«Убедившись, что офицер мертв, забрал его вещи и удостоверение участника боевых действий». Подробности убийства в Киеве полковника Генштаба Юрия Щербины

«Цензор.НЕТ» удалось выяснить подробности расследования резонансного дела об убийстве офицера ВСУ, за которое на днях киевлянин Артем Рубан приговорен Дарницким судом столицы к пожизненному сроку заключения.

Как рассказал в комментарии изданию прокурор Киевской городской прокуратуры №2 Василий Павлюх, поддерживавший в этом процессе государственное обвинение, осужденный объяснил убийство тем, что ему не понравилось, как погибший на него посмотрел.

«БОЛЬШЕ СЮДА НЕ ЗВОНИ, ТВОЙ БРАТИШКА УМЕР»

Как сообщалось ранее, Дарницкий районный суд Киева приговорил к пожизненному сроку заключения мужчину, который убил военнослужащего и нанес ранение таксисту. Погибшим оказался ветеран АТО, сотрудник Генштаба ВСУ полковник Юрий Щербина.

По словам прокурора, эти преступления были совершены в апреле 2016 года.

«Таксист получил серьезные травмы, но остался жив. Он рассказал, что пассажир был в состоянии алкогольного опьянения и на повышенных тонах выяснял по телефону отношения с девушкой, — говорит Василий Павлюх. – Водитель попытался разрядить обстановку, как-то его успокоить, а тот в ответ выхватил нож и нанес таксисту ранение в шею. А когда водитель, спасая свою жизнь, выбрался из автомобиля, попытался угнать его транспортное средство. Но не смог быстро завести, а потом его спугнул водитель второго автомобиля, который остановился, чтобы помочь пострадавшему таксисту».

С военнослужащим он встретить возле озера Горячка, которое находится в Дарницком районе столицы. В тот вечер, по словам прокурора, офицер узнал о том, что в больнице умерла его мать, и планировал туда поехать.

«Он был из семьи военных и, как объяснял его отец, смог бы за себя постоять в случае конфликтной ситуации, если бы на него напали открыто. Тем более, что при нем был пистолет «Форд» для отстрела резиновых пуль. Но никакого конфликта не было. Обвиняемый утверждал, что ему не понравилось, как прохожий на него посмотрел. Потом он также говорил, что ему якобы угрожали пистолетом. Но это следствие опровергло, нашелся свидетель, который видел, что происходило и позвонил в полицию. Нападение было внезапным, погибший получил шесть ударов ножом сбоку и сзади в область шеи и головы. А когда преступник убедился, что офицер мертв, оттащил тело в кусты и забрал личные вещи, ключи от автомобиля, пистолет, удостоверение участника боевых действий и удостоверение офицера», — продолжает прокурор.

Следствие также установило, что, вернувшись ночевать в хостел, убийца не выключил один из телефонов, которые он забрал у таксиста и военного. По нему его и вычислили.

Не успел он избавиться и от окровавленных вещей, ночью в хостеле не работала прачечная.

Вина Рубана в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 187, ч. 2 ст. 15, п. 6 ч. 2 ст. 115, ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 289, ч. 4 ст. 187, п. 6 п. 13 ч. 2 ст. 115, ч. 3 ст. 357 УК Украины подтверждается предоставленными стороной обвинения и непосредственно исследованными судом доказательствами, среди которых результаты цитологических и молекулярно-генетических экспертиз. Следствие по этому делу продолжалось 8 месяцев.

Сам подсудимый отрицал, что украл вещи у таксиста и военнослужащего, настаивая на том, что ему их подбросили сотрудники полиции. Но служебная проверка, которая была проведена в отношении правоохранителей, которые его задерживали, его слова не подтвердила.

«Он забрал оба телефона, которые были у военнослужащего. И один из них не выключил. Муж одной из сестер погибшего в тот вечер на него дозвонился. И услышал примерно следующее: «Больше сюда не звони, твой братишка умер». После этого телефон отключили», — рассказывает Василий Павлюх.

Это дело рассматривали с участием присяжных, и они признали подсудимого виновным, поддержав высшую меру наказания, как и просила прокуратура.

«Такое решение абсолютно оправданно, — считает прокурор Павлюх. — На одном из судебных заседаний жена погибшего процитировала слова дочери: «Мама, я не хочу никаких подарков на день рождения, только пусть придет папа». К сожалению, мы не сможем вернуть ей отца, но она должна знать, что его убийца ответит за содеянное по закону».

ЮРИЯ С МАМОЙ ХОРОНИЛИ В ОДИН ДЕНЬ

На следующий день после вынесения приговора я встретилась с сестрами Юрия: Светланой и Ириной. Рассматривала фотографии, на которых отец был рядом с сыном-курсантом, где вся семья вместе и еще жива мама, и думала о том, что пришлось пережить этим людям.

«У нас отец военный в отставке, нас воспитывали в любви к армии, — объясняет Светлана. – Если бы в мое время, когда я окончила школу, женщин брали в курсанты, я бы пошла в военное училище обязательно. Брат закончил Харьковский военный университет и в 2008 году Национальный университет обороны Украины».

Рассказывая о Юрии, женщины признаются, что брат был непубличным человеком, не любил обсуждать работу. И даже о своей службе на востоке выполняется без особых подробностей, поэтому больше об этом периоде в его жизни они узнали уже после похорон, общаясь с его друзьями и коллегами. Тогда, зимой 2015 года ему чудом удалось уцелеть в Краматорске. Когда обстреливали город, его коллеги погибли.

«В тот день Бог уберег, он был в отъезде, выполнял задание. А теперь он лежит на кладбище через несколько могил от них», — говорит Ирина.

Возвратившись домой, Юрий стал еще более внимательным к родным. Перебирая в памяти какие-то жизненные бытовые ситуации, мои собеседницы словно по крупицам пытаются бережно воссоздать для меня его образ.

«Он был хозяйственным человеком, у него золотые руки. Ребята рассказывали, что на востоке он помогал им обустраивать блиндажи, — говорит Светлана. – Брат был сдержанным, но открытым, всегда с улыбкой. Он никому не отказывал в помощи, был очень добрым, светлым человеком. Сейчас многие говорят, что им его не хватает. Он любил людей, а они ему отвечали тем же. Поэтому на судебных заседаниях всегда было много людей.

Мы с Ирой работаем в структурных подразделениях Вооруженных Сил Украины. Юра прослужил почти 25 лет в армии. Нашу семью хорошо знают. Так что часто над нами подшучивали: «О, раз сестры здесь, значит третий, младшенький придет. Иду по этим же коридорам и все еще жду, что он придет».

– Ирина, вы приходили на судебные заседания с портретом брата. Как реагировал на это подсудимый? Он попросил у вашей семьи прощения?

— Нет, он вел себя достаточно высокомерно, утверждал, что брат сам виноват, — отвечает она. — Хотя Юра был не конфликтным человеком в принципе. А в этой ситуации и конфликта-то не было, на него просто напали сзади.

— За все это время он так и не раскаялся, — дополняет Светлана. — Его очень раздражало, что на заседания приходит много людей. У нас на всех заседаниях были кто мог: друзья, сослуживцы, одноклассники брата.

Юрия с мамой хоронили в один день. Их могилы теперь рядом. Переживший смерть сына и жены отец Юрия, по словам женщин, очень мужественно держится. Но большую часть времени проводит на кладбище.

«Узнал о смерти мамы, созвонилась с братом, договорились, что он поедет ночевать к отцу, чтобы его поддержать, — вспоминает Ирина. – Но после этого разговора появилось то же чувство, как и тогда, когда он был в Краматорске. Я очень тревожилась, набрала его несколько раз, но телефоны не отвечали, хотя и были включены. Начали созваниваться со Светой и с его женой, думали, возможно, произошла авария. Об убийстве никто не думал».

Описывая судебный процесс, мои собеседницы уточняют, что поначалу он затягивался, заседания постоянно переносились. Полноценно слушать дело стали лишь после того, как первая судья ушла в отставку, а с назначением новой, сменили и состав присяжных.

«Знаете, Таня, у нас в стране много хороших людей, — неожиданно сказала мне Светлана. — Мы искали юристов и откликнулись адвокаты из «Юридической сотни», они помогают нам бесплатно. И мы очень благодарны молодому парню, который стал случайным свидетелем убийства брата. Он ведь мог просто пойти дальше, ему наверняка грозила не меньшая опасность. Маленький, худенький, на вид совсем мальчишка. Но он не сбежал, а вызвал полицию, а на суде рассказал все, что видел. Пока у нас есть такие люди в стране, у страны есть будущее. Несмотря ни на что. Поэтому я очень благодарна этим людям».

Не исключено, что осужденный подаст апелляцию, оспаривая приговор. Но мои собеседницы заявили, что готовы и дальше бороться, чтобы отстоять вынесенное Дарницким судом решение.

Татьяна Бодня, для «Цензор.НЕТ»

Источник: https://censor.net.ua/r3084797 РЕЗОНАНСНЫЕ НОВОСТИ