Критическим разбором положения дел в мире начал Александр Лукашенко 24 апреля ежегодное послание белорусскому народу и Национальному собранию. Обстановка в мире действительно тревожная, причем в последнее время обострилась.
Так что прозвучавший с трибуны в Овальном зале Дома правительства в Минске призыв к «миролюбивой, сбалансированной внешней политике всех государств», безусловно, можно только приветствовать. Правда, каких-либо практических рекомендаций из него не вытекает.
При всем уважении к упомянутым в очередной раз белорусским инициативам, направленным на «продвижение идей совместимости в большой Европе, партнерство различных интеграционных объединений, обновление общеевропейского диалога по укреплению мер доверия, безопасности, сотрудничества», на реализацию этих начинаний ныне рассчитывать трудно.
В мире неспокойно, поэтому подкрутим гайки в стране
Зато никак нельзя назвать неожиданным, пожалуй, самый главный вывод докладчика: «Удерживать равновесие внутри страны, когда во многих регионах мира неспокойно, сейчас особо важно».
Это достаточно откровенный намек на то, что режим готов пойти на любые действия в целях сохранения стабильности. В собственном, разумеется, понимании…
Поправки в закон о СМИ: интернет-пространство защитят или зачистят?
Некоторые шаги в этом направлении уже делаются. В частности, планируется внесение изменений и дополнений в закон о средствах массовой информации. Что предполагает усиление контроля над онлайновыми медиа посредством их регистрации (она добровольная, но без нее сотрудники не считаются журналистами), обязательной идентификации комментаторов. За нарушения сайт могут заблокировать без суда, допускается и возможность блокировать социальные сети.
Можно также вспомнить отданный в марте главой государства министру внутренних дел Игорю Шуневичу приказ «мгновенно пресекать любые несанкционированные мероприятия, которые мешают жить людям».
Заодно было велено игнорировать негативную реакцию Евросоюза и США на массовые задержания в День Воли. Эта тема получила развитие в послании: «В мире очень часто, особенно в последнее время, роль государства пытаются принизить, свести ее лишь к надуманным вопросам соблюдения прав человека».
Аналогичный смысл содержался и в разговоре о Сирии: сирийскому народу нужно дать право «самостоятельно определить свою судьбу». Иными словами, не вмешиваться во внутренние дела режима Башара Асада. Такой же тезис — не вмешивайтесь в наши внутренние дела — Минск давно использует, отбивая критику в свой адрес за недемократичность, нарушения прав человека.
С Европой — в русле прагматизма
Правда, в последнее время Запад снизил градус критики, что не может не радовать белорусские власти. Лукашенко отметил: мы «продвинулись в выстраивании диалога и с государствами Европы — налицо повышение уровня политических контактов и расширение экономического взаимодействия».
Было бы, конечно, преувеличением утверждать, что вопрос прав человека вообще снят с повестки дня переговоров, но совершенно очевидно, что теперь он находится далеко не на первом плане. Во всяком случае, продолжает поднимать его публично лишь Европарламент, да и то в более мягкой форме, нежели ранее.
Судя по заявлению Лукашенко о том, что «Восточное партнерство» должно быть нацелено «на реализацию конкретных проектов», белорусские власти по-прежнему стремятся перевести все взаимодействие с Европейским союзом на чисто прагматические рельсы.
Тем не менее, смягчение критического подхода ЕС не означает, что сейчас экономическое сотрудничество пойдет как по маслу. Даже если этот процесс не будут тормозить проблемы с демократией, остаются препятствия, в основе которых лежат принципиальные расхождения во взглядах на рыночную экономику.
Если мы такие ценные, почему Москва нас так обижает?
«Для наших союзников Беларусь с ее общественно-политическим согласием, межконфессиональным миром и беспроблемной для соседей и других государств политикой представляет особую ценность», — подчеркнул официальный лидер.
Не очень понятно, в чем заключается эта «особая ценность». К тому же ряд резких критических замечаний в адрес России с этим утверждением явно не гармонирует. Если мы такие ценные, почему Москва нас так обижает, развязывая, например, молочные войны, о которых тоже эмоционально говорил выступавший?
Впрочем, прозвучало и другое: «Россияне и китайцы помогают нам. Как только с европейцами начинаем разговаривать, они начинают: то смертная казнь, то что-то другое… Россия и Китай нам таких условий не ставят никогда. Они нас понимают такими, какие мы есть».
Поэтому при всех разногласиях близкое мировоззрение правящих элит, похоже, еще долго будет основой достаточно тесного российско-белорусского союза со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Почему победа улицы в Армении не приведет к переменам в политике страны
При таком образе мышления события, произошедшие в Армении, естественно, получили негативную оценку. Пока, правда, непонятно, как эти события, названные в ряде СМИ бархатной революцией, скажутся на судьбе постсоветских образований. Ведь если Ереван (другой вопрос, насколько это вероятно) попытается перейти на курс Тбилиси и Киева, нельзя исключать такую реакцию Кремля, которая еще больше напугает Минск.
В целом можно в очередной раз констатировать, что новых идей в международной части послания выдвинуто не было. Создавшееся в мире положение белорусское руководство осуждает, но чисто с собственных утилитарных позиций.
Как следствие, предпосылок к смягчению внутренней политики не наблюдается. Скорее, наоборот: логичнее ожидать отката, более жесткой линии.
Сюжет: Послание президента 2018 года Новости Беларуси Сегодня