Как Лакши Миттал победил гендиректора «Северстали» Алексея Мордашова, и что ждет главу ВТБ Андрея Костина



Как Лакши Миттал победил гендиректора «Северстали» Алексея Мордашова, и что ждет главу ВТБ Андрея Костина

Схватка за металлургический комбинат Essar Steel между отечественным банком ВТБ и крупнейшей металлургической группой мира Mittal Steel вернулась на уровень 2006 года. Тогда индусу Лакши Митталу удалось устранить российского стального олигарха Алексея Мордашева в борьбе за европейскую стальную корону. Теперь он намерен проделать то же самое с главой ВТБ Андреем Костиным.

ВТБ вступил в борьбу за компанию Essar Steel India Ltd., которой принадлежит один из крупнейших металлургических заводов Индии. Стоимость компании оценивается инсайдерами в 6 млрд долларов США. Кроме внушительной мощности (9,6 млн тонн стали в год), завод «располагает» огромными долгами — $8,1 млрд. В настоящее время деятельность предприятия остановлена, оно находится в состоянии банкротства. Соответственно, решение о сделке принимается конкурсными управляющими.

Корпоративная маска

ВТБ выступает на индийском рынке под «корпоративной маской» — компанией Numetal Mauritius, где он контролирует около 70%. О Numetal Mauritius почти ничего неизвестно. В западных СМИ ее определяют как SPV (special purpose vehicle) — проектную компанию, создаваемой под конкретную задачу. Об этом же говорит и место регистрации фирмы — республика Маврикий. Это островное государство, расположенное в юго-западной части Индийского океана, примерно в 900 км к востоку от Мадагаскара, стало в последнее время модной территорией для создания оффшорных структур спецназначения. Особенно популярно оно у индийских корпоративных структур со сложной структурой. В частности, в этой островной юрисдикции зарегистрирован корпоративный центр конгломерата Essar, которому и принадлежит продаваемый металлургический комбинат. Владельцы конгломерата — братья-миллиардеры Шаши и Рави Руйа. Сын последнего Ревант Руйа вместе с еще неизвестными внешнему миру партнерами владеет миноритарным пакетом Numetal Mauritius. Другими словами, нынешняя заявка ВТБ на покупку металлургического комбината подана с участием его нынешних владельцев.

Это второй опыт работы ВТБ с братьями Руйа. В 2017 году ВТБ-капитал (инвестиционное подразделение банка) организовал для Essar Group продажу его подразделения по нефтепереработке — компании Essar Oil Limited. Один из крупнейших в мире НПЗ был продан Роснефти и консорциуму Trafigura-UCP (по 49.13%) за 12.9 млрд долларов США. Это была крупнейшая иностранная инвестиция, как для России, так и для Индии.

Целью продажи Essar Oil Limited была разгрузка баланса Essar от огромных долгов. Нынешняя операция должна спасти эту же компанию от банкротства.

Очевидный стратегический характер банкротства вызывает вопросы у агентства, которое занимается организацией продажи. Его юридические консультанты не советуют принимать заявку Numetal Mauritius, так как это противоречит новому индийскому закону о банкротстве, который запрещает продавать банкротящиеся предприятия компаниям, у которых есть просроченные кредитные обязательства. С формальной точки зрения у Numetal Mauritius таковых, конечно, нет. Но юристы исходят из того, что участие в компании старых акционеров означает попытку сохранить свой бизнес новой упаковке и с новыми акционерами. Но если с интересами семейства Руйа все более-менее очевидно, то какие цели преследует ВТБ, пока неясно. Вряд ли Костин хочет стать металлургом. На рынке никто не сомневается в том, что госбанкир проводит покупку комбината в интересах «третьих лиц».

Можем повторить…

Имена этих лиц пока не называются. Не исключено, что это российский стальной магнат Алексей Мордашов. И дело не только в том, что недавно он без особого повода встречался с российским президентом Владимиром Путиным.

На покупку Essar Steel претендует Лакши Миттал — британский стальной магнат индийского происхождения, поднявшийся в мировую лигу после скупки активов в Казахстане. Лакши Миталл в 2006 году сумел обойти Алексея Мордашова на крутом повороте в битве за компанию Arcelor — второго по величине сталелитейного концерна в мире. Тогда Алексей Мордашов договорился с акционерами люксембургской сталелитейной компании Arcelor об объединении с активами «Северстали». Предполагалось, что в новой компании Мордашов получил бы 32% акций и де факто стал бы контролировать крупнейшего производителя стали в Европе. Сделка 2006 года уже получила одобрение Кремля, но в ситуацию вмешался Лакши Миттал. В компании с крупнейшим западным инвестбанком Goldman Sachs он сумел провести враждебное поглощение Arcelor, который вошел в состав сталелитейной империи индуса. Тогда речь шла в первую очередь об установлении контроля за технологическим центром мировой сталелитейной индустрии и огромной базе патентов и ноу-хау. Провал этой сделки стал первым очевидным доказательством того, что российских олигархов (да еще с кремлевской поддержкой) ждут только в лондонских магазинах и агентствах по продаже недвижимости. Но не рынке реальных качественных активов.

Миттал идет к министру

Приобретение Essar Steel India — это совершенно другая история. На этот раз речь идет о получении доступа к огромному и быстроразвивающемуся рынку Индии. Но вот Лакши Миттал снова на боевом посту. На этот раз в союзе с японскими корпорацииями Nippon Steel и Sumitomo Metal у которых свои виды на растущий рынок стали в Индии. И своя стратегия продвижения.

По данным источников Bloomberg, компания Essar Steel оценивается сейчас в $6 млрд, а ее просроченные обязательства — в 8.1 млрд. Но сумма, равно как и состояние конъюнктуры на рынке, мало никого не волнуют. Оценивается будущее Индии, с которым, по мнению стратегических инвесторов, у страны все в порядке. Но не все в порядке с заявкой у ArcelorMittal. Хотя ArcelorMittal недавно показала в отчетности рекордные с 2011 года прибыли и сумела восстановить свой инвестиционный рейтинг, консультанты обращают внимание на индийскую компанию Uttam Galva Steels Ltd. Она имеет просроченные кредиты, и до недавнего времени 29.1% в ней принадлежал концерну ArcelorMittal. А потом вдруг принадлежать перестал: этот пакет был «продан» другим акционерам компании за символическую сумму. «Стратегический» (если не сказать притворный) характер такой сделки очевиден для всех. Но, по последним данным, которые поступают из Индии, местные регуляторы простили своему бывшему земляку этот «финансовый инжиниринг».

А сам Лакши Миттал встретился с министром финансов страны и обсудил перспективы восстановления платежеспособности предприятия, на которое он претендует, после чего сделал публичное заявление, в котором пообещал, что заявка на покупку сниматься не будет.

Такая встреча в такой стране означает, как сказали бы спортивные комментаторы, «серьезную заявку на победу». Представителям Numetal Андрея Костина в свою очередь пришлось оправдываться тем, что у Numetal Mauritius есть свой детальный план развития проекта. Какой будет битва за сталь на этот раз, пока неясно, но очевидно, что потенциальные владельцы предприятия не спешат показать свое лицо. Значит сохранять лицо придется банкиру Андрею Костину. Скандальные новости