Путин перехватывает у Лукашенко контроль над военной политикой Беларуси

Фото из архива пресс-службы президента РФ

 

Образ врага быстро поменялся после выборов

Электоральная кампания Лукашенко в 2020 году практически полностью строилась на теме внешней угрозы, и чем ближе к выборам, тем больше она преподносилась в образе России. Однако после протестных выступлений 9–11 августа Лукашенко обвинил в организации протестов и чуть ли не в желании начать войну страны НАТО, прежде всего Польшу и Литву. Столь быстрое изменение образа врага не ново, подобное происходило и в 2010–2011 годах.

Действительно, в последние пять лет наблюдается усиление военной составляющей НАТО вблизи белорусских границ. Но это происходит в ответ на действия России в Украине начиная с 2014 года. До этого времени расходы НАТО снижались, активность альянса вблизи наших границ существенно не росла.

Вполне логично, что «после Крыма» рост активности НАТО наблюдается в странах альянса, граничащих с Россией. В военно-политическом плане такая активность связана с задачей защитить Литву, Латвию и Эстонию от возможной агрессии России. Естественно, в НАТО не рассматривают возможность агрессии в отношении стран Балтии со стороны Беларуси как самостоятельного государства.

Географически численность войск и количество военных мероприятий НАТО увеличивается у белорусских границ. И это позволяет сказать, что НАТО представляет для нас военную угрозу. Однако считать ее серьезной или нет — определяется политической конъюнктурой руководства государства.

Например, в декабре 2019 года шли переговоры о возможных форматах совместных учений Беларусь — НАТО, на сайте Министерства обороны появилась страница, на которой отмечено, что взаимодействие Беларуси с НАТО имеет положительную динамику, содействует укреплению региональной безопасности и отвечает национальным интересам.

Но после выборов 2020 года риторика резко изменилась и зазвучали речи в духе «натовские войска лязгают гусеницами у наших ворот». При этом генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс не представляет угрозы для Беларуси.

 

Авиаразведку альянса усилили в ответ на переброску белорусских войск

В апреле—мае 2020 года должны были пройти масштабные учения войск стран НАТО Defender Europe, предполагалось участие около 37 000 военнослужащих. Часть мероприятий предполагалось провести вблизи границ Беларуси.

«Нам с президентом России придется подумать о том, как обезопасить себя в этот период», — заявил Лукашенко в октябре 2019 года. Но из-за эпидемии коронавируса Defender Europe прошли в июле—августе и с кратно меньшим числом военнослужащих, техники и локаций. Совместные мероприятия вооруженных сил Беларуси и России в тот период проходили без внезапных изменений. Также планово, хотя и с мобилизацией в рамках проверки отдельных частей, проходили мероприятия подготовки в белорусских войсках.

12 сентября министр обороны Беларуси Виктор Хренин сообщил, что происходит переброска американского танкового батальона на полигон Пабраде (Литва) в 15 километрах от границы Беларуси, отмечаются усиленные полеты авиации вдоль белорусской границы и ведение разведки происходящих на территории Беларуси мероприятий, беспокойство вызывают полеты бомбардировщиков B-52 вдоль нашей границы.

Но упомянутый батальон прибывает не в дополнение к существующим силам, а вместо уже уехавшего бронетанкового батальона США, о котором Лукашенко в свое время сказал: «30 танков и 30 бронемашин — это просто смешно против белорусской армии». Меры противодействия такому батальону выработаны еще в прошлом году.

Полеты разведывательной авиации по открытым источникам достоверно определить сложно, но все же некоторые позволяют оценить динамику количества полетов.

Последние минимум четыре месяца около одного раза в неделю возле границ Беларуси и Калининградской области летают самолеты разведки поля боя и сопровождения целей Sentinel R.1 Великобритании и самолеты радиоэлектронной разведки США RC-12X. 1 сентября западные границы Беларуси облетел самолет радиоэлектронной разведки США RC-135U.

Одно средство авиаразведки действительно стало чаще появляться возле наших границ — это американский стратегический разведывательный беспилотный летательный аппарат RQ-4B-40 Global Hawk (разведка перемещения войск на театре военных действий). 25 мая и 17 июня он пролетел возле наших западных границ, следующие полеты такого рода были совершены 26 августа, 11 и 17 сентября.

Однако, судя по открытым источникам, авиаразведка НАТО была усилена не до выборов в целях подготовки вторжения войск, а после заявлений Лукашенко и переброски белорусских подразделений на запад.

 

«Славянское братство» резко разрослось

Лукашенко использовал тему внешней угрозы с несколькими целями: снизить число протестующих и мобилизовать свой электорат для урегулирования политической ситуации, создать ситуацию конфликта со странами ЕС, разрешение которой (отвод войск) можно было бы «продать» за некие уступки (хотя бы за ослабление риторики о нелегитимности Лукашенко).

Достичь этих целей не удалось. Более того, росло недовольство части младших и старших офицеров вооруженных сил, многие из которых находились на казарменном положении еще за недели до выборов.

Росли и затраты на проведение учений. Чем, вероятно, было вызвано прозвучавшее на совещании с силовым блоком 12 сентября заявление Лукашенко о том, что если натовские войска закончили учения, то следует адекватно на это реагировать: «Мы не можем там (на западной границе. — Е.Л.) долгое время без необходимости держать вооруженные силы в таком количестве. Тем более что это недешево обходится».

После встречи Лукашенко с Путиным 14 сентября ситуация изменилась. На переговорах активно обсуждалась тематика дальнейшего военно-политического взаимодействия на фоне вопросов с рефинансированием долга. И уже через два дня в Беларусь прибыла военная делегация во главе с министром обороны России Сергеем Шойгу, который встретился и с Лукашенко.

Тот объявил о договоренности с Путиным продолжить учения «Славянское братство» (от участия в которых отказалась Сербия), а также о плане других совместных учений, которые-де стоит проводить, «не оглядываясь по сторонам, кто нам и что скажет».

В итоге «Славянское братство» из малых учений (планировалось участие до 1500 человек с трех сторон) контртеррористической направленности превратилось фактически в общевойсковые учения с применением стратегических бомбардировщиков (до 6000 военнослужащих с двух сторон).

Министр Хренин упоминал о беспокоящих полетах B-52 возле наших границ. Но полеты стратегических бомбардировщиков США B-52 и B-1 ранее выполнялись с имитацией нанесения ракетно-бомбового удара по территории России. В ходе учений «Славянское братство» 22 сентября два российских стратегических бомбардировщика Ту-160 пролетели возле западной границы Беларуси. И на следующий день, словно в ответ, американский стратегический бомбардировщик B-52 (бортовой номер 60-0044) пролетел через Польшу и впервые (по открытым источникам) выполнил имитацию ракетного удара целенаправленно по территории Беларуси.

В учениях «Славянское братство» участвовали три батальонные тактические группы воздушно-десантных войск России (всего до тысячи человек и ста единиц техники). Одна группа совершила беспосадочный перелет из России и десантирование с техникой на полигоне «Брестский». За учениями лично наблюдал командующий ВДВ России генерал-полковник Андрей Сердюков.

В ходе учений отрабатывались захват гидротехнического узла, захват района для десантирования, десантирование основных сил, захват и удержание важных объектов условного противника и выгодного рубежа до подхода основных сил.

Фактически это отработка не столько оборонительных, сколько наступательных действий серьезного уровня (с учетом стратегической авиации и других задействованных сил и средств).

 

Кремль решает в Беларуси свои задачи

Визит высокопоставленных российских военных в Беларусь, проведение «Славянского братства» и планы дополнительных учений с Россией на нашей территории — все это говорит о существенном изменении военной политики в отношениях между Беларусью и Россией в пользу доминирования последней.

Изменение характера (десантирование батальона из России) и масштаба совместных учений, на мой взгляд, преследуют две основные цели России.

Первую можно обозначить как «эскалация для деэскалации» — наращивание активности российских стратегических и обычных сил в нашем регионе для последующего принуждения НАТО к снижению своей активности на восточном фланге на паритетной с Россией основе или решения других военных и политических вопросов со странами Североатлантического альянса.

Вторая цель — демонстрация того, что российские войска могут прибыть в Беларусь в пределах нескольких часов.

С одной стороны, это показывает НАТО, что при возможном вторжении в Беларусь ответ России будет быстрым. С другой стороны — демонстрирует белорусам, что прибытие российских войск для подавления беспорядков или иных целей будет молниеносным (уместно напомнить, что в 1968 году в Чехословакию советские войска входили обманным путем, захватив аэродром и проведя десантирование войск).

Все больше экспертов полагают, что Россия будет наращивать свой воинский контингент в Беларуси по примеру США в Восточной Европе: вместо создания постоянных военных баз — непрерывные учения, в ходе которых на нашей территории будут постоянно находиться российские войска.

За время после белорусских выборов 9 августа Путин перехватил внешнюю политику Беларуси (все основные переговоры с лидерами стран ЕС ведет он, наш МИД лишь комментирует), внутреннюю информационную политику (в Минск прибыли группы российских «журналистов»). Экономический контроль фактически уже установлен ранее (причем уже не посредством инвестиций в будущее, а решением о рефинансировании долга).

И логичным ходом, чтобы взять государство под полный контроль, является управление военной политикой, попытки чего мы сейчас и наблюдаем.

Но государство — это не только власть, а и народ, который сегодня еще может сказать свое слово в защиту независимости и суверенитета Беларуси.

 Новости Беларуси Сегодня