«Со времен СССР Беларусь в идеологическом плане была площадкой военно-патриотического воспитания, — сказал он. — До сих пор она такой площадкой остается. Но мы уже не говорим «военно-патриотическое воспитание», мы же не к войне готовимся, а говорим просто «патриотическое». Но все равно в этом патриотическом воспитании 80% военного. Нет национального воспитания. Вот на чем надо сосредоточиться».
«Хватит нам в окопах сидеть, выставлять напоказ танки, бронетранспортеры и все остальное. Понимаю, что экономика — это важно, но надо и нам, гуманитариям, каким-то образом на это реагировать. Важны не игры в солдатики и бронетранспортеры, а то, как человек осознает, в том числе свой родной белорусский язык», — подчеркнул профессор.
Пригодич также высказал недовольство тем, что национально ориентированные вопросы и проблемы «никаким образом не обсуждаются в государственной прессе». «Это что, запрет, табу? — задался он вопросом. — Например, хочу напечататься в «Звяздзе», мне говорят: «Николай Григорьевич, знаете, мы не можем такой материал принять». Хорошо, иду к Иосифу Середичу (главному редактору «Народнай волі». — БелаПАН.), тот без проблем берет».
«Мы должны обновить список национально ориентированных изданий с государственной поддержкой. Александр Александрович (Коваленя, академик-секретарь отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук. — БелаПАН.), от Академии наук это должно исходить, может быть, в первую очередь. Нам нужно этот список обновить, вынести его на обсуждение. Если мы будем молчать, из нас и дальше будут вить веревки, кто как захочет. Из нас и так уже вьют, мы уже боимся свое слово белорусское высказать», — добавил представитель БГУ.
По словам профессора, многие руководители вузов и их структурных подразделений «с абсолютным нигилизмом» относятся к курсу «Белорусский язык. Профессиональная лексика», ратуя за его сокращение или упразднение.
«Говорят, мол, зачем белорусский язык на каждом факультете, — сказал он. — Мол, школа должна обеспечивать уровень владения белорусским языком. Я им говорю: «Дорогие, покажите мне хоть одного школьника, который придет на первый курс биологического факультета и будет с вами по-белорусски изучать биологическую лексику».
«Кто позволяет педуниверситету отказаться от этого курса? Теперь в БГУ пошли проверенные слухи о том же, мол, зачем нам этот курс. А это основообразующие курсы, если мы хотим сохранить национальную терминологию. Она и так у нас не настолько широко распространена», — подчеркнул Пригодич.
По словам заместителя директора Института языкознания имени Якуба Коласа, который входит в состав Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН, Сергея Горанина, в Беларуси нет последовательной национальной политики.
«В государстве так или иначе делается многое для поддержки белорусского языка и культуры, — сказал ученый. — Но делается это абсолютно несистемно — тут клочок, там клочок. Все эти действия не складываются в систему потому, что у нас фактически отсутствует сознательно продуманная национальная политика. Действия есть — политики нет».
«Ни журнал «Роднае слова», ни Академия наук, ни университеты, ни исполнительная власть политику у нас, скажем так, не определяют. Поэтому мы можем только действовать по тем направлениям, которые у нас есть», — добавил Горанин.
В октябре прошлого года делегаты XIII съезда общественного объединения «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны» поручили секретариату организации доработать законопроект «О государственной поддержке белорусского языка» и пролоббировать его принятие парламентом. Законопроект позиционировали как «законодательный ответ на русификационные процессы, происходящие в стране».
Идея государственной поддержки белорусского языка в последнее время возникает не только у общественных объединений, но и у представителей академического сообщества и государственных институтов. 6 мая 2016 года на I Международном научном конгрессе белорусской культуры в НАН профессор кафедры белорусского и иностранных языков Академии Министерства внутренних дел Валентина Мороз высказала мнение о необходимости принятия государственной программы поддержки белорусского языка.
«Очевидно, что накопленные проблемные вопросы в практике использования двух языков за последние 20 лет не могут быть исчерпаны отдельными, даже существенными, поправками в законодательстве. Правовое регулирование и внесение поправок в законодательные документы должны быть подкреплены соответствующей государственной программой поддержки белорусского национального государственного языка», — отметила Мороз.
Новости Беларуси Сегодня