Золото Струкова
Одна из самых успешных золотодобывающих компаний России окончательно попала под «пяту» семьи Константина Струкова.
Как передает корреспондент The Moscow Post в Амурской области, в активах золотодобывающей компании Petropavlovsk структурные изменения, которые грянули после ареста основателя – акционер фонд Bonum Capital Мурата Алиева продал свою долю семье Константина Струкова. 2,9% акций оценили в 47 миллионов долларов.
Покупка доли сделала семью Струковых владельцами блокирующего пакета акций – 26,9% в общем.
Интересно, что эта сделка является логичной (что не значит справедливой) концовкой акционерного конфликта, который длится уже год. При этом, внимательно рассматривая весь конфликт, очень хочется применить определение «рейдерский захват», очень уж напоминают многоходовки перехода компании к новым владельцам не самые честные методы из 90-х годов. При этом, пока господин Струков занят шахматными комбинациями по переделу собственников «Петропавловска», другие его активы испытывают довольно серьезные проблемы.
В традициях 90-х
Читайте также: Натан Винер разваливает холдинг “Щелково Агрохим”
Золотодобывающую компанию «Петропавловск» можно считать очень лакомым пирогом. Только одна из ее дочек – АО «Покровский рудник» – из года в год показывает стабильный рост доходов. Только в прошлом 2020 году «Покровский рудник» выручил 38 млрд рублей выручки и 5,2 млрд прибыли.
А вот другая компания, входящая в структуру ГК Петропавловск – «Албынский рудник».
Доход ниже, зато хорошая тенденция роста выручки. Такой актив явно мог приглянуться многим. Что и произошло.
Известно, что основателями компании, входящей в пятерку крупнейших российских золотодобытчиков, были Павел Масловский и его британский партнер Питер Хамбро. Партнеры вели бизнес с увлечением и любовью к своему делу. А смена руководства была стремительной и похожей на агрессивную атаку. Началось все с того, что в феврале 22,37% акций компании приобрел миллиардер Константин Струков, владелец другой золотодобывающей компании «Южуралзолото».
А 30 июня совет директоров «Петропавловска» неожиданно встал на дыбы и не утвердил команду действующих топ-менеджеров.
Основатель компании заявил, что, очевидно, здесь имел место быть сговор акционеров, который был устроен, чтобы получить полный контроль над компанией. Под подозрение учредителя в первую очередь попал господин Струков, который, по его мнению, и срежиссировал атаку. Но уже 10 августа Масловского вновь не утвердили в должности генерального директора, более того, основатель компании даже не вошел в совет директоров.
И 17 августа, спустя всего одну неделю – уж замуж невтерпеж – акционеры проголосовали за кандидатуру и.о. главного исполнительного директора Максима Мещерякова, о котором известно, что он является выходцем из фонда Bonum Capital – акционера «Петропавловска». Масловский же, успешный вчера бизнесмен, влиятельный учредитель богатейшей компании через некоторое время стал фигурантом уголовного дела.
При этом преследование директора было обставлено в лучших традициях 90-х. В московский офис «Покровского рудника» ворвались крепкие мужчины, которые парализовали работу сотрудников и уничтожили базу данных, юридическую и бухгалтерскую документацию. Эту информацию изложил сайт «Амур.Инфо».
Такое бесцеремонное вмешательство в жизнь компании, конечно, было расценено как силовой захват. При этом, как тогда говорили, руководил операцией свежеиспеченный и.о.гендиректора господин Мещеряков.
В итоге конфликт плавно перетек в уголовное дело, фигурантом стал Мещеряков, якобы участвовавший в «налете» на офис компании. В октябре Следственный комитет начал расследование этого инцидента, квалифицировав его как статью 330 УК РФ – «Самоуправство». Об этом писал Forbes. Но в итоге дело… закрыли.
Не так повезло скинутому накануне Масловскому. Спустя еще несколько месяцев – в декабре 2020 года уголовное дело было возбуждено уже против него. Его обвинили в хищении средств у «Покровского рудника».
После этого совет директоров назначил нового генерального директора, чья кандидатура не может не вызывать изумления. В кресло директора сел Денис Александров, которого представили как «опытного руководителя с хорошим послужным списком». При этом Александров с 2016 по 2020 год – практически вплоть до своего назначения – трудился у одного из ключевых конкурентов «Петропавловска» — добытчика золота Highland Gold Mining Limited. Однако куда более показательным может быть предыдущее место его работы – в компании А1, которая специализируется на корпоративных конфликтах, в адрес которой со стороны недоброжелателей не раз звучали упреки в недружественных поглощениях. Интересную команду набрал Струков.
К слову, Максим Мещеряков, начавший свой карьерный путь со скандала, тоже остался работать в компании.
Струков и КО
Такой дерзкий передел в одной из самых прибыльных золотодобывающих компаний России произошел буквально на глазах всей страны. В течение года семья Струковых стала владельцем блокирующего пакета акций, а основатель компании обзавелся уголовным делом.
Однако, пока Константин Струков увлеченно занимался перестановкой фигур в «Петропавловске», его собственные активы находились в глубоком экономическом кризисе и больших проблемах. Так, в разгар корпоративного конфликта, один из самых богатых людей России столкнулся с претензиями налоговых органов, которые заявили о его миллиардных долгах в Кемеровской и Челябинской областях. Арест был наложен на деньги и имущество самого Струкова, а также его дочери Евгении Кузнецовой.
Помимо проблем с налоговой, уже долгое время продолжается спор господина Струкова с экологами. Так, в мае этого года кассационный суд отправил на пересмотр решение о стройке центра хирургии в бору. Изменение границ городского бора поддержали депутаты местного Заксобрания, среди которых был и господин Струков. Грядущая вырубка бора ужаснула экоактивистов, которые заподозрили депутатов в ангажированности и преследовании своих интересов. Масла в огонь подлил Струков, который предложил вместо пышного бора, любимого места горожан посадить крупномеры. Об этом пишет «74.ру».
Отношения экоактивистов и Струкова – это, кстати, отдельная песня. Деятельность Константина Струкова по рекультивации Коркинского угольного разреза удостоилась даже создания экологической организации «Стоп ГОК». Кстати, любопытно, что финансировать экоактивистов может сам господин Струков – так, предполагают журналисты «Федерал Пресс», он может добиваться увеличения затрат со стороны РМК.
Учитывая весьма агрессивный характер ведения бизнеса господина Струкова и его любовь к комбинациям, такая многоходовочка вполне в его духе.