Хищения в Ростехе

>Хищения в Ростехе

Мурад Сафин

За десять лет работы, Государственная корпорация «Ростех» не сделала каких-то масштабных проектов, как предполагалось изначально при ее создании. Зато стала известна по многочисленным коррупционным составляющим, которые царят в корпорации. Последнее из таких коррупционных дел, является хищение бюджетных средств в одном из старейших конструкторских бюро страны «Компас», подведомственном «Ростеху». Сейчас это дело передано в суд.

Исходя из следствия, главными «расхитителями» стали гендиректор КБ «Компас» Мурад Сафин и глава компании «Промпоставка» (еще одна структура «Ростеха») Руслан Сулейманов. И если первоначально речь шла о хищении 800 миллионов рублей, то после обысков у главных фигурантов дела, выяснилось, что суммы могут составлять миллиарды рублей.

Так, удалось обнаружить во владении у Руслана Сулейманова и Мурада Сафина десятки автомобилей представительского класса и элитного недвижимого имущества. Теперь речь идет уже о 3,5 миллиардов рублей, которые похитили из Государственной структуры.

Ростех хищения

Деньги нувориши из Ростеха делали по довольно простой схеме, забыв о том, для чего в принципе и создавалась такая масштабная структура. Целью управляющих были не научные открытия, а набивание своего личного счета деньгами. «Компас» и «Промпоставка» завышали стоимость текущих госконтрактов, привлекая в качестве соисполнителей подставные фирмы-однодневки. Следователи насчитали около 20 подобных компаний. Последние исполняли один единственный номер — переводили поступившие им средства на счета третьих фирм, которые благополучно обналичивали эти деньги. Изюминкой, причем далеко не единственной, здесь выступает тот факт, что счета фирм располагались в том числе в подконтрольных «Ростеху» Фондсервисбанке и Новикомбанке. Единственным владельцем последнего является «Ростех».

Руслан Сулейманов

Разумеется, похитить 3,5 млрд рублей в четыре руки топ-менеджеры «Ростеха» не смогли бы даже при самом горячем желании. В «работу» включилось немало коллег и просто партнеров Мурада Сафина и Руслана Сулейманова, среди которых заместитель обоих обвиняемых Дмитрий Мануйлов, директора подставных фирм, через которые проходили финансовые потоки, аудитор Софья Макеева и даже финдиректор фонда ветеранов войны в Афганистане САФА, который «Компас» регулярно спонсировал, Екатерина Хлыстова.

 

Екатерина Хлыстова

Следствие высоко оценило организаторские способности Руслана Сулейманова и Мурада Сафина, добавив к обвинению в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере, еще и создание преступного сообщества.

Дмитрий Мануйлов в суде

Высокотехнологичное ОПС действовало с 2008 года, что наводит на мрачные размышления об организаторских способностях других лиц. Например, руководство «Ростеха». Присмотреться к работе «Компаса» и «Промпоставки» совет директоров госкорпорации удосужился только в декабре 2015 года.

Руслан Сулейманов в суде

Мурад Сафин явно пользовался в «Ростехе» особым расположением, поскольку финансовая деятельность КБ «Компас», несмотря на возрастающие подозрения, была проверена лишь за 2015 год. К слову, именно Мурад Сафин, когда решался вопрос о его аресте, просил вызвать в суд Сергея Чемезова, очевидно, рассчитывая на поддержку главы госкорпорации.

Руслану Сулейманову повезло меньше — аудиторы изучили документы АО «Промпоставка» сразу за четыре года, предшествующих проверке. Все это можно было бы списать на такие извинительные для русского уха пороки, как бесхозяйственность, разгильдяйство и даже чиновную халатность, если бы не одно но. И это но — принадлежащий «Ростеху» Новикомбанк.

Опорный банк Госкорпорации Ростех Новикомбанк

Новикомбанк позиционирует себя банком для корпоративных клиентов, всячески подчеркивая свою неформальную, но все же принадлежность государству. Посетив сайт Новикомбанка, вы тут же узнаете, что это опорный банк «Ростеха», обслуживающий более 700 предприятий корпорации. Особо сомневающихся в выборе кредитной организации бизнесменов, видимо, призван сразить наповал логотип рейтингового агентства Moody’s, присвоившего банку рейтинг финансовой устойчивости В.

Сергей Чемезов

Однако мнение Moody’s подозрительно расходится с оценками других рейтинговых агентств мирового уровня. Так, международное рейтинговое агентство Fitch еще два года назад понизило рейтинг «Ростеха» до В–. Аргументы Fitch убивают всю проделанную пиарщиками банка работу. Основными причинами снижения рейтинга названы рост плохих активов банка и недостаточность поддержки со стороны ведомства Сергея Чемезова.

Далее аналитики Fitch развеивают главный рекламный миф Новикомбанка: на долю предприятий «Ростеха» приходится лишь 30% выданных банком кредитов. Остальные 70% кредитов получены «частными компаниями, не входящими в структуру «Ростеха». В переводе с языка сухой статистики на человеческий, судьба Новикомбанка не слишком волнует государство в лице госкорпорации «Ростех», а опираются на банк вовсе не отечественные создатели высоких технологий, а загадочные бизнес-структуры, которым и достаются миллиардные кредиты.

Впрочем, догадаться, что это за компании нетрудно. Так, в 2009 году контролирующий «АвтоВАЗ» «Ростех» заключил контракт на поставку автоматических коробок передач с компанией «Кате». По некоторым данным, соглашение было подписано еще до того, как «Кате» построила завод, на котором предполагалось собирать коробки передач, а сумма контракта составила 300 млн рублей. За скромным названием «Кате» скрывается не менее скромная владелица Екатерина Игнатова. О бизнесвумен достаточно сказать одно: она жена Сергея Чемезова.

Екатерина Игнатова

Екатерина Игнатова своими успехами на почве предпринимательства может посоперничать даже с Еленой Батуриной. С 2009 по 2015 год Екатерина Игнатова задекларировала более 4 млрд рублей дохода, а в 2016 году бизнес-леди заработала около 850 млн рублей. Благосостояние семьи Чемезова выглядит несколько странным, ведь компаниям его жены хронически не везет. Упомянутый выше контракт с «АвтоВАЗом» закончился ничем. В 2012 году контроль над предприятием перешел к Renault-Nissan. Автоконцерн взялся слепить российский автопром «из того, что было», однако коробки передач предпочел закупать у японской Jatco.

Сергей Чемезов и Екатерина Игнатова

При этом финансовая отчетность «Кате» пестрит долгами. В 2015 году долгосрочные обязательства компании превысили 610 млн рублей. Неудачи преследуют и дочернюю структуру «Кате», компанию «Кате-девелопмент». Строительная фирма с 2008 года ежегодно продлевает разрешение на строительство завода автокомпонентов в Калининградской области. Спустя 10 лет завод остается прожектерством Екатерины Игнатовой, а долги «Кате-девелопмент» на сегодняшний день превышают 250 млн рублей.

 

Помимо жены Екатерины Игнатовой у Сергея Чемезова есть и взрослые дети. Сын Станислав, например, является учредителем целого ряда компаний, которые тоже максимально закредитованы. Так, кредитные обязательства ООО «Лесная Компания «Тайга» превышает 1,7 млрд рублей, а компания «Интербизнесгрупп» закредитована более чем на 3 млрд рублей. Что-то подсказывает нам, это и есть те «частные компании», которые упоминает в своем отчете Fitch.

Проблемы Новикомбанка

Проблемы Новикомбанка констатировал не только Fitch, но и Центробанк. Однако Сергей Чемезов этого словно и не заметил. Он полон светлых ожиданий. Среди планов Чемезова на будущее есть слияние всех банков «Ростеха» в один гигантский Промбанк.

Еще одна темная история с участием Новикомбанка произошла накануне Нового года, хотя ее корни уходят несколько глубже в историю. 14 декабря 2017 года арбитражный суд Самарской области заблокировал погашение долга «АвтоВАЗагрегата» перед Новикомбанком в размере 487,4 млрд рублей. Средства были возвращены на счета «АвтоВАЗагрегата». Здесь нужно внести маленькое пояснение: дочка «АвтоВАЗа» находится в процессе банкротства. И хотя отмена сделок по требованию конкурсного управляющего не является чем-то экстраординарным, «АвтоВАЗагрегат» — случай особый.

Пикантность этому банкротству придают несколько обстоятельств. Во-первых, директором «АвтоВАЗагрегата» в последнее время был Виктор Козлов — брат печально известного Алексея Козлова, при появлении которого странным образом обанкротились несколько крупных банков, а также промышленный гигант «Химпром». Кто-то может возразить, что брат за брата не отвечает. Действительно, эти братья вряд ли за что-то ответят, но они прекрасно взаимодействуют. Пока Виктор Козлов управлял «АвтоВАЗагрегатом», контрольным пакетом компании в лице «Копперберг Лтд» (Виргинские острова) владел его брат Алексей. Офшорная компания приобрела акции «АвтоВАЗагрегата» в 2011 году. Злые языки утверждают, что на этом настаивал лично Сергей Чемезов.

Обязательство владельца «АвтоВАЗагрегата» погасить все долги к концу марта 2016 года

На этом драматическом моменте мы снова должны вернуться к 487,4 млрд рублей, которые чуть было не растаяли на счетах Новикомбанка. Суд признал, что «АвтоВАЗагрегат» переводом средств банку нарушил очередность удовлетворения требований кредиторов. Продемонстрируем это живым примером. Оспариваемая сумма почти в полмиллиарда рублей была получена банком в июне 2015 года. На тот период «АвтоВАЗагрегат» имел гигантские долги по зарплате рабочим завода, которые не погасил даже год спустя. Почему «АвтоВАЗагрегат», наполовину переставший быть российским, так стремится рассчитаться с банком «Ростеха»? Возможно, братьев Козловых обуяли патриотические чувства, однако гораздо больше это похоже на еще одну схему вывода денежных средств.

Даже в российских реалиях трудно найти государственный банк с таким багажом коррупционных историй. Зато легко обнаружить то, что объединяет все эти истории, — неизменно появляющееся имя Сергея Чемезова. Возвращаясь к хищениям в конструкторском бюро «Компас», остается лишь удивляться, как обвиняемым удалось вывести через Новикомбанк 3,5 млрд рублей, когда его истинные бенефициары давно стали знатоками серых финансовых схем.

 Сегодня в мире