«Во встрече с Лукашенко нам отказано — голодовка продолжается»

Голодающие требуют смягчить наказание по статье 328 УК (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов).

По данным активисток движения «Матчын рух 328», основанным на информации Верховного суда, с 2013 года по «наркотической» статье осуждено 16,5 тыс. человек. Согласно данным МВД, 60% наркопреступлений связано со сбытом наркотиков, которые предполагают сроки лишения свободы от пяти лет.

Бессрочная голодовка женщин началась 27 апреля. В тот же день стало известно, что участниц акции пригласили на 2 мая в Администрацию президента.

Переговоры продолжались около двух часов. На встрече присутствовали глава Администрации президента Наталья Кочанова, ее заместители Валерий Мицкевич и Владимир Жевняк, а также начальник главного идеологического управления Александр Ильясевич.

Никого из чиновников, сообщила Каневская, которых хотели видеть активистки, на встрече не было. «На это нам было сказано: мол, а зачем? Вас приглашали только в Администрацию президента, и не собирались приглашать никого другого», — отметила она.

Активистки довели до руководства Администрации президента свое видение того, как работает наркобизнес в Беларуси.

«Я пыталась им доказать, что есть верхушка — один или два человека, которые это все «крышуют», — заявила Каневская. — Они не касаются наркотиков. Дальше идут крупные наркодилеры — те, кто завозит эту дурь в нашу страну тоннами. Потом идет среднее звено — распространители. Дальше — «закладчики» и потребители наркотиков».

«Мы пытались объяснить, что в тюрьмах сидит два последних звена. Это просто расходный материал. Мы пытались объяснить, что эти люди не должны сидеть ни пять, ни десять лет, а те (на вершине пирамиды. — БелаПАН) должны сидеть 20, 25 лет или пожизненно. На это у меня спросили, есть ли у нас имена и фамилии этих людей. <…> Кочанова заявила, что Александр Григорьевич рисовал им примерно такую же схему», — рассказала Каневская.

По ее словам, в Администрации президента знают о законопроекте, который касается статьи 328 Уголовного кодекса. Он находится на стадии согласования, его внесение на рассмотрение в парламент тормозят силовые структуры.

«Когда мы говорили о том, что это дело тормозят МВД и КГБ, они кивали головами», — отметила активистка.

Активистки движения, участницы голодовки Лиана Шуба и Татьяна Каневская

Глава Администрации президента, продолжила Каневская, подтвердила, что некоторые структуры не идут на контакт.

«Мы понимаем, что в основном это Шуневич (министр внутренних дел. — БелаПАН) — он не соглашается с законопроектом», — сказала она. В то же время Кочанова «пообещала приложить максимум усилий, чтобы этот законопроект в ближайшее время поступил на рассмотрение в Национальное собрание».

Еще одна активистка движения Лиана Шуба отметила, что Кочанова не знает, «в каком виде и с какими пунктами законопроект могут внести в парламент».

Шуба также сообщила, что создание комиссии по пересмотру дел осужденных по 328-й статье, по мнению представителей Администрации президента, процессуально невозможно.

«Хотелось бы, чтобы были пересмотрены дела тех, кто подавал жалобы», — сказала она.

По словам активистки, в Администрации президента также утверждают, что условно-досрочное освобождение к осужденным по этой статье применяется, однако участницы инициативы заявляют, что это не соответствует действительности.

Татьяна Каневская

Татьяна Каневская сообщила, что на вопрос, возможна ли встреча с Лукашенко, Кочанова заявила: «А зачем? Я сама ему обо всем доложу».

«Наша голодовка послужила толчком к тому, что Кочанова, как она сказала, буквально завтра все это доложит Александру Григорьевичу — эту схему, о том, что требуется создать комиссию по пересмотру дел и изменить законодательство», — заявила Каневская.

Она сообщила, что голодовку активистки не прекращают: «Голодовка продолжается, потому что конкретного результата мы не получили. <…> Мы прекратим голодовку, если хотя бы одно из наших требований будет выполнено. Если во встрече с Лукашенко нам отказано, наиболее реальным представляется изменение законодательства, чтобы законопроект хотя бы пошел в Палату представителей».

«Сейчас они будут суетиться, у них нет другого варианта. Мы предупредили, что, если ничего не изменится, голодовка начнется и в других городах», — сказала Каневская.

В частности, к голодовке планируют присоединиться родственники осужденных по «наркотической» статье в Минской области, Гродно, Гомеле, Могилеве, Витебске.

Могилевчанка Татьяна, приехавшая в Минск поддержать активистов движения, рассказала журналистам, что 2 мая к группе голодающих в Пуховичском районе присоединились два человека из Могилева. 3 мая голодовку начнут восемь человек в Витебске, а также люди в Гродно — число голодающих пока неизвестно. Еще два человека в ближайшее время начнут голодовку в Гомеле.

По мнению Татьяны, власти должны отреагировать на просьбы родителей смягчить наказание по статье 328 УК, по которой осуждены их дети.

«Родители слезно просят — достаточно два-три года. Да, они провинились, да, мы — родители виноваты, но срок два-три года — это максимум. Надо предоставлять детям шанс. У многих из них хорошая характеристика, они никогда не привлекались к административной, уголовной ответственности. Никогда даже не были в опорном пункте милиции. Это молодое поколение, генофонд страны, славянской нации. Наша молодежь должна делать нам внуков, а мы ждем их. Дождемся ли?» — сказала могилевчанка.

Она утверждает, что многих осужденных по статье 328 Уголовного кодекса оперативники специально подводили под более суровые ее части.

«Оперативников не интересует 1-я и 2-я части статьи, только 3-я и 4-я, потому что у них план. Арестованных провоцируют на сотрудничество со следствием, заставляют «сдавать» по шесть-семь порой незнакомых человек, угрожая в противном случае приписать какие-либо эпизоды и подвести под 3-ю и 4-ю части статьи», — заявила могилевчанка.

 

 

Фото Сергея Сацюка

 

Сюжет: Голодовка матерей Новости Беларуси Сегодня