушителей, как правило, с учетом множества других факторов, «включая их уголовное прошлое и иммиграционное досье». В данном случае именно это обстоятельство, скорее всего, сыграло ключевую роль.
У носителя благообразной внешности и соответствующей фамилии есть и другое имя. В России этот человек известен как Герман Лиллевяли. И его не просто знают, его активно ищут многие люди. Одни по долгу службы, другие — по приказу, а некоторые — просто по настоятельной просьбе. В России Хайнмана/Лиллевяли обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Ему вменяют создание крупной финансовой пирамиды, с помощью которой было привлечено и похищено около $200 млн.
Читайте также: Торговец людьми Тевфик Ариф заявил о своей тесной связи с Трампом
Исторический фасад
Пирамидой органы называют сеть компаний, созданных Германом Лиллевяли, под общим брендом GL (первые буквы имени и фамилии финансиста). Ее основу составляла GL Financial Group, у которой были лицензии на управление активами клиентов, выданные в Британии и в Швейцарии. У компании были офисы в Цюрихе, Женеве, Лондоне и в Москве. И каждый из этих офисов играл свою роль в общей структуре, придуманной Германом Арведовичом Лиллевяли для вытягивания денег у богатых клиентов.
Особое место занимали офисы, созданные в Швейцарии. Они выполняли роль исторического фасада. Для этой цели Лиллевали приобрел в 2013-м году швейцарскую компанию Textilagentur Kleinberger AG, торговавшую текстилем. Главным ее достоинством был год основания — 1980-й. Он позволял претендовать на исторический характер бизнеса. Текстильная фирма меняет название на куда более выразительное — Fidelity Trust (Switzerland) AG, a в 2016-м становится GL Asset Management AG. Кроме того для посетителей была придумана еще одна красивая история — о том, Герман Лиллевяли является «потомком немецкого рода Блумфельдтов», и только в 1920-е годы эта фамилия трансформировалась в Лиллевяли. Все это было простой выдумкой.
Точно также как выдумкой оказалась попытка представить гениальным математиком и матерым шахматистом выпускника Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), который начинал свою карьеру рядовым инженером в проектном институте «Мосэнерго».
Мастерству создавать красивые фасады и продавать их за большие деньги доверчивым клиентам Лиллевяли обучился в 1990-е годы. Вместо реальных товаров и услуг он стал продавать имиджи и образы. Так на свет появились бренды Довганя и Коркунова — хороших знакомых Лиллевяли, которые стали (буквально) лицом своих детищ. Но если у Коркунова история выстроилась правильным образом, то облик Довганя пошел в расход — в последние годы существования бренда его можно было купить за сущие копейки, что привело к тому, что более двух сотен производителей штамповали лицо автора на свою продукцию, не сильно заботясь о ее качестве. Владельцы «Довганя» тоже не слишком волновались по этому поводу, они просто прекратили оплачивать счета поставщиков. В итоге все закончилось полным провалом. А нынче Довгань подрабатывает коучем на Украине. Что вполне логично.
Чудо-технологии
Инвесторы-партнеры отдавали деньги на покупку акций крупных западных компаний (в этом списке назывались Apple, Nike, Under Armour, General Electric, Citigroup). Лиллевяли рассказывал о том, что инвестиционная политика его бизнеса основана на использовании особых, специально разработанных математических алгоритмов и принципов искусственного интеллекта. Таким образом гарантировалась высокая доходность при полной безопасности инвестиций. Последнее обстоятельство играло особую роль во всей истории. Лиллевяли категорически отказывался называть свои инвестиционные фонды хедж-фондами, так как последние обычно представляют собой небольшие пулы профессиональных инвесторов, которые не требуют никакой регистрации и регулирования.
Продавцы чудо-технологий постоянно подчеркивали, что их фонды — «настоящие», так как они законным образом зарегистрированы в качестве инвестиционных институтов в Люксембурге и регулируются финансовыми властями этого государства.
Стратегия продаж оказалась вполне успешной. В сети к Лиллевяли попались вполне обеспеченные финансово образованные граждане разных стран. Там было замечено руководство швейцарского концерна Novartis AG, компании Levi Strauss & Co и даже настоящий футбольный вратарь ФК «Локомотив» и сборной России по футболу Маринато Гильерме.
Анкор и еще Анкор
В России для сбора денег инвесторов Герман Лиллевяли создал особую национальную сетку, которая выполняла роль финансового пылесоса. В нее входило 15 компаний, которые обслуживала целая офшорная империя. Но роль фронт-офиса играли две фирмы: ООО «Столичная финансовая группа», созданная в 2008 году, и ООО «Ankor Invest», зарегистрированное в 2009 году. Обе имели лицензии ЦБ на операции на рынке ценных бумаг и управление клиентскими деньгами.
Клиентами были российские граждане с высоким достатком (минимальный взнос для инвестиционных программ составлял $100 тысяч), предприниматели, руководители крупных компаний. Кроме лицензии у Лиллевяли всегда был красивый офис, который нравился как клиентам, так и сотрудникам. В списках инвесторов фигурировали известный режиссер Никита Михалков и актуальный политолог Дмитрий Орлов.
Несмотря на красоту этого праздника жизни, начиная с 2013-го года Герман Лиллевяли предпочитает жить на Кипре, где он обращался за видом на жительство, используя для этого свой эстонский паспорт.
Крушение фасадов
Здесь же, на Кипре, Лиллевяли сталкивается с первыми признаками будущей катастрофы. В 2014 году его российские счета на Кипре оказались арестованы, у сотрудников появились сомнения в том, чем реально занимается компания, но подкупающая вежливость и обходительность Лиллевяли привлекали не только клиентов. Но и каких-то неназванных, но весьма высокопоставленных симпатизантов в коридорах российского правительства.
В марте 2017 года ЦБ отзывает лицензию у Анкор-банка, обвиняя его в размещении денежных средств в низкокачественные активы.
А затем начались проблемы с двумя латвийскими кредитными учреждениями, которые использовались для операций со средствами клиентов Лиллевяли. Европейские регуляторы оштрафовали крупнейший банк Латвии Rietumu banka на 80 млн евро, после чего он был вынужден отказаться от своего «восточного бизнеса» и даже начал блокировку счетов. Но Rietumu еще повезло. Другому латвийскому гиганту — банку ABLV — в феврале 2018 года пришлось самоликвидироваться под решительным напором американских силовиков, которые обвинили его в целом букете финансовых преступлений — от простого отмывания денег до пособничества ядерной программе КНДР.
В результате этой спецоперации в банке «застряло» от 1,5 до 2 млрд долларов США, принадлежавших российским вкладчикам.
В конце 2017 года «Столичная финансовая группа» и «Анкор-инвест» начали задерживать возврат инвестиций. В GL объясняли эти задержки банковскими проблемами.
Но ЦБ предупредил участников рынка о возможном отзыве лицензии. А уже в марте 2018 года, сразу после ликвидации ABLV, выполнил свои обещания. Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг у ООО «Анкор-инвест» были отозваны. Но к этому моменту Герман Лиллевяли вышел из числа учредителей «Анкор-инвеста» и вообще перестал контактировать с инвесторами. Все проблемы с возвратом средств объяснялись временными трудностями. Но тот факт, что по заявлению ЦБ Следственный комитет уже в марте 2018 года начал доследственную проверку в финансовых структурах, принадлежащих Герману Лиллевяли, говорил о том, что надеяться на возврат средств не стоит.
Сетка дел
Но далеко не все инвесторы были готовы верить в объяснения Лиллевяли. Выяснение отношение переместилось в суды. В России, как обычно, выяснение деловых отношение приняло форму уголовного дела, которое развивалось ни шатко ни валко. И к аресту (заочному) следователи подошли только к 2020-му году.
Все это время обиженные вкладчики пытались найти управу на обидчиков. Найти деньги они уже не надеялись. На просторах рунета даже возник специальный сайт, в котором рассказывается о злодеяниях команды Лиллевяли.
Куда более продуктивной оказалась технология подачи гражданского иска в США.
В 2018 году его подали в суд штата Флорида шесть инвесторов — в том числе топ-менеджер швейцарского фармацевтического холдинга Novartis гражданин США Кришнан Раманатан. К нему примкнули целый ряд товарищей по несчастью из России — Тигран Погосян, Алексей Хомяков, Рамазанкади Юсупов и Дмитрий Корюкин, и гражданка Украины Светлана Щербакова.
Общая сумма предъявленных претензий составила $10,7 млн. Но судья Федерико Морено настолько проникся, что не только удовлетворил требования истцов, но и увеличил сумму претензий в три раза (!).
Решение было вынесено в июне этого года, в отсутствии представителей ответчиков. Другими словами, Лиллевяли, несмотря на то что находился в тот момент на территории США, даже не попытался защищаться. Но зато попытался выехать из страны. Именно в этом состоит секрет задержания хитроумного комбинатора. Только непонятно кому этот арест сегодня больше выгоден — американским силовикам или самому Лиллевяли. Известно, что некоторые из бывших клиентов Лиллевяли прилагают сейчас серьезные усилия для поиска своего контрагента. И вполне возможно, американская тюрьма не самое плохое место для того, чтобы этой встречи избежать. Но теперь, судя по всему, Герману Арведовичу придется прятаться от кредиторов на родине предков. И сделать это в маленькой Эстонии крайне сложно.
compromat.ws