Блокировка Telegram: чего на самом деле испугался Путин



Блокировка Telegram: чего на самом деле испугался Путин

Суд в Москве постановил немедленно заблокировать Telegram на территории РФ. Это связано с отказом мессенджера передать ФСБ ключи шифрования от переписки пользователей.

Представителей Telegram на заседании 13 апреля не было, так как создатель мессенджера Павел Дуров запретил юристам участвовать в «откровенном фарсе». Тем не менее адвокаты отправили в суд ходатайство с просьбой перенести заседание, оно было отклонено. Рассмотрение иска по существу заняло 20 минут.

Новый железный занавес

В XXI веке невозможно устроить сталинский или брежневский террор, полностью закрыть страну, но что-то в этом направлении российская власть пытается сделать. В частности, максимально запретить или ограничить доступ к информации. Конечно, в Кремле сидят не настолько глупые люди, чтобы понимать, что VPN или прокси-сервисы установят более 50% пользователей, которые продолжат пользоваться мессенджером. 

Но для Путина важно другое – все неподконтрольные каналы информации становятся вне закона.

А значит, любой россиянин, который позволяет себе чтение неправильных месседжеров, может быть задержан и… дальше все зависит от человека в погонах и команды сверху.

В итоге, под предлогом борьбы с международным терроризмом, Кремль намеревается запугать тех, кто пытается, не верить федеральным телеканалам и хочет не просто что-то узнать в интернете, а докопаться до правды.

Те же, кто через соцсети эту самую правду распространяют, автоматически становятся врагами народа. Сталинский и путинский режим становятся все более похожи.

Угрозы социальным сетям со стороны российских властей звучат давно. Но они стали более весомыми и реальными только после принятия так называемого «закона Яровой» (пакет из двух документов, который ужесточает требования к операторам связи и сетевым ресурсам и расширяет полномочия правоохранителей).

По этому закону от организаторов распространения информации в интернете требуется не только предоставить компетентным органам России доступ к идентификации пользователей, но также декодировать сообщения пользователей. По требованию ФСБ компании должны будут предоставлять ключи к зашифрованному трафику. Кто не подчинится, того заблокируют.

Логику претензий и их объекта понять довольно сложно. В один прекрасный день пользователи сети Linkedln обнаружили, что не могут ею пользоваться. Эта социальная сеть была создана для поиска и установления деловых контактов. В Linkedln зарегистрированы более 400 млн пользователей, представляющих 150 отраслей бизнеса из 200 стран. Но с 4 августа 2016 года сеть на территории России заблокирована.

Чем властям помешало установление деловых связей, непонятно. Как сказал министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров, «Компания Linkedln многократные предупреждения и обращения к соблюдению российского законодательства последовательно игнорировала. Мы видим, что этот сервис заблокирован, к сожалению. Это выбор самой компании». Очевидно, что менеджмент Linkedln предпочел потерять российскую аудиторию, но сохранить доброе имя сети.

С Facebook ситуация еще более сложная. В Кремле возмутились, когда соцсеть опубликовала данные о вмешательстве российских спецслужб в американские выборы. Последовала эта информация не от чиновников госдепартамента или Пентагона, а от менеджеров Facebook, которым доверяют и к которым прислушиваются.

Не стоит предполагать, что менеджмент Facebook не предвидел реакцию в Москве. Скорее всего, они действовали на опережение, так как слишком многие в США занимаются российским вмешательством, утечек становится все больше и они все весомее. К тому же иностранные социальные сети прекрасно понимают, чем могут для них закончиться уступки властям.
Ни один серьезный иностранный интернет-ресурс не согласится перенести свои серверы в Россию, потому что там прекрасно понимают последствия.

Вслед за Facebook в РФ взялись за мессенджер Telegram. Его создатель Павел Дуров заблаговременно, еще в 2014 году уехал со своей командой из России и разорвал все связи с российскими контрагентами. После этого российским властям стало невозможно привлечь к ответственности за сотрудничество с Telegram Messenger.

Неестественный отбор

Претензии российских властей к Telegram понятны. После того, как они установили полный контроль над сервисом «ВКонтакте», оппозиционно настроенные граждане переместились в Telegram. Естественно, что Путин захотел установить контроль над таким опасным каналом информации.

Паранойя перед оппозицией и цветной революцией в России полностью парализует даже ростки какого-то здравого смысла у власть имущих. Идеология свободы частной переписки и неподчинения государству совершенно не воспринимается в Кремле и его чекистском окружении.

При этом Путин не понимает, что в итоге провоцирует общество к усилению протестных настроений.

Российский оппозиционер Алексей Навальный призвал людей выйти на митинги 5 мая — перед инаугурацией Путина.
Соответствующее обращение с названием «Путин нам не царь. 5 мая выходим на улицы» политик обнародовал на своем YouTube-канале.

«Первый шаг — давайте выйдем на улицы городов 5 мая на марше за право быть гражданами своей страны. Если мы незаметны, то надо встать, выйти и помахать рукой. 5 мая — выходной день. Мы подадим заявки во многих городах и надеемся, что найдутся люди, готовые сделать это без нас там, где нет наших штабов», — подчеркнул он.
Среди требований, которые собираются озвучить демонстранты, Навальный назвал борьбу с коррупцией, бедностью, неравенством и в том числе протест против блокировки Telegram.

«Мы не давали согласия блокировать Telegram. Это не соответствует национальным интересам в нашем понимании. У нас позитивная повестка: оставить интернет в покое, распустить Роскомнадзор, перестать сажать людей за лайки и репосты», — заявил оппозиционер.

Отдельно Навальный вспомнил о «цензуре и мракобесие» в СМИ.

«На самом деле это средства пропаганды. Надо выйти на улицы и сказать, что миллионы не хотят кормить эту пропаганду. Если будем оставаться дома, то сами себя постепенно превратим в крепостных», — резюмировал он.

Понятно, что митинг Навального вряд ли приведет к разблокированию мессенджера. Важно другое, Путин очень боится повторить судьбу других тиранов Каддафи и Мубарака, однако делает все, чтобы стать следующим. Режим Каддафи отключил не только интернет, но даже телефонную связь. Аналогично поступила египетская власть. В итоге это не остановило процесс их свержения, а только ускорило его. Так что последствия блокировки Telegram и прочие кгбшные инициативы становятся лишь катализаторами революционных процессов в РФ.

Скандальные новости