Бизнесмен Зайдес пообещал протестующим у Куропат встречу в суде

Уже на подъезде к территории заведения было заметно, что здесь кого-то ждут . Проезд на территорию был закрыт, вход контролировали сразу трое охранников, еще один дежурил возле самого ресторана. Видно, что они здесь освоились — здороваются за руку и легко общаются с «видеооператором» в штатском из милиции, который дежурит на случай возобновления протестов.

Вход — строго по утвержденным спискам. Администрация ресторана говорит, что сама решала, кого приглашать, а кого нет. Минут за пять до начала встречи из здания просят выйти журналистов Павла и Ольгу Быковских из-за отсутствия аккредитации, а заодно во второй раз спрашивают у корреспондента БелаПАН, кто он такой.

Сперва директор ресторана Светлана Дубкова проводит экскурсию по помещению — два зала на первом этаже, здесь же сцена. На втором этаже — большой зал для отдыха. Куропатские кресты хорошо видны с террасы.

Общая территория комплекса — 1,2 гектара: газон, беседки, комнатки для отдыха и детская площадка. Здесь же баня, которую пока используют как склад.

Ждем совладельца ресторана Леонида Зайдеса уже внутри ресторана. Он входит в сопровождении охраны, приветствует и благодарит журналистов за интерес. А потом с листа зачитывает заявление, но на вопросы не отвечает, предлагая отправлять их на электронную почту.

Зайдес говорит, что речь о закрытии ресторана не идет — как и о переносе его из Куропат, и обещает вызвать протестующих в суд.

Леонид Зайдес

«Мы пытались найти общий язык и решение, которое пойдет на пользу общества, — сказал бизнесмен. — Мы были готовы сесть за круглый стол и вели переговоры об этом с людьми, взявшими на себя ответственность за пикетирование ресторана и все действия, в том числе и незаконные, которые предпринимали пикетирующие за это время».

«Так было до последнего времени, пока мы не увидели, что решение вопроса протестующим не важно. Похоже, главное для них — сам процесс, шум вокруг Куропат», — подчеркнул Зайдес.

Он утверждает, что когда договоренность о проведении круглого стола с протестующими была фактически достигнута, «определенные силы пошли на эскалацию конфликта».

«Кроме того, со мной начали говорить на языке ультиматумов, личных угроз и фактического шантажа. Но с шантажистами, как известно, никто в мире переговоров не ведет. Поэтому никаких контактов с людьми, сознательно разжигающими этот конфликт и не ищущими решения, больше не будет. И, уж безусловно, речь о закрытии ресторана не идет», — заявил Зайдес.

В ресторан, говорит он, инвестированы немалые средства. «Это 80 рабочих мест в Минском районе. Это одно из немногих заведений на кольцевой дороге. И чтобы ни говорили наши оппоненты, у нас немало посетителей, даже несмотря на то, что им приходится буквально прорываться на территорию ресторана через кордон», — отметил бизнесмен.

По его мнению, предложение о переносе ресторана в другое место «и вовсе не выдерживает никакой критики».

«С людьми, которые сейчас поливают меня, сотрудников и посетителей грязью, бросаются под автомобили, пытаются оказать давление на наших партнеров, мы будем разговаривать только в суде», — пригрозил он

 

 

Зайдес уверяет: у владельцев заведения «есть полный пакет документов, доказывающий, что размещение семейного ресторана «Поедем поедим» в его нынешних границах целиком законно».

При этом он напомнил о мнении Генеральной прокуратуры, которая в ответ на запрос блогера Антона Мотолько сообщила: «Строительство ресторанно-развлекательного комплекса около места массовых захоронений жертв сталинских репрессий в урочище Куропаты под Минском не нарушило охранных зон историко-культурной ценности, утвержденных в 2014 году».

«Если же говорить о моральной стороне, то, безусловно, каждый человек может иметь на этот счет свое мнение, — добавил Зайдес. — Обозначу свою позицию и позицию моих компаньонов. Во-первых, «Поедем поедим» — это семейный ресторан, а никак не ресторанно-развлекательный комплекс. Мы ориентированы на семейную аудиторию. И печально, когда люди считают наличие детской площадки, батута развлекательным комплексом».

Бизнесмен заявил о готовности взаимодействия «со всеми здравомыслящими активистам, общественными организациями и политическими партиями, которые нацелены на решение конфликтного вопроса», а также о готовности владельцев ресторана взять на себя ответственность за создание в Куропатах мемориала.

И здесь началось самое интересное.

«Возможно, вы не в курсе, но в ноябре 2012 года мы обратились в Минкульт с письмом», — сообщил Леонид Зайдес. В письме предлагался комплекс мероприятий, которые застройщики готовы были осуществить: финансирование разработки концепции архитектурного решения мемориального комплекса и строительства с последующей его передачей на баланс Министерства культуры.

Предлагалось также устроить освещение построенного мемориального комплекса, благоустроить территорию между границами урочища и объектом с высадкой деревьев и кустарников, систематический уход за данной территорией. Ориентировочный объем инвестиций по развитию предлагаемого мемориального комплекса составлял до 1 миллиарда неденоминированных рублей.

«К сожалению, реализовать проект не удалось, и не по нашей вине», — подчеркнул он.

Зайдес также заявил, что владельцы комплекса «готовы взять на себя определенные обязательства»: на открытой территории не будет звучать громкая живая музыка и не будет развлекательных музыкальных программ, здесь не будет фестивалей, салютов и фейерверков.

«Мы готовы сотрудничать в этом направлении со здравомыслящими общественными силами, цель которых — создание мемориала, места памяти в Куропатах, а не использование их в своих целях», — заявил бизнесмен, еще раз всех поблагодарил и ушел.

На вопросы пришлось отвечать представителю компании «Белрестинвест», которая владеет рестораном, Ольге Логвин и директору заведения Светлане Дубковой.

Ольга Логвин и Светлана Дубкова

Логвин подчеркнула, что ресторан позиционируется не как развлекательный комплекс, а как объект семейного отдыха, на его территории есть домики и детская площадка, которая носит «камерный характер».

«Мы не считаем, что они находятся в непосредственной близости [от места расстрелов]. Вероятно, во многих СМИ уже звучало, что сама граница мемориала находится примерно в 120 метрах отсюда. Никоим образом камерный отдых здесь, на этой территории, не нарушает мир и покой Куропат», — заявила она.

На вопрос, приводят ли сотрудники сюда своих детей, Дубкова отметила: «Нам очень радостно, что дети смеются. Я в этом ничего зазорного не вижу».

Пресса интересовалась в основном другим — почему во время строительства комплекса, когда Генрокуратура вынесла предписание об устранении нарушений об охране историко-культурного наследия, ничего не было предпринято. Ответ держали четко: постоянные охранные зоны Куропат появились только в 2014 году, и их никто не нарушает.

Поработать журналистам в помещении долго не дали, попросили выйти, потому что зал нужно было готовить к официальному открытию. Правда, пригласили тут же вернуться и оценить кухню в качестве посетителей. Журналисты пошли «допиливать» репортажи в магазин на соседней заправке.

 

 

Фото и видео Сергея Сацюка

Сюжет: Защита Куропат Новости Беларуси Сегодня