Перед белорусской вертикалью власти поставлена амбициозная задача — практически удвоить за ближайшие семь лет размер экономики. «Среднесрочная целевая установка для всех», подчеркнул на этой неделе Александр Лукашенко, заключается в увеличении ВВП до 100 млрд долларов. Сможет ли правительство выполнить эту миссию?
Новая суперзадача белорусского правительства
В 2017 году ВВП Беларуси в долларовом выражении (по средневзвешенному курсу) составил 54,4 млрд долларов. При этом динамика белорусской экономики в последнее десятилетие говорит о том, что в долларовом выражении размер валового внутреннего продукта существенно колебался.
Так, в 2013-2014 годы ВВП Беларуси достигал рекордного уровня — 74,8 и 78,5 млрд долларов соответственно.
После девальвации в 2015-2016 годы ВВП Беларуси существенно сократился и в 2017-м в долларовом выражении находился на уровне 2010 года, то есть за последние семь лет практически не изменился.
На этой неделе, выступая в Овальном зале перед вертикалью власти, Александр Лукашенко заявил, что «среднесрочная целевая установка для всех» — увеличение валового внутреннего продукта до 100 млрд долларов в 2025 году. Выйти на этот результат, считает белорусский президент, реально за счет «опережающего роста» белорусской экономики.
Представители белорусского правительства считают, что удвоить размер экономики за семь лет в принципе реально. Вице-премьер Владимир Семашко недавно заявил, что «такие суперзадачи, если правильно поставить дело, решаются».
Между тем, международные финансовые организации, которые выступают кредиторами нашей страны, пока не видят предпосылок для достижения Беларусью таких суперцелей. К слову, Всемирный банк ожидает, что в 2018-м рост ВВП Беларуси составит 2,9%, в 2019-м — 2,7%, в 2020-м — 2,5%.
При такой динамике, полагают экономисты банка, Беларусь будет не опережать другие страны по темпам экономического роста, а отставать от соседних государств.
«Низкие темпы роста могут привести к увеличению разрыва в доходах на душу населения между Республикой Беларусь и соседними странами, поскольку, по прогнозам, экономики стран Балтии и Польши будут расти в среднем выше 3% в год», — говорится в апрельском экономическом обзоре Всемирного банка по Беларуси.
Схожих оценок придерживается и российский «Сбербанк», который считает, что, поскольку власти Беларуси «не решили вопрос крайне неэффективного, но внушительного по размеру госсектора», возможности для ускорения белорусской экономики ограничены.
Авторы нового обзора, который опубликовал на этой неделе Центр макроэкономических исследований российского «Сбербанка», предполагают, что в 2018 году белорусская экономика вырастет на 2,9%.
Рост белорусской экономики: бурный или вялый?
Тема перспектив белорусской экономики поднималась на этой неделе во время Форума частного капитала в Минске.
Один из спикеров форума, управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ Даниэль Крутцинна, отметил, что в Беларуси фактически сформировалось две параллельных экономики.
«Одна часть населения работает на китайскую зарплату, вторая — в современной, экспортоориентированной ИТ-отрасли», — констатировал Крутцинна.
Для ускорения темпов экономического роста, полагает эксперт, в Беларуси необходимо принимать меры для повышения производительности труда на промышленных предприятиях к уровню ИТ-компаний.
«Нужно стремиться к тому, чтобы добавленная стоимость на сотрудника была не 4-5 тысяч долларов в год, как в промышленных организациях, а 80-100 тысяч долларов, как в ИТ-компаниях», — подчеркнул Даниэль Крутцинна.
По его мнению, увеличить производительность труда в госсекторе и повысить эффективность экономики в целом можно за счет нескольких шагов.
«Во-первых, необходимо повысить эффективность управления и работы госпредприятий, чтобы стоимость их продукции стала более конкурентной. Во-вторых, нужно возвращаться к теме приватизации, в частности, средних по размеру госпредприятий, которые являются неэффективными и стали настоящим бременем для бюджета», — отметил Даниэль Крутцинна в беседе с корреспондентом БелаПАН.
Белорусские экономисты разделяют необходимость таких мер, но при этом констатируют, что пока не видно прорывных решений в экономической политике, которые бы обеспечили быстрое ускорение экономики.
«Цель по увеличению ВВП в 2025 году до 100 млрд долларов теоретически можно достичь несколькими путями. В частности, за счет укрепления обменного курса рубля. Это характерно для быстро развивающихся стран, которым удается привлечь значительные инвестиции», — отметила академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.
В Беларуси, констатирует эксперт, большого притока прямых иностранных инвестиций не наблюдается, а период 2013-2014 годов, когда ВВП рос в долларовом выражении за счет искусственного укрепления курс рубля, закончился девальвацией и падением ВВП в долларовом выражении в 2015-2016 годы.
«Чтобы увеличить ВВП до 100 млрд долларов за счет ускорения экономики, ежегодный экономический рост должен составлять более 10%. Пока все международные организации прогнозируют долгосрочный рост белорусской экономики не более 3% в год», — напоминает Катерина Борнукова.
То есть в лучшем случае, продолжает эксперт, белорусская экономика сможет вырасти на четверть за 2018-2025 годы. Откуда тогда взялась цель удвоить ВВП до 100 млрд долларов за ближайшие семь лет?
«Видимо, на официальном уровне сохраняется иллюзия, что можно повторить высокие темпы экономического роста, характерные для 2000-х. Но сейчас нет тех энергетических субсидий со стороны России, нет возможности накапливать долг для финансирования внутренних инвестиций, поэтому повторить прошлое в будущем практически нереально», — резюмировала Катерина Борнукова.
Новости Беларуси Сегодня