Нет у человека прав — нет проблемы? Как в Беларуси лишают дееспособности

Изображение носит иллюстративный характер. Фото pixabay .com

Генеральная прокуратура инициирует передачу функций органа опеки в отношении недееспособных граждан от Министерства здравоохранения к Министерству труда и социальной защиты.

 

«Сотни людей… без необходимой социальной помощи»

Недееспособными граждане признаются решением суда вследствие психического расстройства либо злоупотребления алкоголем или наркотиками. Недееспособность означает, что человек не может принимать решения в отношении имущества, лечения, выбора места жительства, участия в выборах, обращения в суд, воспитания детей, общения с близкими.

По законодательству функции опеки и попечительства в отношении недееспособных лиц возложены на управления здравоохранения. Однако опыт показывает, что система здравоохранения с этими обязанностями хронически не справляется.

Во многом ситуация связана с тем, что органы и учреждения здравоохранения не уполномочены комплексно решать проблемы недееспособных граждан, например, жилищный и другие вопросы правоотношений. В результате многие из таких граждан остаются без должной соцподдержки.

Генеральная прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением прав недееспособных граждан, в последние годы несколько раз поднимала вопрос о недостаточном уровне координации вопросов опеки между различными государственными органами и несовершенстве правового регулирования этой сферы.

В очередной раз об этом на днях заявил заместитель генерального прокурора Алексей Стук:

«В результате просчетов органов управления здравоохранением, невыполнения ими функции опеки сотни людей, признанных недееспособными вследствие психических заболеваний, остались без необходимой социальной помощи».

По требованию Генпрокуратуры правительство, Минздрав и Минтруда прорабатывают изменения в законодательство на предмет передачи функций опеки над недееспособными гражданами от Минздрава к органам социальной защиты.

Также предлагается перераспределить полномочия госорганов в сфере опеки с учетом их компетенции.

 

Не кто отвечает, а как!

Передача опеки над недееспособными от одного ведомства другому не влияет на соблюдение прав этой категории граждан, считает директор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.

«Это перестановка слагаемых, не более, — отметил эксперт в комментарии для Naviny.by. — Хотелось бы, чтобы прокуратура обратила внимание на то, что институт лишения дееспособности в Беларуси подрывает обеспечение и гарантии прав человека. На мой взгляд, прокуратура должна была бы озаботиться проблемой обеспечения прав человека для этих людей в полной мере».

Сергей Дроздовский считает, что необходимо вести речь не о том, кто будет отвечать за людей, лишенных дееспособности, а о том, чтобы создать такие условия, при которых эти люди будут иметь высокую степень защищенности:

«Вопрос не в опекуне — Минздрав это или Минтруда, а в самом характере видения этого института, который в Беларуси является полной заменой человеческой правоспособности. Человек мыслит, чувствует, испытывает желания, а с точки зрения закона с лишением дееспособности лишается и всех своих прав».


Государству предложили отказаться от практики «гражданской смерти»

Офис по правам людей с инвалидностью сталкивался с ситуациями, когда человека лишали дееспособности только для удобства.

Например, исполняется 18 лет ребенку с особенностями развития, и родители, чтобы не испытывать в будущем лишних трудностей, лишают его дееспособности.

Или родственники добиваются лишения дееспособности своих близких, исходя из материальных соображений — в борьбе за наследство, жилплощадь и т.д.

Были случаи, когда человека лишали дееспособности лишь из-за их особенностей поведения, которые можно назвать странностями. Например, пожилая женщина часто писала жалобы на работу поликлиники, некоторые жалобы были в стихах. Главный врач инициировала процесс, и женщина, которая жила самостоятельно, была признана недееспособной с формулировкой «некритически относится к своим убеждениям».

В Офисе по правам людей с инвалидностью также сталкивались с такой формулировкой причины недееспособности как «для помещения в интернат».

В Беларуси работает 47 психоневрологических домов-интернатов. Все они находятся в ведомстве Министерства труда и социальной защиты. Там содержится, по разным оценкам, 15-16 тысяч человек.

 

Потерять легко, восстановить почти невозможно

Остро также стоит и проблема восстановления дееспособности. Согласно белорусскому законодательству, обращаться в суд для восстановления дееспособности может только орган, который ходатайствовал о ее лишении (прокурор, органы опеки, лечебные учреждения), или опекун.

В интернатах опекуном недееспособных является директор, который отвечает и за то, как будет жить его бывший подопечный после выхода из интерната. Очень часто руководство интернатов не хочет брать на себя дополнительную ответственность и не проявляет заинтересованности в возвращении дееспособности.

По данным Офиса по правам людей с инвалидностью, из психоневрологических интернатов Минска в прошлом году выбыли лишь 17 человек. Часть из них восстановили свою дееспособность, другие перешли под опеку родственников.

Еще в 2013 году Конституционный суд предложил Совету министров подготовить изменения и дополнения в Гражданский кодекс для закрепления еще одного вида ограничения дееспособности — частичной дееспособности. Соответствующий законопроект был подготовлен, но пока прошел только первое чтение.

Чтобы человек с психическим заболеванием оставался в устойчивом состоянии и мог жить самостоятельно, надо заниматься профилактикой. В Беларуси же недостаточно развиты приближенные к месту жительства сервисы для поддержки людей с психическими заболеваниями, считает Сергей Дроздовский.

Речь идет о том, что человек с психическим заболеванием должен быть обучен навыкам самоконтроля, обладать умением принять меры по купированию негативных проявлений и вовремя обратиться к врачу. Однако в Беларуси, отметил Дроздовский, психиатрическая помощь для многих сложнодоступна, особенно в регионах.

Стигматизация, распространенная в обществе в отношении больных с психическими заболеваниями, порождает самостигматизацию. Психически нездоровые люди сами начинают относиться к себе как к ненормальным, не общаются с другими людьми, решают пересидеть кризис, тем самым усугубляя свое состояние и увеличивая шансы потерять дееспособность и оказаться в психоневрологическом интернате.

«Нам бы хотелось, чтобы в Беларуси центр принятия решений в части дееспособности, поддержки людей с психическими заболеваниями был смещен с медицинских на социальные составляющие. В любом случае, речь надо вести не о смене опекунов, а о системном подходе понимания недееспособности, психических заболеваний и ментального здоровья в целом», — заключил Сергей Дроздовский.

 Новости Беларуси Сегодня