Донбасский уголь в обход Украины продают в Европу через Беларусь

Фото носит иллюстративный характер

Фото pxhere .com

За последние годы Беларусь увеличила импорт каменного угля. Он идет из России и Казахстана. Если в 2012 и 2013 годах, согласно данным Белстата, завозилось 414 и 586 тыс. тонн, то в 2016 и 2017 годах объемы выросли до 724 и 754 тыс. тонн, соответственно.

Каменный уголь используется в промышленности — в металлургии и при производстве цемента, но в Беларуси сейчас потребности в нем нет, объяснил Naviny.by научный руководитель Института энергетики Беларуси Александр Михалевич.

Во-первых, с течением времени выяснилось, что дешевый российский газ и экология вытесняют уголь как топливо из энергетики. Во-вторых, на Жлобинском металлургическом заводе сейчас используются только электрические печи, а на белорусских цементных заводах вместо угля в печи загружают твердые бытовые отходы. «Уголь сошел на нет. Сейчас он нам уже не нужен», — отметил доктор технических наук.

Из Беларуси каменный уголь идет на экспорт. В основном в Польшу. Причем за последние два года объемы поставок выросли в разы. Согласно данным Белстата, за прошлый год в Польшу было вывезено 163 тыс. тонн на 14 млн долларов. По сравнению с 2016 годом в количественном выражении объемы поставок увеличились в 6,2 раза, а в денежном — в 8,4 раза. За пять месяцев этого года в Польшу отгружено 108 тыс. тонн на 10 млн долларов. Поставки выросли в 7,9 раза и в 9,9 раза, соответственно.

Источник на рынке рассказал Naviny.by, что в Польшу через Беларусь попадает каменный уголь из самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, с которыми не торгует Украина и Европа. В основном, по его словам, таким бизнесом занимаются «ростовские ребята».

«По-другому ты его никак не продашь, поэтому приходится так возить. Они добывают его на Украине, везут в Россию и делают его российским, а потом он уже как российский [транзитом через Беларусь] идет на Европу. Но некоторые поставщики [из Польши] не хотят спонсировать Донбасс, поэтому [иногда] еще приходится делать белорусские документы. А некоторые просто везут сразу же из Украины в Беларусь, потом уже в Беларуси перегружают в новые вагоны и везут в Польшу», — объяснил собеседник.

Он сравнил схему с той, которая используется при поставке польских яблок в Россию. Из-за санкций поляки не могут продавать их напрямую, поэтому приходится везти их в Беларусь, растамаживать и по новым документам отравлять российским контрагентам. «Здесь — тоже самое. Ничем не отличается схема», — подчеркнул источник на рынке.

О контрабанде донбасского угля в Польшу транзитом через Беларусь не раз писал журналист польского издания Dziennik Gazeta Prawna Михал Потоцкий. Он занимается расследованием на эту тему около года.

По словам журналиста, в Польше этим бизнесом занимаются небольшие частные компании из Зеленой-Гуры, Кракова и Катовице. «У некоторых из них чисто польский капитал, но есть и такие, у которых капитал сепаратистский. Некоторые продают антрацит [лучший сорт каменного угля] в промышленности, некоторые реэкспортируют его дальше на Запад, а некоторые делают из него другие продукты. Беларусь в этой схеме — страна-транзитер», — рассказал в комментарии Naviny.by Михал Потоцкий.

 Новости Беларуси Сегодня