На потоках. Кто такой Геннадий Москаль на самом деле



На потоках. Кто такой Геннадий Москаль на самом деле

Контрабанда в зоне АТО Луганской области – это сотни миллионов гривен в год. Контрабанда на Закарпатье – не меньше. И оба региона связывает одна фамилия – Москаль

Правдоруб «из народа», обычный сельский дядька, патриот, который и матом может послать, и кукиш сепаратисту скрутить, и с опасными бандитами разобраться – генерал-лейтенант милиции Геннадий Москаль десятилетиями создавал для себя такой имидж.

Но за тщательно выстроенным образом деревенского простачка кроется хитрый, расчетливый, злопамятный и мстительный функционер с генеральскими погонами – продукт карательной милицейской системы, а также большой почитатель президентства Кучмы, ловко лавирующий между политическими группировками.

Во многом благодаря этому умению он смог «пересидеть» трех президентов – Кучму, Ющенко и Януковича. А также обзавестись тремя квартирами, одна из которых находится в Румынии, и солидным состоянием, скрытым от любопытных глаз в активах жены.

Заслуженный юрист Украины и кандидат юридических наук Москаль игнорирует требования закона декларировать имущество членов семьи, даже если они не живут вместе. Ни в одной его электронной декларации нет упоминаний о его супруге, хотя генерал подтверждает, что женат и супруга живет в Черновцах.

О благосостоянии генеральской жены можно судить лишь косвенно: в ноябре 2013 года черновицкую квартиру Москаля обокрали. Среди украденного имущества упоминали шубу и драгоценности супруги. Говорят, она очень состоятельная женщина.

Сейчас этот «политик сельского уровня», как он сам себя называет, отлично себя чувствует при Порошенко, умело лавируя между интересами нужных ему людей из «Народного фронта» и окружением президента.

Последние годы фамилия его чаще всего фигурирует в привязке к слову «контрабанда», где бы он ни работал – будь то в зоне АТО или в Закарпатье, где Москаль трудится главой обладминистрации.

Кстати, несмотря на тяжкую ношу упомянутой должности, о чем Москаль постоянно говорит, он попросил Порошенко оставить его на этом посту после достижения пенсионного возраста 65 лет. Что президент и сделал – до 2019 года должность Москалю обеспечена.

UA1 открывает секреты чиновничьего долгожительства Геннадия Москаля, который остается на плаву независимо от смены политических ориентиров, команд и декларируемых целей.

Долгая дорога в АТО

Люди, работавшие с Москалем во времена Кучмы, говорят, что Геннадий Геннадиевич всегда старался быть как можно ближе к первым лицам государства и влиятельным чиновникам.

При этом он был непереборчив: одним из людей, на которых равнялся Москаль, был министр внутренних дел Юрий Кравченко, фигурант уголовного дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.

Но даже кумир Геннадия Геннадиевича не всегда выдерживал потоки лести. Рассказывали, что во время одного из визитов Кучмы в Крым в конце девяностых, Кравченко высадил своего заместителя, начальника Главного управления МВД в Крыму Москаля прямо посреди трассы – уж очень тот был навязчив.

К этому же периоду относится обострение борьбы с преступностью на полуострове – достижения на этом фронте Москаль традиционно приписывает лично себе.

Он удачно наладил связи с лидерами двух крупнейших группировок Крыма – «Башмаки» и «Сейлем». С того времени сохранились совместные фото сияющего Москаля с не менее сияющим Рувимом Ароном, крестным отцом «Башмаков».

Рассказывают, что в какой-то момент «Башмаки» стали несговорчивыми, и Москаль, используя их конкурентов из «Сейлема», практически ликвидировал банду. Довольны остались все: Москаль получил лавры победителя кровавой ОПГ, а «Сейлем» избавились от конкурентов.

Кстати, именно в эту группировку входил Сергей Аксенов «Гоблин», ныне глава оккупационной администрации Крыма. По информации Юрия Мешкова, который в 90-х пытался стать президентом Крыма, Аксенов сотрудничал с Москалем.

Как бы там ни было, с победой Оранжевой революции ситуация для Москаля изменилась. После того, как горячо любимый им Юрий Кравченко по официальной версии самоубился двумя выстрелами в голову, Геннадий Генадиевич вдруг очень полюбил новую власть во главе с Виктором Ющенко.

После всех пережитых ужасов кучмизма Москаль продолжил свою карьеру в милиции, а затем стал главой Луганской области и пламенным проводником ющенковских идей в регионе.

Тогда Москаль жаловался на невыносимые условия работы и нещадные гонения со стороны представителей «Партии регионов», которые полностью контролировали Луганщину.

Однако, сразу же после увольнения с этой должности по собственному желанию госслужащий Геннадий Москаль, претерпевший столько притеснений от коварных «регионалов», выкачивающих из Луганской области миллионы долларов черного нала, покупает квартиру в Румынии. Нужно же как-то стресс снимать.

Дальнейшую карьеру генерал связал с политикой – сначала в проекте Луценко «Народная самооборона», который давал ему гарантию прохождения в парламент и депутатскую неприкосновенность, потом под флагом Яценюковского «Фронта змін» с дальнейшим слиянием с «Батькивщиной».

В результате Москаля знали все, и когда в 2014-ом в Администрации Порошенко стал вопрос, кого послать в Луганскую область, посчитали, что лучшей кандидатуры не найти. В «Народном фронте» также были не против. В этом назначении у каждого был свой интерес, и Москаль со своим умением угодить всем, пришелся как нельзя кстати. Тем более, что регион для него был уже знаком.

Потоки контрабанды на десятки миллионов гривен и борьба за контроль над блок-постами на линии разграничения, ознаменовавшаяся не одним громким покушением и убийством – таковы реалии Луганской области времен губернаторства Москаля. И это не наше субъективное мнение – об этом говорят заголовки новостей Луганщины периода 2014-2015 годов.

На потоках

Человек, создавший все то, что сегодня называется Луганской областью, опытный управленец и хозяйственник – так пафосно характеризовал генерала милиции Геннадия Москаля его коллега генерал милиции Анатолий Науменко, начальник Управления МВД в Луганской области. Именно его фамилию связывают с кровавой борьбой за сферы влияния над контрабандными потоками в АТО.

Другое мнение о генерал-губернаторе Луганщины UA1 высказал один из подчиненных Науменко, заместитель командира батальона «Торнадо» Николай Цукур: «Когда вы разговариваете с Москалем, вам кажется, что это в доску свой парень. Он располагает к себе на «ура», матами гнет по-деревенски. Но фактически этот генерал – довольно непростой человек, если коснуться его истории».

Одним из первых шагов Москаля на посту главы Луганской области было налаживание хороших отношений с добробатами, в первую очередь, с «Айдаром».

Все было отлично до тех пор, пока добровольцы не начали задавать вопросы – а что можно провозить через линию разграничения, что считать контрабандой, а что нет, кому идут грузы? Потому что за уплаченную на блок-постах долю малую фуры с алкоголем, продуктами, медикаментами без проблем шастали туда-сюда.

Генерал Москаль по своему обыкновению гнул матерщину и в порыве показного патриотизма распорядился перекрыть движение грузового транспорта через линию разграничения.

Естественно, расценки на блок-постах взлетели в десятки раз. По словам экс-главы Луганской области Георгия Туки, который сменил на этой должности Москаля, речь шла о суммах от 500 млн до 1,5 млрд гривен в год. И контролировать пропуск товаров хотели все – и ВСУ, и местные силовики, и чиновники областной администрации.

«Мы обратились к Москалю, когда пошла контрабанда, – рассказывает UA1 Цукур. – Москаль говорит – это наше имущество, нужно его вывозить, нужно пропускать. Мы спрашиваем, кто встречать будет, кому передавать? А он – вы проверили и отпустили, пусть едут дальше. Нас это насторожило».

Когда вопросы со стороны добровольцев стали слишком навязчивыми, генерал-правдоруб внезапно прозрел: оказывается, его вчерашние товарищи вовсе не патриоты, а мародеры и преступники, которых нужно немедленно разоружить и вывести за пределы вверенной ему области. Но что так сильно задело генерала?

«Москаль, по определенной информации, имел несколько заводов на территории ЛНР вместе с Науменко, – рассказывает UA1 экс-подчиненный Науменко комбат «Торнадо» Руслан Онищенко. – Один завод разливал водку из российского дешевого спирта, эта водка шла на территорию Украины, ею поили всю первую линию бойцов. Также наркота – метадон и амфетамин. Я не был на этих заводах, но я могу это подтвердить тем, что Науменко и Москаль тщательно охраняли завоз водки и метадона на нашу территорию».

Еще одной денежной рекой Луганщины была торговля углем. Преимущество отдавали завозу с оккупированной территории дешевого угля из нелегальных копанок. В то же время оставшиеся на подконтрольной территории шахты простаивали из-за переполненных складов.

«На шахте Горская, на шахте Тошковская лежали горы угля, просто горы, – свидетельствует Цукур. – Шахтеры пяти шахт хотели выйти в Северодонецке и Москалю высказать все в лицо. Речь шла о блокировке поставок с той стороны и пятитысячном митинге. Они боялись, что против них будет задействована милиция, и «Торнадо» гарантировал, что их никто не тронет. Москаль вызвал Матиоса и сказал – сделай что-то с ними (с бойцами «Торнадо» – ред.), потому что они устроят здесь бунт».

При этом генерал-губернатор, как опытный оперативник, старался держаться в стороне от скользких ситуаций, поручая всю черновую работу приближенным чиновникам.

«Я пытался зайти к Москалю, уже был в приемной. Но вышла секретарша и сказала, что говорить он со мной будет только после того, как я поговорю с Науменко. Вот перезвонит Науменко Москалю, тогда он вас и примет. По-другому он не общался», – вспоминает Цукур.

Опасаясь неприятностей, генерал-губернатор действовал исключительно через свое окружение. А оно у него было то еще, и генерал Науменко – не единственный одиозный персонаж.

В марте 2015 года Москаль подписал назначение своим заместителем Михаила Пухтаевича, который у себя на родине, в Житомире, больше известен как Миша Лампочка.

Он находится под следствием уже семь лет за мошенничество с кредитами и незаконную добычу песка. И вряд ли милицейский генерал Москаль, не глядя, подписал такое назначение. Говорили, эти два человека отлично сработались.

Еще одним заместителем Москаля был Юрий Клименко, экс-сотрудник СБУ, которого называли одним из королей контрабанды в зоне АТО. В своих расследованиях его упоминал расстрелянный сотрудник СБУ Андрей Галущенко. Но, несмотря на неоднозначную репутацию Клименко, Москаль после своего увольнения готов был поддержать его кандидатуру на посту главы Луганской области.

Еще один одиозный персонаж, пользовавшийся личным покровительством Москаля, – глава КП Луганская областная «Фармация» Юлиана Яблуновская. Она известна тем, что в оккупированном Луганске организовывала склад медикаментов и курировала выдачу лекарств боевикам. Также за ней вился давний шлейф скандалов с «откатами» и воровством медикаментов.

Москаль взял эту несчастную женщину под свою опеку и из бюджета области оплатил долги аптечной сети «Фармации» – той ее части, которая осталась на оккупированной территории.

Кто знает, в скольких еще аферах всплыла бы фамилия Москаля, если бы на самом пике скандалов его не уволили с должности главы Луганской области. Говорят, это решение в Администрации Порошенко приняли задолго до переброски Москаля в Закарпатье, настолько стало «жарко» на Луганщине.

Имидж власти в этом регионе должен был срочно поправить экс-волонтер Георгий Тука, сменивший Москаля. Вникнув в дела предшественника, Тука наотрез отказывался публично оценивать его деятельность. Хотя близкие к нему люди говорили, что эта оценка была, мягко говоря, не слишком позитивной. Показательно, что одним из первых шагов Туки было увольнение Пухтаевича, заместителя Москаля.

В свою очередь, Москаль не слишком скрывал неприязнь к Туке, сменившему его на такой замечательной должности, о которой он до сих пор вспоминает с легкой грустью. Генерал-губернатора прорвало в декабре 2017-го: он назвал Туку недоразвитым, безграмотным, идиотом и грозился «набить морду».

Примечательно, что отголоски контрабандной темы настигли Москаля и в Закарпатье. В августе 2017 года подозрения в контрабанде сигарет из ОРДЛО, к которой якобы причастен и Москаль, озвучила Надежда Савченко.

Заслуженный юрист Украины Москаль назвал это клеветой и пообещал подать на нардепа в суд, чтобы привлечь к ответственности. Но так этого и не сделал.

И снова контрабанда

По официальной версии президент поставил перед Москалем задачу побороть контрабанду на Закарпатье. Генерал взял под козырек и менее чем через год отчитался – с контрабандой в регионе полностью покончено.

Включая свой любимый образ деревенского простачка, Москаль недоуменно пожимал плечами и вопрошал: а что туда из Украины везти? Нечего. Ну, янтарь. Ну, лес. Так что – нет контрабанды.

А в середине ноября 2017 года силовики провели масштабную спецоперацию по противодействию контрабанде на Закарпатье. Были задействованы 300 человек, бронетехника, вертолеты. Москаль был в шоке.

Через несколько дней он в очередной раз заявил, что контрабанды во вверенном ему регионе нет, а операция силовиков – это очковтирательство. А СМИ, по мнению Москаля, «сделали из Закарпатья Сицилию, а из какого-то сельского вуйка А. Горвата – Аль Капоне».

Для понимания ситуации: упомянутый генералом «сельский вуйко» Аттила Горват, более известный как «Доки», был королем контрабанды, контролировавшим силовиков и чиновников Береговского района Закарпатья.

Он курировал контрабанду наркотиков, сигарет, янтаря и переправку нелегалов. При задержании у этого безобидного «вуйка» обнаружили тепловизор, а при обыске дома – оружие, боеприпасы и горы наличных денег.

Еще одно явление, которое Москаль, по его словам, успешно ликвидировал, – незаконная вырубка леса. В каждом своем интервью, не моргнув глазом, он утверждает, что массовая вырубка – это выдумка. Дескать, пойдет человек ночью в лес, срубит одно-два дерева, и все. И это – несмотря на очевидные факты с фото- и видеоподтверждениями промышленной вырубки ценных пород дерева.

При этом весь бизнес с вырубкой и продажей леса в Закарпатье связывают с правой рукой Яценюка, главой парламентской фракции «Народного фронта» Максимом Бурбаком, земляком Москаля, с которым он в хороших отношениях.

Но кроме торговли лесом и контрабанды через «дыры» в границе Закарпатье славится еще одним источником неучтенных доходов – таможней. На прозрачные намеки о пристальном интересе Москаля к этой сфере, глава области неизменно отвечает: все решает Киев, а таможней заведуют «винницкие», меня туда и близко не подпускают.

Обида Москаля на «винницких», которые вытеснили приближенных к главе области таможенников, была безмерной. Он объявил, что подаст в отставку, если на таможню не вернут его людей. В частности, речь шла об уволенном сотруднике Закарпатской таможни Владимире Колесникове, экс-заместителе начальника Донецкого УБОПа.

Примечательно, что в свое время министр МВД Юрий Луценко лично курировал уголовное дело относительно руководства этой организации, имея на руках доказательства в вымогательстве и взяточничестве, и даже прилетал для этого в Донецк. Но после беседы Луценко с окружением Рината Ахметова дело «заглохло».

Похоже, не умеет генерал Москаль обходиться без одиозных персон в своем окружении. Впрочем, как и без одиозных первых заместителей: первый зам главы Закарпатской области Иван Дуран, экс-сотрудник СБУ, задекларировал на банковском счете 400 тыс. евро. Это кроме трех земельных участков и дома.

Ах, да, и по информации проекта «Наші гроші», у его жены есть две квартиры, магазин-бар и дорогой внедорожник. Повезло и тестю с тещей, которые никогда не занимались бизнесом, – у них два дома на 200 и почти 300 «квадратов» и дорогой внедорожник.

Сам же Москаль продолжает изображать из себя обычного сельского функционера, который отвечает за защиту от паводков, дороги, школы и благополучие селян. А в любой потенциально опасной для себя ситуации заявляет, что он – человек маленький и все решает Киев. Все-таки чутье и опыт старого оперативника не пропьешь.

ua1.com.ua

Скандальные новости