«Офшорные» миллиарды нефтяника Худайнатова

«Офшорные» миллиарды нефтяника Худайнатова

Как «друг Сечина» участвует в «оптимизации активов» «Роснефти»

Арбитражным судом ХМАО приняты к рассмотрению сразу три иска регионального Природнадзора к АО «ННК — Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие», входящему в «ННК-Групп» олигарха Эдуарда Худайнатова. Ведомство намерено взыскать с ответчика в общей сложности свыше 7 млн рублей за нарушение природоохранного законодательства. Владелец «ННК-Групп» входит в близкое окружение главы «Роснефти» Игоря Сечина. Более того, в 2012 году Сечин сменил Худайнатова на посту президента нефтяного гиганта. Давнее знакомство и взаимное доверие стали причиной того, что в результате инициированной Сечиным в 2020 году «оптимизации портфеля активов» «Роснефти», под контроль Худайнатова одна за другой перешли такие бывшие структуры госкомпании, как «РН-Северная нефть»,«Сахалинморнефтегаз», «Самаранефть»,«Корпорация Югранефть» и др. В декабре 2020-го «ННК-Групп» были переданы «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (сегодня — АО «ННК-НПП») и«Варьеганнефтегаз». Взамен «Роснефть» получила Пайяхское месторождение, рассматривавшееся Сечиным как ключевой актив масштабного проекта «Восток Ойл». В СМИ неоднократно подчеркивалось, что Худайнатов действует не как самостоятельная фигура, а в качестве неофициального представителя интересов главы «Роснефти». Переводу активов госкомпании под контроль«ННК-Групп» предшествовало исключение холдинга из санкционного списка США, что освобождало Худайнатова от западных экономических ограничений. Именно этим обстоятельством объяснялось формальное владением им двумя элитными яхтами — «Шахерезада» и «Amadea», получившими известность как «яхта Путина» и «яхта Керимова», недавно арестованными в Италии и США. Кроме того, на счета аффилированных с Худайнатовым многочисленных офшоров могли выводиться «нефтяные миллиарды» из убыточных структур «ННК-Групп», в том числе, находившихся ранее под контролем «Роснефти».

Компании Худайнатова предъявили миллионы

На рассмотрение Арбитражного суда ХМАО-Югры приняты несколько заявлений регионального Природнадзора к АО «ННК — Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (АО «ННК-НПП»). Компаниявходит в структуру «ННК-Групп» Эдуарда Худайнатова, считающегося бизнесменом из близкого окружения главы «Роснефти» Сергея Чемезова.

Подробности исков не раскрываются, но как сообщает издание «Правда УрФО», речь идет о возмещении ущерба, причиненного нарушениями природоохранного законодательства. Самый крупный размер исковых требований составляет 4,1 млн рублей. В двух других заявлениях фигурируют суммы в 2,6 миллионаи 843,6 тыс. рублей. Судебные заседания назначены на 28 сентября и 5 октября; до этого времени ответчик должен предоставить мотивированные отзывы на заявления.

Читайте также: Григорий Березкин и его «партия» с «кошельком» Шувалова

Заметим, что структуры «ННК-Групп» в ХМАО уже не раз оказывались в центре внимания СМИ в связи с судебными разбирательствами. Например, на сегодняшний день в городском суде Нижневартовска продолжается рассмотрение уголовного дела бывшего гендиректора ПАО «Варьеганнефтегаз» (сегодня — ПАО «ННК — Варьеганнефтегаз») Игоря Онешко, обвиняемого в коммерческом подкупе. Кроме того, в разное время Онешко руководил ООО «Северо-Варьеганское», также входящим в структуру холдинга Худайнатова, и уже упоминавшимся выше «Нижневартовским нефтегазодобывающим предприятием». Бывшему топ-менеджеру инкриминируется получение имущественных взяток в общей сложности на 6 млн рублей от представителей компаний, получавших подряды на выполнение работ по бурению.

Фигурантом другого дела о коммерческом подкупе и мошенничестве, расследование которого завершилось в июне прошлого года, стал бывший замначальника управления добычи нефти и газа все того же ПАО «Варьеганнефтегаз». Как сообщало информационное агентство «URA.Ru», он не только получил взятки в 4,5 млн рублей за содействие в получении контракта на ремонт и техническое обслуживание нефтепровода, но также похитил и продал принадлежавшие предприятию отбракованные насосные штанги стоимостью 400 тыс. рублей.

«Аукцион невиданной щедрости» от Игоря Сечина

Заметим, что до вхождения в структуру «ННК-Групп»«Варьеганнефтегаз» и «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» входили в контур «Роснефти» и были переданы Худайнатову в декабре 2020 года в обмен на Пайяхское месторождение, которое рассматривалось Игорем Сечиным как ключевой актив масштабного проекта «Восток Ойл». По оценкам «Коммерсанта», стоимость переданных активов могла составлять порядка 4 млрд долларов; ННК предстояло увеличить добычу в шесть раз — до 12 млн тонн, что делало ее одной из крупнейших частных нефтяных компаний в России.

И это были далеко не единственные активы «Роснефти», перешедшие под контроль ННК. Так, прошлой осенью «ННК-Ойл» стала 100%-м владельцем компаний «РН-Северная нефть»,«Сахалинморнефтегаз»,«Оренбург-нефть»,«Няганьнефть»,«РН-СахалинНИПИморнефть», сервисных предприятий «Сахалин-транспорт»,«Сахалин-бурение»,«Сахалин-ремонт НПО» и «Сахалин-сервис».

Кроме того, «ННК-Ойл» стала собственником ООО «Самаранефть», на которое предварительно были переведены лицензии на 42 участка в Самарской области для разведки и добычи полезных ископаемых. Кроме того, ННК получила 50%-ю долю в «Томскнефти», вторым акционером которой является «Газпром нефть». Незадолго до этого из капитала компании вышла «Роснефть». На «Томскнефть» оформлены 32 лицензии на изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, в том числе 25 — на добычу нефти и газа на месторождениях Томской области, 7 — на право пользования недрами в ХМАО.

В минувшем феврале уже знакомое нам АО«ННК-НПП» установило контроль над АО «Корпорация Югранефть», ранее принадлежавшим АО «РН-Холдинг» — структуре «Роснефти». По информации «Интерфакса», объем добытых Корпорацией в 2021 году нефти и газового конденсата составил 87,5 тыс. тонн. То есть, в руки Худайнатова перешел очередной перспективный актив. Спрашивается, что за «аукцион невиданной щедрости» устроил Сечин? В находящейся под его управлением госкомпании сделки официально объясняли «оптимизацией портфеля», в рамках которой «истощенные активы» будут замещены «более качественными». Одновременно продолжался процесс пополнения ресурсной базы проекта «Восток Ойл».

«Наемный топ-менеджер с миллиардами в кармане»

Вот только складывается впечатление, что заявленная Сечиным «оптимизация» проводится в интересах конкретного лица, а именно владельца «ННК-Групп» Эдуарда Худайнатова, которого в СМИ называют не иначе, как «правой рукой» и «близким другом» главы «Роснефти». Причем неоднократно высказывалось мнение, что первый может действовать в интересах второго. То есть, активы нефтяного гиганта с подачи Сечина переходят в частные руки не случайно, а с далеко идущим прицелом дальнейшего совместного извлечения прибыли?

Напомним, что Худайнатов в 2010-2012 гг. занимал пост президента «Роснефти», но затем уступил его близко знакомому с главой государства Сечину, а сам начал создание собственной «империи» — «Независимой нефтегазовой компании» (ННК). «Он был известен как наемный топ-менеджер и вдруг в одно мгновение становится собственником, да еще и с миллиардами в кармане»,- рассказывал «Forbes» один из бывших коллег Худайнатова.

Спрашивается, «откуда дровишки»? Но, как говорится, дальше — больше. И хотя имя нефтяного магната отсутствует в рейтингах российских миллиардеров, он фигурирует в числе «самых влиятельных людей ХМАО» в качестве одного из «нефтяных генералов региона».

В 2017 году ННК была включена в санкционный список США в связи с подписанием контракта на поставки нефтепродуктов в Северную Корею, а также подозрениями в участии в схемах по обходу КНДР западных санкций. Но в марте 2020-го все экономические ограничения с ННК и ее «дочерней» структуры «Приморскнефтепродукт» оказались сняты: в американском Минфине пришли к выводу, что холдинг прекратил сомнительные экспортные операции.

По странному совпадению, вскоре в «Роснефти» началась «оптимизация портфеля» и активы госкомпании ускоренными темпами стали один за другим переходить в под контроль «ННК-Групп». Но если тандем «Сечин-Худайнатов» и старался не упустить удачный шанс, то недолго: в минувшем июне Евросоюз ввел в отношении владельца ННК персональные санкции, аргументировав принятое решение его участием в крупных сделках с «Роснефтью» и тесными контактами с российским политическим руководством.

Элитные яхты и вилла «с проклятием»

В минувшем мае СМИ сообщили об аресте в Италии элитной шестипалубной яхты «Шахерезада», находившейся на ремонте в портуМарина-ди-Каррара, стоимость которой оценивается в 700 млн долларов. Итальянские власти не называли владельца судна, однако в прессе появились публикации, согласно которым таковым может являться Владимир Путин. Тем не менее, журналисты «Bloomberg» смогли выяснить имя собственника дорогостоящего актива: оказалось, что «яхта Путина», через зарегистрированный на Маршалловых островах офшор «Bielor Asset Ltd» и его «материнскую» структуру «KPM Consulting Ltd», принадлежит «человеку Сечина» — бизнесмену Худайнатову.

С ним связывали еще одну дорогостоящую суперъяхту -«Amadea», стоимостью 300 млн долларов, в июне арестованную в территориальных водах Фиджи и переданную США. Владельцем яхты неоднократно называли другого российского олигарха — Сулеймана Керимова. Между тем, по информации «Bloomberg»,формально судно было оформлено на офшорную компанию «Millemarin Investments Ltd» — «дочку» зарегистрированной на Британских Виргинских островах «Invest International Finance Ltd», которая через швейцарскую «Boltenko Trust AG» аффилирована с «September Trust», «экономическим учредителем» которого называют Худайнатова.

В западных СМИ высказывалось предположение, что бизнесмен может банально использоваться как «чистый», то есть, не находящийся под санкциями, подставной владелец, скрывающий настоящих бенефициаров элитных яхт. Если это действительно так, то очередной пакет западных санкций поставил дальнейшую реализацию офшорных схем под угрозу.

Кстати, неизвестной остается судьба итальянской виллы «Altachiara», построенной в 70-х гг. XIXвека и купленной Худайнатовым в 2015 году за 25 млн евро. В ее приобретении также был задействован офшор — «прописанная» на Кипре компания «Miasdor Investments».

Вилла расположена в городке Портофино, в провинции Генуя. Ее площадь составляет 1 тыс. кв метров; к домовладению примыкает парк в 3 гектара, также имеется вертолетная площадка. Среди местного населения «Altachiara» пользуется дурной славой из-за загадочных смертей нескольких прежних владельцев. Принадлежит ли она до сих пор российскому олигарху и не была ли арестована в рамках санкций — не сообщается.

Причина убытков — «офшорная схема»?

Офшорные связи Худайнатовавызывают много вопросов, связанных с финансовыми показателями целого ряда предприятий, входящих в структуру «ННК-Групп». Например, в 2021 году АО «ННК-Ойл» задекларировало мизерную выручку в размере 80 тыс. рублей, убытки в 25,3 миллиона и отрицательную стоимость активов — «минус» 6,4 миллиарда. Показательно, что «в минус» компания работает годами, при этом имея портфель госконтрактов, превышающий 41,9 млрд рублей.

Убыточным является и находящееся в процессе реорганизации ООО «ННК — Сахалинморнефтегаз»; за тот же 2021 год при выручке в 4,6 млрд рублей, его убытки составили 4,9 миллиарда. Складывается впечатление, что после смены владельца (напомним, таковым ранее являлась «Роснефть»), из предприятия усиленно выводятся денежные средства.«ННК-Групп» и Эдуард Худайнатов являются совладельцами еще одного убыточного актива — ООО «ННК — Развитие», по итогам прошлого года, не имевшег о выручки и сработавшего «в минус» на 31,8 млн рублей.

Информация о сегодняшних владельцах некоторых убыточных предприятий в открытых источниках отсутствует, а в числе бывших учредителей фигурируют офшорные структуры. Так, до января 2022 года соучредителем АО «Независимая Нефтегазовая компания» выступало имеющее швейцарскую прописку Акционерное общество «Винкор». В 2020 году убытки компании составили 9,7 млрд рублей при выручке в 159,6 миллиарда. Единственным владельцем АО «ННК — Гаваньбункер» до декабря являлся кипрский офшор «Восток Ойл/Сайпрус/Лимитед». Прошлогодние финансовые показатели предприятия говорят сами за себя: выручка — 573,7 млн рублей, убытки — 24,5 миллиона.

Не «растворялись» ли на зарубежных счетах нефтяные миллиарды компаний бывшего до недавнего времени «чистым» от санкций олигарха, а заодно и его «близкого друга» и делового партнера из «Роснефти»? Вот только учитывая «сплетенную» Худайнатовым офшорную «паутину», вполне возможно, что «схема» все еще продолжает работать.

 
Сообщают Скандалы