Зампред ФХБ: президент может влиять и влияет на развитие дел в хоккее

Дмитрий Басков справа от Александра Лукашенко . Над ними в верхнем ряду новый председатель федерации хоккея Геннадий Савилов. 7 января 2017 года. Фото пресс-службы президента Беларуси

— В июне Семен Шапиро подал в отставку с поста председателя ФХБ. Как бы вы прокомментировали его решение? Вы в хоккее всю жизнь и можете судить о деятельности ФХБ при всех ее руководителях. Что вы можете сказать о работе ФХБ при Шапиро?

— Семен Борисович — опытнейший руководитель, работать с ним было интересно и поучительно. Ему досталось в наследство непростое хоккейное хозяйство, проблемы в котором копились понемногу десятилетиями. Фактически, именно при нем окончательно обнулился потенциал белорусского хоккея. И следствием этого обнуления стали далеко не самые позитивные результаты на международной арене. Стало очевидным, что ничего нового, в общем-то, в хоккее мы не создали за двадцать лет, несмотря на огромные вливания в отрасль со стороны государства.

Поэтому и были инициированы реформы — непопулярные, но необходимые. Семен Борисович эти реформы продвигал, используя свои лидерские качества, опыт, связи. Любые перемены — дело непростое, они касаются людских карьер и судеб, поэтому вызывают неоднозначную реакцию, что мы сейчас и наблюдаем — в прессе, на интернет-форумах. Пройдет еще несколько лет, прежде чем мы сумеем понять, насколько важное дело сделал Семен Борисович для нашего хоккея.

Что касается причин его добровольной отставки, то вам лучше обсудить их с ним самим.

— Как вы считаете или, может быть, знаете наверняка: уйти — это было личное решение Шапиро или своеобразная «инсценировка» принятого решения на более высоком уроне?

— Я знаю только то, что знаете и вы: Семен Борисович подал в отставку на отчетно-выборной конференции федерации. Эта отставка была принята.


«Мне нельзя больше руководить». В белорусском хоккее — новое главное лицо

— По моей информации, вы считались главным претендентом на должность председателя ФХБ в случае ухода Шапиро. Хотели ли вы сами занять эту должность? Какие у вас отношения с новым главой ФХБ?

— С Геннадием Геннадиевичем Савиловым мы знакомы давно. У нас нормальные рабочие отношения. Меня абсолютно устраивает моя должность и фронт работы, прилагающийся к ней. Это как раз то, что мне интересно. Что касается остальных озвученных вами моментов, то это досужие домыслы, не имеющие под собой никакого основания. Комментировать здесь совершенно нечего.

— Какие ваши функции в федерации как заместителя председателя?

— Я курирую развитие детско-юношеского хоккея в стране. У нас 29 школ, в которых занимается порядка 6 тысяч детей, работает 221 тренер. Кстати, в мае впервые в истории белорусского хоккея благодаря поддержке главы государства от школы «Динамо» абсолютно все детские тренеры страны по итогам сезона получили разовые стимулирующие премии в размере от 1800 до 3000 рублей. Продолжая же о своих задачах в федерации, то они, как и задачи всех сотрудников отдела детско-юношеского хоккея, — сделать так, чтобы все это приносило результаты в виде новых сильных игроков для сборных нашей страны. Работы много, на сиюминутный результат мы не рассчитываем, работаем на перспективу.

В прошедшем сезоне участие в детско-юношеских соревнованиях приняли 133 команды в 8 возрастных группах — рекорд за всю историю ФХБ. Общее количество участников из 3 стран (Беларуси, Украины, Литвы) составило порядка 3500 человек. А ведь сравнительно недавно в стране было всего 3-4 школы, и конкуренция за попадание в состав сборных команд юниорского и молодежного уровня была не так высока.


Новый главком хоккейной сборной: игроки должны хотеть играть за Беларусь

— Главным тренером национальной сборной недавно был назначен Андрей Сидоренко. Прокомментируйте такой выбор федерации.

— Я неоднократно повторял и повторяю: со сборными командами всех возрастов пора уже работать белорусским специалистам, тем более, что они у нас есть. Что касается непосредственно назначения наставника национальной сборной, то на эту должность федерация рассматривала 5-6 основных кандидатов – все белорусы. С кем-то чуть-чуть не успели, кто-то из них запросил неподъемные для федерации финансовые условия. Что же касается Андрея Сидоренко, то он показался нам самым мотивированным и заинтересованным в этой работе кандидатом. Во многом поэтому выбор был остановлен на нем.

— Раз уж затронули сборную, давайте о ней. Ваша оценка выступления на чемпионате мира? Закономерен ли вылет из элиты? Как считаете, проблема была в подготовке и тактике либо нынешние белорусские хоккеисты просто неконкурентоспособны на таком уровне?

— Вылет закономерен, команда балансировала на грани вылета несколько последних лет. Наверное, какие-то проблемы можно найти и в подготовке к этому конкретному ЧМ, но основную проблему я озвучивал выше — потенциал советского хоккея себя исчерпал, а ничего нового и эффективного мы не создали.

— Почему, на ваш взгляд, в Беларуси среди хоккеистов последних поколений не появилось ни одного игрока уровня НХЛ?

— Если коротко — система подготовки не сработала толком. Где- то есть лед, но нет тренеров. Где-то есть тренеры, но нет льда. Где-то есть и то, и другое, но нет методик и желания работать. В каждой школе свои проблемы, разные формы собственности, поэтому единое решение найти сложно — поэтому работаем с каждой школой отдельно, стараемся помочь наладить правильную работу. Очень многое было упущено за два предыдущих десятилетия именно на уровне детско-юношеского хоккея. Но при этом нельзя не отметить, что в последние годы белорусские хоккеисты попадают на драфт главных юниорских лиг Северной Америки.

— Вы бывший вратарь. Почему в последнее время это, пожалуй, самая проблемная линия сборной, хотя традиционно она наоборот была одной из самых надежных?

— Ворота сборной на протяжении многих лет надежно защищали голкиперы, приехавшие к нам из-за рубежа и ставшие белорусами: Андрей Мезин, Виталий Коваль, Кевин Лаланд. Хорошей работы нашей вратарской школы тут как раз и не просматривается — отсюда и проблемы, которые предстоит решить. Мы надеемся, что в ближайшее время на хорошем уровне заиграют доморощенные белорусские вратари.

— Один из самых острых вопросов последних лет – взаимодействие «Динамо» и сборной. Каким в идеале видите его вы? Почему, на ваш взгляд, так и не принято четкое решение, несмотря на постоянные разговоры об этом?

— Одна из проблем в этом плане — постоянная смена руководства в клубе, сборной, федерации. Нужно немного стабильности, и все наладится. Универсальных рецептов успеха здесь нет. В Латвии и Казахстане, странах, которые нам теперь ставят в пример (хотя если посмотреть на результаты в среднесрочной перспективе, у нас они лучше), своя специфика, их опыт нам не сильно поможет. Основные решения у нас давно были приняты — и по количеству легионеров, и по взаимодействию тренеров клуба и сборной, просто они трактуются каждым новым руководителем по-своему, в том числе и публично. Поэтому иногда и создается впечатление, что клуб, сборные и федерация — «Лебедь, рак и щука».

Президент недавно озвучил свое мнение — все должны работать в интересах сборных команд под руководством федерации. Уверен, исходя из этого, в ближайшее время и будут строиться отношения клуба и ФХБ. Особых сложностей я тут не вижу — нужна только стабильность и больше хоккейных людей в руководстве «Динамо».


Главного тренера хоккейной сборной Беларуси сняли по отмашке президента?

— К слову о роли президента в нашем хоккее. Нередко высказываются предположения, что все ключевые решения принимаются только с санкции главы государства. Учитывая, что вы входите в хоккейную команду президента, являетесь заместителем председателя ФХБ, можете ли подтвердить либо опровергнуть эту гипотезу?

— Президент, и он сам говорил об этом публично, не понаслышке знает о состоянии дел в нашем хоккее. Он регулярно общается с хоккейными людьми, глубоко понимает происходящие процессы. Как глава государства и руководитель НОКа, он может влиять и влияет на развитие дел в хоккее. Это влияние не столько связано с кадровыми назначениями, сколько имеет более широкий радиус действия — здесь и вопросы инфраструктуры, и финансирования, и международных отношений. Поясню вышесказанное. Это происходит через количество построенных ледовых площадок, созданных команд, позитивных отзывов высших чиновников ИИХФ и МОК. Могу также напомнить о не так давно полученном — втором за десятилетие (!) — чемпионате мира в элитном дивизионе, который пройдет в нашей стране. Вот об этом, мне кажется, нужно упоминать, когда мы говорим о ключевых решениях и влиянии главы государства в области хоккея.

В этом месте по плану беседы должен был быть блок вопросов о команде «Грифоны» и Николае Лукашенко. У Дмитрия Баскова хотелось узнать многое. Например, при каких обстоятельствах он начал тренировать «Грифонов», как часто команда собирается, как часто тренируется, тренируется ли Николай Лукашенко персонально вне команды, видит ли Дмитрий Юрьевич в Николае задатки профессионального хоккеиста, насколько ярко в Николае проявляются лидерские качества в коллективе и т.д. К сожалению, главный тренер «Грифонов» счел данную тему неактуальной и неуместной для этого интервью. Правда, Дмитрий Басков пообещал, что к этим вопросам мы сможем вернуться после завершения соревнований «Золотая шайба» в этом сезоне.

Николай Лукашенко и Дмитрий Басков. Фото Sputnik.by/Виктор Толочко

— Вы играли в чемпионате Беларуси в так называемые «золотые времена», когда он был на самом деле хорошего уровня. Как так случилось, что за последние десять лет он сдал? Или, может быть, вы не согласны, что он ослаб?

— Ключевое слово в вашем вопросе — «золотые». Годы были действительно золотые, в прямом смысле этого слова. Но не для нашего чемпионата, а в основном для приезжих игроков и тренеров, наводнивших ОЧБ, и, за редким исключением, покинувших нашу страну, как только поток финансовых вливаний в хоккей уменьшился.

Наш хоккей потерял за те годы очень многое — вместо того, чтобы направить ресурсы на подготовку собственной молодежи, мы растранжирили средства и время. Теперь пожинаем плоды. Говоря об уровне чемпионата — нынешний уровень 3- 4 лучших команд экстралиги ничуть не ниже, на мой взгляд, чем был тогда.  Но если бы мы тогда правильно распорядились имевшимися средствами, таких команд было бы сейчас 7-8, и в них бы играли белорусские хоккеисты хорошего уровня, способные помочь сборной и «Динамо».

— Существует тезис: сильный чемпионат – сильная сборная. И, судя по результатам национальной команды, в отношении Беларуси он работает. Согласны? Или учитывая наличие «Динамо» в КХЛ для нас этот тезис неактуален?

— Сильная сборная там, где есть работающая многоступенчатая система подготовки хоккейных кадров, начиная с самого юного возраста. Датский, норвежский, словацкий чемпионаты — не сильнее нашего, об этом можно судить по итогам международных клубных турниров. Но при этом их национальные команды выступают в последние годы лучше наших, у них стабильно появляются новые игроки НХЛ. Национальный чемпионат — лишь одна из ступеней подготовки игроков сборной. В современном хоккейном миропорядке самые сильные игроки играют в НХЛ, АХЛ, КХЛ, НЛА. Наличие большого количества игроков той или иной страны в этих лигах и есть залог успешного выступления соответствующих национальных команд.

— За последние годы в нашем чемпионате введено множество различных лимитов. По мнению многих, они ослабили чемпионат и не дают планируемого эффекта для развития хоккея и сборных. Что можете сказать на этот счет?

— Меры направлены лишь на одно — эффективное использование государственных средств, которые должны идти на развитие потенциала широкого круга игроков всех возрастов, а не на поддержание уровня благосостояния отдельных «выдающихся» игроков и тренеров. Оценить эффективность мер можно лишь со временем — это не год и не два. Поэтому большинство публичных размышлений на предмет неэффективности принимаемых мер — не о мерах, а о личном благосостоянии выступающих. Повторюсь, нужно время, чтобы оценить результаты реформ.

— Вы работаете директором хоккейной школы и заместителем председателя федерации, при этом тренируете. Кем вы себя больше видите в будущем: функционером или тренером?

— Скорее больше вижу себя управленцем, чем тренером. Для этого стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень. К примеру, недавно прошел программу повышения квалификации в одной из ведущих белорусских бизнес-школ. Но и тренерскую работу не забрасываю, она мне очень интересна и от нее я получаю удовольствие, потому и работаю с любительскими командами. Кстати, работа тренера во многом схожа с работой управленца. Недаром на Западе во многих игровых видах спорта должность главного тренера звучит как «менеджер», а не как «коуч».

— Недавно в Беларуси было налажено производство хоккейной амуниции, клюшек. Оно опробовалось как раз в детско-юношеских школах. Как бывший хоккеист, как профессионал, как вы оцените качество этой продукции?

— Качество — приемлемое для использования в детско-юношеском хоккее. Это показали наши  испытания представленных образцов. Как поведут себя продукты серийного производства — покажет жизнь.

 Новости Беларуси Сегодня