«Об С-400 не жалеем». Эрдоган сделал выбор между Байденом и Путиным


Настало время подвести ставшие достоянием гласности итоги состоявшихся в среду переговоров президентов России и Турции в Сочи, которые прошли в формате "один на один" с участием переводчиков. Хотя Реджепа Тайипа Эрдогана сопровождали в ходе его очередного визита к "дорогому другу" Владимиру Путину очень серьёзные люди – глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан, официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын и глава президентского управления по связям с общественностью Фахреттин Алтун.


Поскольку никаких официальных заявлений и подписания документов изначально не планировалось и их не было, первая за полтора года очная встреча лидеров России и Турции носила зондажный характер. Её задача для Путина и Эрдогана заключалась в том, чтобы обозначить и попытаться в целом согласовать самые принципиальные позиции, оставив детали на доработку своим сотрудникам. Это облегчалось тем, что Россия и Турция получают от двусторонних отношений взаимную выгоду, которая перевешивает все наши традиционные разногласия.
Тот факт, что Эрдоган приехал к Путину, уже говорил о том, что они вряд ли разругаются на сочинской встрече, и на ней будет достигнуто продвижение вперёд, даже если мы не сразу узнаем, в каких вопросах. Так писал Царьград. Так и произошло.
Провожая Эрдогана после завершения переговоров, которые продолжались почти три часа, Путин сказал: «Очень было полезно и содержательно». По дороге домой турецкий гость назвал их «продуктивными».

Что сказал Путин

Это слово употребил и Путин, когда сказал о том, что ведомства России и Турции научились находить взаимовыгодные компромиссы: «Переговоры идут иногда непросто, но с окончательным позитивным результатом». Все крупные проекты идут «по плану», подчеркнул президент России, «продолжают расти инвестиции».
У нас накопленных турецких инвестиций – 1,5 миллиарда долларов, а российских в экономику Турции – 6,5 миллиарда,
– добавил Путин. Он выразил особое удовлетворение тем, что
… в полном объёме запущен и работает «Турецкий поток», который выгоден и России, и Турции, и другим получателям русского газа в Европе. Это особенно хорошо видно сейчас, когда мы наблюдаем достаточно сложные турбулентные процессы на европейском газовом рынке.
Упомянул Путин и о продолжении работ по возведению атомной электростанции «Аккую» в Турции силами русских специалистов.
Наш президент отметил также «достаточно успешное» сотрудничество России с Турцией по международным вопросам, назвав конкретно Сирию, Ливию и Закавказье. Особенно полно Путин высказался о Карабахе:
Активно действует российско-турецкий центр по контролю за прекращением огня на границе между Азербайджаном и Арменией. Это сотрудничество является серьёзной гарантией стабильности и согласования позиций сторон по дальнейшим шагам, направленным на примирение.
Всё это было сказано Путиным до начала переговоров двух президентов. Таким образом, он обозначил круг предстоящих к обсуждению тем.

Что сказал Эрдоган

Президент Турции, назвавший Путина «дорогим другом», с которым он рад провести встречу «лицом к лицу», выразил уверенность, что укрепление и развитие отношений Москвы и Анкары «принесёт большую пользу» обеим странам. Он поблагодарил Россию за помощь в борьбе с лесными пожарами в Турции, в ходе которой «героически погибли ваши и наши граждане». Вновь выразив соболезнование погибшим при этом русским лётчикам, Эрдоган сказал:
Друзья действительно познаются в беде.
Подтвердив, что строительство Росатомом АЭС «Аккую» «идёт по плану» и что её первый блок войдёт в строй в следующем году, Эрдоган перешёл к теме Ближнего Востока, сказав ключевую фразу:
Наши совместные шаги в Сирии имеют большое значение. Мир в этом регионе зависит от российско-турецких отношений.
В день сочинской встречи президентов двух стран в газете The New York Times было опубликовано интервью Эрдогана, в котором он заявил, что совершенно не жалеет, несмотря на месть Вашингтона, что Турция закупила у России ЗРС С-400.
Мы укрепляем свою оборону так, как считаем нужным,
– сказал он. Понятно, что эта тема фигурировала и в Сочи, поскольку Турция, по сообщениям, хотела бы продолжить закупки С-400.

Что с того?

Как видим, информации о переговорах президентов двух стран, немного. Отношения между Россией и Турцией очень персонифицированы. Многие вопросы носят крайне чувствительный характер, поэтому отсутствие подробностей вполне оправдано.
Фактически Путин и Эрдоган в Сочи договорились и далее договариваться. А о чём и как – покажут время и события в сферах, которые упоминались выше.
Особое внимание следует проявить к Сирии, где Москва активно помогает Дамаску, своему старому союзнику. Там – самый тугой клубок противоречий между Россией и Турцией. Но и он будет постепенно рассасываться, особенно благодаря подвижкам в других областях многогранного русско-турецкого сотрудничества. Турция, например, уже помогает России поставлять газ в Европу в обход Украины, через «Турецкий поток». В Ливии также есть пространство для компромисса. Поэтому ждём новых встреч «дорогих друзей». Обмениваться комплиментами и получать выгоду лучше, чем воевать.

Новости РУ