В «Комитете против пыток» завершили расследование смерти журналистки Ирины Славиной
В «Комитете против пыток» завершили общественное расследование акта самосожжения журналистки Ирины Славиной и планируют добиваться возбуждения уголовного дела.
Правозащитники пришли к выводу, что Славина «долгое время подвергалась организованному давлению должностных лиц».
«Собранная информация не позволяет говорить о доведении Ирины до самоубийства. Однако материалы указывают на возможное наличие в действиях должностных лиц ГУ МВД России по Нижегородской области и прокуратуры Нижнего Новгорода признаков преступлений, предусмотренных статьями 144, 285, 286 УК, а это: воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий», – сообщили в «Комитете против пыток».
«Итоги общественного расследования не оставляют никаких сомнений в том, что давление на журналистку было неплохо организовано. Подготовка и утверждение рапортов и постановлений по публикациям Ирины Славиной были поставлены на поток. Очевидно, что без отмашки сверху этого бы не было. СМИ Славиной Koza.Press было популярно в интернете, а ее яркие публикации поднимали слишком неудобные вопросы», – отмечает юрист «Комитета против пыток» Сергей Шунин.
Читайте также: СПЧ призвал Белоруссию освободить журналиста «Комсомольской правды»
Второго октября 2020 года главный редактор нижегородского издания Koza.Press Ирина Славина совершила акт самосожжения возле здания регионального управления МВД, написав незадолго до этого на своей странице в фейсбуке: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию». Накануне самоубийства у журналистки прошел обыск по делу об участии в деятельности «нежелательной организации». В ходе обыска у Славиной изъяли все электронные устройства, личные вещи, документы, блокноты с записями, ноутбук дочери, телефон мужа. «Я осталась без средств производства», – написала журналистка, отметив, что никакого отношения к «Открытой России» никогда не имела.
Шестого июня 2021 года прокуратура Нижегородской области признала законным обыск у Славиной, после которого она совершила самосожжение. В опубликованном документе говорится, что обыск был проведен по ходатайству следователя с разрешения суда. Кроме того, законным также признали штраф об участии в деятельности «нежелательной организации», который Славина получила в 2019 году.
СК трижды отказывал в возбуждении уголовного дела о доведении до самоубийства. Первый раз СК сослался на возможное «смешанное расстройство личности» у журналистки, второй раз ведомство решило, что суицид стал результатом «внутренней переработки, осознанного желания уйти из жизни», третий раз следователи сослались на экспертов, которые посчитали, что самосожжение журналистки – «это своеобразная манипуляция обществом».