Недавно начальник управления «Укрспортобеспечения» Сирица Тарас на пресс-конференции в УНИАН обвинил министра молодежи и спорта Игоря Жданова и его первого заместителя Игоря Гоцула в коррупции и злоупотреблении своим служебным положением.
Кроме этого Сырица рассказал про судебный процесс с фирмой «Атлетика Вива», которая подала иск в суд на управление за отказ принимать недоукомплектоване оборудования.
Цензор.НЭТ решил пообщаться с начальником «Укрспортобеспечения» Тарасом сыромятных ремней и выяснить, что, по его мнению, происходит с закупкой и использованием спортивного оборудования в Министерстве молодежи и спорта, а также получить комментарии руководителей Министерства по этому поводу.
Сирица Тарас
ТЕНДЕР ПРЕТКНОВЕНИЯ
«Наша задача – это финансовое и материальное обеспечение спортивных мероприятий национальных сборных команд по видам спорта, в том числе штатных сборных, их кадровый учет. Еще одна функция управления — закупать спортоборудование и спортивную форму, то есть через наше учреждение проходит львиная доля средств, направляемых на развитие спорта высоких достижений», — рассказывает о деятельности управления Сирица Тарас.
Сначала мне казалось, что в Министерстве все действительно честно. Но в конце 2015 года я увидел другую картину. По должности на тот момент я был председателем тендерного комитета, тогда в нас было запланировано закупку оборудования на несколько миллионов гривен. Во время проведения процедур закупки я понял, что все не так гладко, как мне казалось. Что контрагенты, которые принимают участие в этих тендерах, очень плотно связаны с высокими руководителями в Минспорта, в частности с первым заместителем Игорем Гоцулом. Впоследствии оказалось, что победитель торгов по многим позициям – именно фирма «Атлетика Вива» и родной брат Гоцула ее представитель. В этом нет ничего криминального, если бы сам первый заместитель министра не собирал членов тендерного комитета и не убеждал, какие решения должен принимать комитет — для спорта так будет лучше. Но такого рода чиновник вообще не имеет права вмешиваться в такие процессы. И его инициативы проводить разъяснительную работу с членами тендерного комитета – это уже давление.
Выписка из Держєєстру, где значится основатель фирмы «Атлетика Вива»:
После проведения одного из тендеров фирма «Ярунь», связана с братом Гоцула, выиграла торги. Впоследствии выяснилось, что в «Яруні» на то время был тот самый директор, что сейчас в «Атлетике Вива». Но когда пришло время поставки товара, одна часть оборудования пришла новая, а вторая явно уже использовалась. Конечно, после того, как ответственные лица отдела материального обеспечения доложили руководителю отдела, что оборудование не новое, я решил его не принимать.
По словам Сыромятной, после инцидента с оборудованием Гоцул пригласил его на кофе, где убеждал, что министерство работает по определенным схемам, и тот, кто занял должность начальника «Укрспортобеспечения», обязан их принимать. Сирица с этим не согласился.
«С тех пор, уже около двух лет, у меня начались недоразумения с командой министра. В 2016 году Гоцул инициировал передать «Укрспортзабезпеченню» подписание смет на проведение спортивных мероприятий. Но я ставлю это на уровень определенной исполнительской дисциплины и, конечно, стараюсь ограничить возможные злоупотребления. Но когда в нашем управлении были региональные филиалы, и можно было непосредственно контролировать проведение тех или иных мероприятий. Сейчас физически проконтролировать все очень трудно, однако время от времени мы фиксируем определенные злоупотребления и ликвидируем их, и именно здесь мне втыкают палки в колеса. Например, министр инициировал еще в начале 2017 года создание комиссии по проверке возможных нарушений при закупке оборудования для велосипедного спорта. По моему мнению, во время проведения тендера победил не тот контрагент, который хотелось бы министерству, и они создали такую комиссию, для того, чтобы нас в чем-то обвинить. По этому вопросу Жданов меня вызвал к себе, показал какое-то письмо, которое якобы прислала СБУ с подозрением на нечестные закупки. Я сказал, что если есть какие-то проблемы, я только за то, чтобы разобраться. Но в следственную комиссию министр зачем-то включил контрагента, который проиграл на торгах. Я даже обращался к Жданову с требованием изъятия из состава комиссии заинтересованного лица – потому что это противоречит здравому смыслу и принципам беспристрастности. Министр отреагировал на это требование с явным опозданием. Однако, когда комиссия не выявила никаких нарушений, Жданов несколько раз продолжал ее работу. А потом это дело направили в правоохранительные органы, которые так же до сих пор не нашли никаких нарушений. (Выводы комиссии министерства редакция до сих пор не получила).
Но почему-то, когда такого рода комиссии, созданные «Укрспортзабезпеченням», документально подтверждают преступные действия должностных лиц, Министерство не спешит реагировать. Был момент, когда экс-государственный тренер штатной команды национальной сборной Украины по велосипедному спорту Олег Ярошенко подписывал акты выполненных работ, по тех услугах, которые в действительности не были предоставлены. И комиссия признала его действия незаконными и направила соответствующие документы Министерству с предложением расторгнуть контракт с этим тренером. Несмотря на это, он почему-то еще три с половиной месяца находился на своей должности до окончания контракта.»
РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Первый заместитель министра Игорь Гоцул со своей стороны комментирует любые действия начальника «Укрспортобеспечения», как непрофессиональные:
«Я считаю, что Сырицу надо было освободить еще два года назад — и мы бы не имели кучи тех проблем, которые имеем сейчас. Например, комиссия по велоспорту, о которой он говорит, была создана на основе жалоб контрагентов, которые утверждали, что оборудование не соответствует действующим стандартам. А некоторые спортсмены жаловались, что этого оборудования вообще нет. Когда комиссия убедилась, что нужна более профессиональная экспертиза – Министерство сделало обращение к правоохранительных органов. А еще справедливость наличии сомнений относительно того оборудования подтвердила Счетная палата, которая проводила проверку в Министерстве в прошлом году.
Управления «Укрспортобеспечения» предоставило пояснения относительно утверждений Счетной палаты
А вот заключение Счетной палаты по работе Министерства в целом.
А насчет Ярошенко — поскольку до конца срока его контракта оставалось несколько месяцев — мы решили не идти на радикальный шаг и не увольнять его по статье, а не подписывать следующий контракт. Логика проста – он мог обратиться в суд, дальше могло бы идти решение о возмещении заработной платы, о восстановлении человека на работе. Поэтому мы решили, что он доработает до конца действующего контракта, а мы со своей стороны сделаем дополнительный контроль по мероприятиях по линии велоспорта.»
Осенью 2017 года начальника «Укрспортобеспечения» пытались уволить с должности, как он говорит сам «За то что я, так сказать, не вписываюсь в команду Жданова».
«Я обратился с жалобой на действия должностных лиц Минмолодьспорта Премьер-министра. И очевидно, моя жалоба была рассмотрена и имела место ответная реакция, поскольку Жданов пригласил меня к себе в кабинет, сказал, что я неплохой парень и предложил все начать с чистого листа. Но вскоре нашлась другая причина для того, чтобы я ушел из управления, гораздо более серьезная: судебный процесс с компанией «Атлетика Вива». А обратилась эта фирма до суда тогда, когда мы отказались принимать недоукомплектоване оборудование и расторгли с ними договор в сентябре 2017 года. Началось все с того, что на торгах по закупке стартовой системы для байдарок и каноэ выиграла эта фирма. Я отправил своего заместителя на приемку оборудования в Днепр – там находится водно-спортивная база и основной объект, на котором осуществляется тренировочный процесс. И оказалось, что оно привезено не в полной комплектации: не хватало 8 модулей для академической гребли и световой системы готовности к старту. Во время приема оборудования присутствовали главный тренер по этому виду спорта, руководитель тренировочной базы, он же вице-президент Федерации гребли на байдарках и каноэ, которые подтвердили отсутствие некоторых частей оборудования.
«Я предложил представителю фирмы или забрать оборудование, либо заключить дополнительное соглашение, по условиям которого в надлежащие сроки компания поставит то, чего не хватает», — продолжает объяснять Сирица. «А вообще, я имел полное право разорвать с ними договор и полностью дисквалифицировать эту фирму, но у меня были другие приоритеты: хотелось, чтобы спортсмены все же получили то, что им необходимо. Когда я второй раз отправил заместителя на приемку товара – опять не хватало световой системы. Поэтому мы составили акт о недостаче, который «Атлетика Вива» отказалась подписывать.»
Тренер сборной Украины по гребле на байдарках и каноэ, дважды олимпийский чемпион (2012, 2016 гг., Юрий Чебан рассказал «Цензор.НЕТ» о своем видении ситуации:
«Первый раз система пришла неполная, и второй раз также. Представители фирмы комментировали, что в тендерной документации не было прописано светофора для академической гребли, а было указано систему, встроенную в понтон, но то, о чем они говорят, – это аксессуар, который по умолчанию входит в оборудование, которое они привезли, поэтому если в тендере прописано световую систему отдельно, то, как минимум надо было уточнить у заказчика, что конкретно нужно. Более того, суммы, которую было заложено на приобретение стартовой системы для академической гребли и байдарок и каноэ, хватило бы с головой на то, чтобы она перекрыла все эти закупки. Сейчас эта система находится в Днепре, и мы до сих пор не можем ею пользоваться, в связи с судебным делом».
ЮРИДИЧЕСКИЕ ТОНКОСТИ, СУД И ВЫГОВОР
Тендерная документация с сайта публичных закупок «ProZorro»
Юрист, представляющий интересы компании «Вива Атлелика», заверил, что впервые оборудование поставили неполным в связи с тем, что производитель оборудования не довантажив расширители для академической гребли, но вторично, согласно тендерной документации, фирма поставила все необходимое, а световая система, которой, по словам Сыромятной, не хватало, не должна была входить в комплект. Директор ООО «Атлетика Вива» Людмила Гафтанюк считает, что составленный «Укрспортзабезпеченням» акт совершенно несостоятелен:
«Заказчик предоставил четкое описание требований к оборудованию, среди которых указано именно световую систему – Систему готовности к старту (Встроенная в понтон), и нигде не указано, о необходимости поставки «Системы светового и звукового оповещения для гребного спорта «ROWLUX». Поэтому мало написать акт о недостаче, надо еще понимать, о чем пишешь. Составители акта отметили в документе недостачу «Световой системы — системы готовности к старту (встроенной в понтон)» , которую в действительности было поставлено исполнителем, однако составители акта требовали предоставить (поставить) «Систему светового и звукового оповещения для гребного спорта «ROWLUX», а это две разные системы. Эти вещи абсолютно понятны для тех, кто хотя бы прочитал технические характеристики и инструкции производителей стартовых систем. Документы, предоставлені ООО «Атлетика Вива»:
Учитывая приведенное, представитель производителя и поставщика не должны были подписывать Акт, который не соответствовал действительности. Кроме того, Акт о недостаче был составлен и подписан, в частности, представителями ГУ «Укрспортобеспечение» Михаилом Шендриком и Сергеем Трофимовым, которые на момент поставки товара не имели соответствующих Поручений, что противоречит условиям Договора. Отдельно отмечу, что во время судебных заседаний представители Укрспортобеспечения вполне подтвердили, что составляя акт недостачи они пишущие «Световая система — система готовности к старту (встроенная в понтон)» имели в виду «Система светового и звукового оповещения для гребного спорта «ROWLUX», зная, что это совершенно разные системы.
Следует добавить, что в день поставки инженерная служба компании-производителя стартовой системы провела обучение технических характеристик системы ее комплектности и принципов работы, и констатировала, что система поставлена в полном объеме в соответствии с тендерного задания и начала монтаж системы в месте определенном соглашением.»
Начальник «Укрспортобеспечения» усматривает в этой закупке очередные махинации, которые возникли на основе некорректности названий в тендерной документации: «Вскоре к нам из Министерства пришло письмо от руководителя Федерации академической гребли с просьбой закупить световую систему. И если бы на тот момент учреждение возглавлял кто-то «из своих», то оборудование просто купили бы еще раз, выделив на это дополнительные средства.
Таможенные документы, которые предоставили «Цензору» представители Федерации академической гребли, гребли на байдарках и каноэ, а также управления Укрспортобеспечения, свидетельствуют о том, что в Украину было завезено оборудование не того типа, кроме того в сентябре приехала и световая система «Rowlux», хотя именно ее могли завезти на письменную просьбу Федерации.
А по поводу суда — на первом заседании мы были оптимистично настроены, было видно, что судья разобрался в ситуации. Но на втором — все перевернулось вверх тормашками, и суд принял очень странное решение: частично удовлетворить иск «Атлетика Вива» — оставить договор расторгнутым, поскольку после составления акта о неполной комплектации договор с «Атлетикой Вива» был расторгнут), но обязать «Укрспортобеспечения» оплатить задолженность фирме – 3,5 миллиона грн. Почему-то суд решил для себя, что мы приняли оборудование, хотя мы его не принимали. Речь шла о том, что комплектность товара можно установить только тогда, когда будет собран, но его до сих пор не собрали, то есть суд сам себе противоречит, но обязывает нас оплатить задолженность.
Полное решение суда мы получили в начале нового года, и начали готовить апелляцию. Соответственно, сразу же я обратился в Министерство и попросил выделить средства для уплаты судебного сбора, но не получили никакой реакции. Однако мы продолжили готовить апелляцию. Обращались в суд с просьбой дать отсрочку на оплату судебного сбора, объясняя причины. Суд не принял во внимание наших обстоятельств и обязал в течение 10 дней внести судебный сбор, а в другом случае оставить апелляционную жалобу без движения.
Конечно, что мы повторно написали письмо в министерство, на что госсекретарь Олег Немчінов прислал свою резолюцию и приложил письмо госсекретаря Министерства финансов о том, что «Укрспортобеспечения» вообще не может получать такого рода средств, согласно постановления КМУ от 29 февраля 2012 г. №152 (Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для развития физической культуры, спорта высших достижений и резервного спорта).
Хотя раньше нам ни разу не отказывали в такого рода выплатах, о чем свидетельствует практика предыдущих лет и соответствующие документы – сметы учреждения и платежные поручения.
В смете на 2018 год указанные расходы на код 2800, то есть в том числе и на судебный сбор.
А в постановление, судя по данным на сайте УКМ, не вносилось никаких изменений с 2012 года:
Получается, нам искусственно заблокировали возможность обратиться с апелляционной жалобой. А «Атлетика Вива», тем временем, обратилась к казначейству с судебным решением и казначейство заблокировало счета учреждения к «возмещение» «Атлетике Вива» 3,5 млн грн. Счета были заблокированы в течение двух недель пока казначейство в принудительном порядке не списало указанной суммы в пользу фирмы. В течение этого времени было фактически приостановлено финансирование спорта высших достижений в угоду, как не парадоксально звучит, руководству Минмолодьспорта. Сейчас же «Атлетика Вива» уже требует более чем 800 000 грн «возмещений» за задержку оплаты – о чем был направлен в Управление претензионное письмо. Учитывая то, что сейчас наше учреждение просто не может защищаться, эта компания пытается качать средства из бюджета.
Начальник Управления недавно получил выговор от Государственного секретаря Мінмолодьспорту Олега Немчінова, за то, что судебный сбор, который заплатила «Атлетика Вива» , теперь должен возместить Упраления.
Олег Немчінов
«С выговором я ознакомился лишь 15 марта, но ее выписали 1 числа. Относительно документов, на основе которых мне ее объявили, отсутствовали мои объяснения по этому делу, а это уже процедурные нарушения. И вообще, делать вывод о неэффективном использовании бюджетных средств без создания комиссии или, по крайней мере, докладной записки соответствующих должностных лиц, незаконно.
Я сходил на прием к министру и спросил, какова его позиция по этому поводу? Жданов сообщил, что он ни при чем, потому что ни на что не влияет и ничего не решает. Тогда я пришел к Немчінова, и задал ему те же вопросы. На что госсекретарь ответил, что с удовольствием объявит мне и вторую выговор. А два выговора означают увольнения.
Госсекретарь Минмолодежи и спорта Олег Немчінов имеет противоположное мнение относительно этой ситуации. Он считает, что руководитель, который потратил деньги на суд, проиграл его – заслужил выговор.
«По состоянию на 14,12 2017 года «Укрспортобеспечения» получило резолютивную часть решения суда. Они могли обратиться в министерство для того, чтобы хотя бы подать апелляцию. Но первый раз они обратились лишь 4 января. А расчеты подали только 6 февраля. Они же понимали, что будут подавать на апелляцию – и не могли запланировать себе эти расходы? Счета у них были заблокированы только в феврале месяце. То есть у них было два месяца на обращение.
Для того, чтобы выиграть время во всем этом деле и сосредоточиться на обжаловании незаконных решений руководства Минмолодьспорта, по словам Сыромятной, он написал заявление на дополнительный отпуск как участник боевых действий, но госсекретарь отказался ее подписать — выдвинул условие, что подпишет только тогда, когда Сирица ознакомится с выговором, в результате чего начальник «Укрспортобеспечения» оставил ее в кабинете Госсекретаря и ушел оттуда без подписанного заявления.
Олег Немчінов отрицает эту информацию:
«Несмотря на то, что он пришел ко мне в обеденный перерыв и бросил заявление на отпуск на стол, я подписал его в тот же день и отдал в отдел кадров. Но Сирица не пошел в кадры, а сходил к министру. И его утверждение, что я отказался ее подписывать, – ложь. И в принципе, приказ на себя он должен выдавать самостоятельно, то есть если бы он хотел, он мог бы себя спокойно отправить в этот отпуск, даже без моего согласования.» Кроме того госсекретарь считает ситуацию с изменениями в 152 постановлении правдивой, предоставив в редакцию объяснение.
Игорь Гоцул
Игорь Гоцул считает, что если суд постановил, что руководство «Укрспортобеспечения» сознательно нарушило обязательства в подписании соглашения, то следует придерживаться этого решения:
«Министерство не является судьей в этих отношениях. Но мы понесли дополнительных убытков и получили дополнительные риски — этого достаточно, чтобы руководитель УСП получил выговор. А вообще этого бы всего не случилось, если бы руководство «Укрспортобеспечения» действовало так, как это предусмотрено законом.»
В свою очередь Тарас Сирица все конфликты с руководством министерства комментирует как результат его противостояния различным махинациям с их стороны. С его слов, они возникают не только при закупках оборудования, но и во время использования.
Вика Ясинская, «Цензор.НЕТ»
Источник: https://censor.net.ua/r3062055 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ