Лукашенко пошла карта. Белорусам подбросят деньжат, но немного

Во-первых, после того как уладили в прошлом году нефтегазовый конфликт, Москва стала давать больше нефти (к тому же за счет «перетаможки» части этого сырья заработал механизм финансовой подпитки Минска по секретной схеме).

Во-вторых, сама нефть подорожала, а значит больше потекло в наш бюджет валюты от продажи бензина и солярки за границей.

Республиканский бюджет нынешнего года сверстан из расчета 43 доллара за баррель нефти, а теперь она стоит 73 доллара. Отсюда и дополнительный навар. Вчера на совещании у президента большие экономические и финансовые начальники как раз и размышляли, как лучше распорядиться этими деньгами.

 

«Мы привыкли забирать деньги у учителей и врачей…»

На совещании по вопросам социально-экономического развития 3 мая в Минске Александр Лукашенко отметил, что сейчас мы дороже продаем не только нефтепродукты, но и минеральные удобрения, в том числе калий. Что позволяет рассчитывать на дополнительные бюджетные доходы.

«Какой период времени это будет продолжаться, никто не знает, но вечно это точно не будет. Нужно буквально успеть извлечь максимум выгоды из сложившейся конъюнктуры и сохранить опережающую динамику во всех сферах», — так поставил задачу президент.


Станет ли Беларусь криптоофшором?

Сразу отметим на этом мажорном фоне то печальное обстоятельство, что во втором десятилетии ХХI века Беларусь при всех красивых разговорах о построении IT-страны еще дико зависит от сырьевых факторов (нефть, калий и пр.).

Показательна и фраза официального лидера, что надо повышать зарплаты, пенсии, поскольку «мы не можем в черном теле держать народ». Получается, что итог 24-летнего построения белорусской модели, особого пути развития — это то, что масса населения пребывает «в черном теле»?

Саморазоблачительно прозвучало и признание главы государства, что «мы привыкли забирать деньги у учителей и врачей и направлять их туда, где они должны зарабатываться и, наоборот, направляться в бюджет». Речь идет о вливании средств в госпредприятия.

«Правительство намеревается продолжить практику оказания государственной поддержки предприятиям. Не спорю, видимо, кого-то надо и поддерживать», — сказал Лукашенко. Но тут же признал, что «мы не видим обещанного эффекта в полном объеме от ранее оказанной господдержки».

 

Страна — в хомуте внешнего долга

Не похожа ли эта многолетняя политика поддержки госсектора на бесконечное вливание воды в дырявую бочку? И насколько эффективно распорядятся белорусские власти притоком нынешних конъюнктурных денег в бюджет?

«Когда у белорусского правительства появляются дополнительные деньги, оно, как правило, пытается под какие-то события увеличить зарплаты людей и проинвестировать средства в госпредприятия, чтобы тем самым тоже увеличить зарплаты работников», — отметил в комментарии для Naviny.by экономист Владимир Ковалкин, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.


Почему белорусы живут так бедно?

Но поскольку пока на горизонте нет политических событий, «требующих особой лояльности электората» (отметим, что недавно Лукашенко развеял слухи о скором референдуме), то, по прогнозам экономиста, дело закончится некоторым увеличением зарплат учителям, врачам и прочим бюджетникам. Также за счет дополнительных доходов казны могут поддержать местные бюджеты, на которых «лежит социалка», но финансирование которых было сильно урезано, отметил собеседник.

Особого подъема благосостояния ожидать не приходится, в частности, потому, что у Беларуси огромный внешний долг, нужно выплачивать большие проценты по кредитам, евробондам, подчеркнул Ковалкин. Поэтому, скорее всего, «Нацбанк и Минфин из этих доходов попытаются сформировать резервы».

Резервы же, поясняет экономист, понадобятся для выплат по внешнему долгу и покрытия квазифискальных обязательств. Во втором случае речь идет о том, что правительству придется брать на себя долги госпредприятий. «Многие из них уже банкроты, между тем как кредиторы захотят взыскать средства», — говорит Ковалкин.

 

Ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактус

Итак, что же мы видим?

Сейчас, когда пошла карта, улучшилась внешнеэкономическая конъюнктура, белорусским властям придется тратить большие деньги на то, чтобы ликвидировать последствия прежней ущербной финансово-экономической политики, когда нахватали за рубежом кредитов и вбухали миллиарды долларов в спасение монстров социалистической индустрии.

Большинству монстров это помогло как мертвому припарка. А вот бремя платы по долгам будет лежать на белорусах еще черт знает сколько лет и десятилетий.


Кому и сколько должна Беларусь в 2018 году

По информации БелаПАН, в 2018 году Беларусь должна выплатить только по внешнему госдолгу (в основном России, Китаю, Евразийскому фонду стабилизации и развития, а также владельцам белорусских евробондов) около 3,1 млрд долларов.

Да, в последнее время Лукашенко, кажется, больше прислушивается к технократам из Нацбанка, старается умерять популистские порывы в плане нагонки зарплат, строже говорит лоббистам госсектора, что на всех денег не хватит. Однако глава государства по-прежнему отказывается от коренной трансформации неэффективного госсектора. И причины здесь, по мнению аналитиков, политические.

«Лукашенко подходит к экономическим вопросам с точки зрения политики. То, что невыгодно с экономической точки зрения, например поддерживать нерентабельные госпредприятия, может быть выгодно политически, в плане сохранения модели патерналистского государства», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.

Это модель, при которой государство сначала забирает ресурсы, а потом раздает, делит. В итоге большинство населения Беларуси очень зависимо от государства, его руководства, и потому такая система «является оптимальным способом удержания власти», пояснил политолог.

Как видим, специфика политической системы Беларуси стала тормозом ее развития. Причем опыт показывает, что срабатывает и чисто психологический момент: когда в распоряжении белорусского руководства появляются дополнительные деньги, то экономические реформы, на которые оно и так не падко, с легкой душой отодвигаются на потом.

Так что какие-то крохи от нефтяной везухи рядовым белорусам достанутся, но по большому счету все у нас будет по-старому. И в частности деньги, которые могли бы вкладываться в развитие, подъем благосостояния, будут идти в счет огромных долгов да гробиться на госпредприятия-зомби. Как в той присказке: ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактус.

 Новости Беларуси Сегодня