«Ловушка» для Махлаев

«Ловушка» для Махлаев

Корпоративный конфликт вокруг АО «Корпорация Тольяттиазот» близок к завершению, но мотивы Дмитрия Мазепина могут быть далеки от восстановления законности и возмещения ущерба?

Как передаёт корреспондент The Moscow Post в Самарской области, Арбитражный суд региона принял к производству заявление о признании банкротом бенефициара ПАО «Тольяттиазот» Сергея Махлая. Заявление подал миноритарий ТоАЗа «Уралхим» предпринимателя Дмитрия Мазепина, также владеющего одним из крупнейших калийных предприятий в мире «Уралкалий».

Корпоративные конфликт между миноритарием в лице «Уралхима» Мазепина и сыном и отцом Махлаями продолжается уже несколько лет. Сам Сергей Махлай, ранее занимавший пост Председателя Совета директоров ТоАЗ, уже давно живет в США.

Сумма предъявленных требований составила более 87 млрд рублей, из которых 10,3 млрд. рублей должны пойти на возмещение ущерба «Уралхиму», и 77,3 млрд. рублей – «Тольяттиазоту». При этом «Уралхим» выступает единственным надлежащим взыскателем долга в пользу «Тольяттиазота».

Основанием для подачи иска в суд стал приговор Комсомольского районного суда Тольятти, вынесенный в июле 2019 года. Согласно нему, Сергей Махлай, его отец Владимир Махлай, а также еще ряд фигурантов, среди которых и бывший гендиректор ТоАЗ Евгений Королев были признаны виновными в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Об этом писал РБК.

Читайте также: Московские полицейские начали проверку мигрантов после драки в Кузьминках

Сергей Махлай

Как установило следствие, указанные лица в 2009-2011 годах продавали продукцию предприятия по ценам ниже рыночных на 20-40%. Продажей занималась компания Nitrochem Distributions AG по эксклюзивному договору, а затем перепродавала продукцию по рыночным ценам. Получившуюся разницу выводила на счета совладельцев ТоАЗ. Соответственно, сам ТоАЗ и его миноритарий «Уралхим» оказались в статусе потерпевших.

В итоге Владимира Махлая, который считался «старшим» собственником в связке с сыном, приговорили к 9 годам лишения свободу, его сына Сергея и экс-гендиректора Евгения Королева — к девяти и восьми с половиной лет соответственно.

«Достать» Махлаев

Махлаи давно уже живу в США, и возвращаться в Россию не намерены. Между тем, на рынке давно бытует мнение, что уголовное преследование Махлаев может быть фиктивным и связанным с желанием собственника «Уралхима» получить полный контроль над предприятием. Даже несмотря на вступивший в силу приговор суда недоброжелатели Мазепина пытаются представить его чуть ли не рейдером, жаждущим монополизировать рынок.

Всё дело в том, что ТоАЗ остаётся одним из немногих химических предприятий, которые находятся вне контроля других крупных игроков рынка. Таковым можно считать Дмитрия Мазепина, который все последние годы скупал подобные производства.

Владимир Махлая — классический представитель «красных директоров», который долгие годы жизни отдал работе на предприятии, а затем смог получить часть его долей в собственность.

Сейчас всё имущество «Тольяттиазота» находится под арестом, как и имущество, принадлежащее ПАО «Трансаммиак» (последним владеют те же собственники), в качестве обеспечительной меры.

В случае, если банкротный иск удовлетворят, в пользу «Уралхима» должны быть взысканы доли Махлаев в ТоАЗ и другое имущество. Ранее Владимир Махлай владел 70% ТоАЗ. Сегодня эти доли распылены в ряде офшоров, которые, как считается, он же и контролирует. То есть Мазепин получит контроль над предприятием, впрочем, достать акции из офшоров будет непросто.

Владимир Махлая посвятил ТоАЗ почти всю жизнь, но был вынужден уехать из России

У самих Махлаев нет никаких сомнений по поводу подоплёки ситуации. Заявление в полицию о возможных преступлениях Махлая, в результате которых его приговорили к заключению, был подан именно «Уралхимом». Но это было уже не в первый раз.

Ранее «Уралхим» уже принял ряд попыток возбуждения дел в отношении собственников и управленцев ТоАЗ по различным поводам, но все они закончились безуспешно. В связи с этим Сергей Махлай обвинил миноритарного акционера в попытке рейдерского захвата, об этом пишет «Коммерсант».

Международное «признание»

Вся история началась еще в 2008 году, когда «Уралхим» Мазепина стал владельцем доли в 10% ТоАЗ, выкупив её у Виктора Вексельберга. После этого началось нечто странное. Уралхим стал запрашивать у ТоАЗ самые разные документы, касающиеся деятельности и управления. Тогда многие посчитали, что компания ищет лазейку, чтобы предъявить претензии мажоритарным собственником.

Гендиректор компании Евгений Королев этому противился — часть документов предоставить отказался. Это было использовано как повод для обращения в суд. Только в течение одного 2008 года «Уралхим» подал 17 исков к ТоАЗ, что может свидетельствовать о нежелании разрешить противоречия мирным путем. Заявление же по признакам мошенничества в отношении руководства компании было подано в 2011 году.

Ситуация быстро вышла на международный уровень. Махлаи отвечали исками в международные суды. В январе 2019 года Высокий суд Ирландии вынес решение по иску трёх компаний, владеющих порядка 70% долей «Тольяттиазота» (те самые «махлаевские» доли).

Ответчиками выступали одиннадцать связанных с компанией лиц, включая самого Дмитрия Мазепина и его структуры. Их признали виновными в создании преступного сообщества, рейдерском захвате и нанесении ущерба ТоАЗу. Об этом пишет издание «Регнум».

В числе прочих исков судья Высокого суда Ирландии Дэвид Барнивиль удовлетворил иск в отношении Евгения Седыкина. Этого пожилого человека обязали возместить ущерб за возбуждение неправомерных судебных разбирательств и организацию преступной группы с целью мошенничества в отношении ТоАЗа.

Соответствующее решение вынесено в отношении офшорной компании Belport Ltd. Как пишет издание «Регнум», компания аффилирована с «Уралхимом» Дмитрия Мазепина, и может являться его «кошельком». По решению суда активы Евгения Седыкина и этой компании на $78 млн были заморожены.

Напомним, что Седыкин — миноритарный акционер «Тольяттиазота», который ранее был осуждён в России. Об этом деле писал «Коммерсант». Следствие установило, что в ноябре 2015 года Седыкин провел ряд фиктивных собраний акционеров ТоАЗа, на основании решений которых были внесены изменения в ЕГРЮЛ о назначении нового состава руководства предприятия.

Недоброжелатели до сих пор распространяют слухи, якобы Седыкин мог действовать в интересах Дмитрия Мазепина, пытаясь с помощью фиктивных собраний отстранить Махлаев от руководства структурой. Похоже на классическую (но не сработавшую) схему рейдерского захвата.

В конце 2017 года на ТоАЗе внезапно нашли оружие и взрывчатку. В январе 2018 года по этому делу арестовали бывшего руководителя охраны Бориса Березовского — Сергея Соколова, руководителя информационного центра «Аналитика и бизнес» Руслана Мильченко и экс-главу службы безопасности ПАО «Тольяттиазот».

По версии следствия, с помощью сообщников они подбросили оружие и взрывчатку на территорию ТоАЗа, чтобы скомпрометировать руководство предприятия. Об этом также писал «Коммерсант». Молва вновь попыталась приписать это Мазепину.

В этой связи крайне интересы документы, которые были представлены в Сети как бумаги международных юристов, ведущих дело ТоАЗа против Мазепина и его структур. Следствие пыталось добиться экстрадиции Евгения Королёва, который на тот момент находился в Великобритании.

В бумагах, утекших в сеть, говорится, что судья Главного магистрата Англии и Уэльса при рассмотрении запроса РФ в Соединенное Королевство на экстрадицию г-на Королева охарактеризовала Мазепина, как «корпоративного рейдера», желающего поглотить ТоАЗ.

Из документов также становится ясно, что дальнейшие судебные разбирательства могут пройти в США, где должны вестись в соответствии с законом о противодействии рэкету и коррупции (RICO). В них могут быть втянуты множество физических и юридических лиц, включая самого Дмитрия Мазепина, его «Уралхим», «Уралкалий», «Гипсомолимер», и других.

Разумеется, подлинность этих документов нуждается в подтверждении. Но не слишком уж много совпадений в ситуации с ТоАЗ? Многочисленные иски прямо со старта, попытка получить финансовые документы компании, затем странный гражданин Седыкин, взрывчатка на территории завода. А затем уж, словно последний довод королей, и уголовное дело против Махлаев.

Сейчас дело снова за решением суда, который должен признать или не признать Сергея Махлая банкротом. Однако пусть каждый на основании вышеизложенного самостоятельно делает выводы о мотивах «Уралхима» и его очень небедного хозяина.

 

 
Сообщают Скандалы