Заседание синода РПЦ длилось более шести часов .
«На заседании было принято решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, — сказал митрополит Иларион. — Это было вынужденное решение, но иного решения наш Священный синод не мог принять, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата. <…> В практическом плане это решение означает, что мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата».
По словам митрополита Илариона, Белорусский экзархат как часть Русской православной церкви «присоединяется к этому решению». Он подчеркнул, что принятое решение «распространяется на всю каноническую территорию РПЦ, включая Беларусь».
Аргументируя решение РПЦ разорвать общение с Константинополем, иерарх напомнил, что «несколько дней назад на заседании синода Константинопольского патриархата были приняты решения о том, что он восстанавливает в священном сане отлученного от церкви лидера украинского раскола Филарета Денисенко и лидера еще одной раскольнической группировки».
Кроме того, было принято решение «об отмене акта Константинопольского патриархата 1686 года о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата, а также было принято решение об учреждении ставропигии Константинопольского патриархата в Украине».
«Все эти решения с точки зрения Русской православной церкви являются незаконными и канонически ничтожными, и РПЦ не принимает этих решений, не будет им следовать, — подчеркнул митрополит Волоколамский. — Раскол остается расколом, лидеры раскола остаются лидерами раскола, а та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, исключила себя из канонического поля православной церкви. Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом, как полностью идентифицировавшим себя с расколом».
По словам митрополита Илариона, это «не первый случай подобного рода в истории православной церкви». Последний раз подобная ситуация возникла, когда в 1996 году, Константинопольская церковь «вторглась в канонические пределы Русской церкви, основав свою юрисдикцию в Эстонии».
«Но те, канонические преступления, которые совершены сегодня Константинопольским патриархатом, гораздо более тяжкие, потому что он объявил о намерении предоставить автокефалию части РПЦ, — отметил православный иерарх. — Причем не той части, которая когда-то находилась во владениях Константинополя. Та Киевская митрополия, которая в 1686 году вошла в состав Московского патриархата, территориально не совпадала с нынешней Украинской православной церковью, была значительно меньше. Туда не входили такие территории, как Донбасс, юг Украины, Одесса и многие другие области. То есть аннулировать акт 1686 года и представить дело так, будто бы на протяжении всех этих трехсот с лишним лет вся территория Украины находилась в составе Константинопольского патриархата, — это полностью противоречит исторической правде».
По словам главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата, Священный синод принял заявление, в котором «подробно объясняется, почему и на каких основаниях было принято это решение». В частности, речь идет о канонических правилах, которые «не позволяют епископу одной церкви вмешиваться в дела другой поместной церкви».
«Мы приводим толкование авторитетных византийских канонистов Иоанна Зонары и Никодима Святогорца, которые говорят о том, что Константинопольский патриарх имеет власть принимать апелляции в пределах своей церкви, но не может принимать апелляции от других поместных церквей, на чем сейчас безосновательно настаивает Константинопольский патриарх. То новое и антиканоничное учение о якобы имеющихся привилегиях Константинопольского патриархата в одностороннем порядке принимать апелляции от других поместных церквей не находит основания в священных канонах православной церкви», — заявил он.
Митрополит Иларион от имени синода РПЦ выразил надежду на то, что «здравый разум восторжествует», а Константинопольский патриархат «изменит свое отношение к существующей церковной реальности». «Но до тех пор, пока этого не произошло, мы не сможем находиться в общении с церковью, оказавшейся сегодня в расколе», — сказал иерарх.
В апреле президент Украины Петр Порошенко обратился к константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить томос об автокефалии православной церкви в Украине. Его поддержали неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь, но не поддержала официальная УПЦ Московского патриархата.
22 апреля Священный синод Константинопольского патриархата официально принял это обращение к рассмотрению. 7 сентября патриархат опубликовал коммюнике, в котором сообщалось о назначении двух иерархов экзархами в Украине.
В ответ на это Священный синод РПЦ, который считает Украину своей канонической территорией, обвинил патриарха Варфоломея во вмешательстве во внутренние дела другой поместной церкви и принял решение приостановить контакты с Константинопольским патриархатом.
11 октября Синод Константинопольского патриархата отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, а также снял анафему с непризнанного киевского патриарха Филарета, которую в 1997 году наложил на него Московский патриархат «за раскол». То же сделал Константинополь в отношении главы Украинской автокефальной православной церкви Макария. Это промежуточное решение на пути предоставления автокефалии Украинской православной церкви.
Фото Сергея Сацюка
Новости Беларуси Сегодня